Акционерное общество «Газпром космические системы». Спутниковый оператор

Введение

Актуальность работы

Есть ли будущее у российской частной космонавтики? Будущее есть. Но сначала нужно разобраться в подробностях того, что является частной космонавтикой.

Есть государственная космонавтика – это предприятия Роскосмоса. Есть коммерческая космонавтика. Например, компания АО «Газпром космические системы». Из названия понятно, что она относится к Газпрому. Газпром – госкорпорация. Но по сфере своей деятельности «Газпром космические системы»  является самостоятельным, если не частным, то коммерческим предприятием России, которое занимается космонавтикой, и, самое главное, извлекает из этого доход..[7]

Если Главная задача Роскосмоса - обеспечение государственных интересов России в космосе, то задача «Газпром космические системы» – зарабатывать деньги, то есть делать тоже самое, на что направлена деятельность  всех частных компаний - зарубежных или российских.

В нашей стране имеются и частные космические компании, которые организованы на частные инвестиции и развиваются как самостоятельные открытые акционерные общества в рамках российской экономики. Это Даурия Аэроспейс, Спутникс, Лин Индастриал, Космокурс. Успех у компаний разный. Кто-то запускает космические аппараты. Например, Даурия создает космические аппараты, а запускались они ракетами Роскосмоса. У компании есть три запущенных спутника. Или частная компания Космотранс, отчасти российская. У  Спутникс имеется один запущенный космический аппарат. На этом успехи частной космонавтики завершаются. Все остальное пока находится на уровне разработок.

Компания Космокурс готовится создать туристическую ракету. Лин Индастриал занимается ракетными технологиями, собирается создавать микроракеты, способные выводить в космос на низкие околоземные орбиты груз от 10 до 100 кг. У компании впереди еще очень долгий путь разработок. Есть компания Галактика, которая занимается всем, но пока еще ни ракет, ни спутников не построила.

Если говорить о будущем, о том, какие перспективы открываются, то нужно понимать, что большинство подобных маленьких российских стартапов возникли благодаря их создателям – людям, которые умеют создавать ракеты или спутники, или думают, что умеют, или готовятся научиться это делать. Создавались такие компании с оглядкой на западные стартапы, прежде всего,  на американские, в попытке повторить их экономический успех. Это не совсем правильный путь, что и видно из результатов деятельности частных компаний. Даже в Америке не все стартапы достигали успеха, что уж говорить про Россию.

Поэтому  в подобных проектах нужно исходить из реальных потребностей российской экономики и космонавтики. Если рассчитывать на внутренний рынок России, то основным заказчиком может выступать Роскосмос. Но Роскосмосу нет никакого интереса выводить государственные деньги, выделяемые на космонавтику, на частные проекты. Роскосмос заинтересован потратить деньги  самостоятельно, ни отдавая никому никакие госконтракты, рабочие места. Возможности Роскосмоса позволяют осуществлять все спектры космической деятельности и никакие частники в государственных интересах России не нужны.

 Единственное, для чего могут быть нужны частники российскому государству – для развития экономики. Поэтому частные компании должны изначально ориентироваться на международный рынок, на конкуренцию  своих предложений и услуг.  В этом случае государственный заказ или помощь Роскосмоса может рассматриваться, как возможность встать на крыло, развиться до уровня, позволяющего выносить свои предложения на мировой рынок, где все не так просто из-за конкуренции.

 Роскосмос, понимая это, создал венчурный фонд, который предполагает поддержку начинающих стартапов. Некоторые частные компании, совсем небольшие, были поддержаны Роскосмосом в виде вхождения последнего  во владения части стартапа. Например, компания Азмерит, которая разрабатывала маленькие звездные датчики, входившие в состав датчиков, производимых предприятиями Роскосмоса. Одно из предприятий заинтересовалось, проинвестировало Азмерит, включило его в свой промышленный потенциал. И  Азмерит превратился в  преуспевающую компанию Российские космические системы.

Получить заказ от Роскосмоса, заинтересовать его можно, создав то, чего нет у Роскосмоса, то, что ему нужно, нужно российской государственной космонавтике. Не обязательно создавать ракеты, а вот какие-нибудь детали, чипы, управляющие системы, программное обеспечение для ракет или для спутников создавать можно и нужно. Не конкурировать с Роскосмосом, создающим ракеты, а улучшать эти ракеты. Синергия (объединение) с государством – направление деятельности для российских частников.

Есть еще одно интересное направление, не совсем космонавтика, -  коммерционализация спутниковых данных. Например, спутник Роскосмоса летит и фотографирует Землю, а частная компания обрабатывает эти данные, продает снимки для российских и иностранных заказчиков и зарабатывает на этом. Спектр деятельности большой: услуги связи, обработка геоданных, навигационные услуги. Примером служит компания Сканекс. Большей частью компания по лицензии занимались обработкой снимков с иностранных спутников. Любопытный факт. Яндекс-карты - российский картографический сервис, в котором нет снимков с российских спутников. До недавнего времени Росскосмос не продавал снимков со своих спутников. Проще и легче закупать иностранные снимки.

И еще один, совсем не космический способ зарабатывать деньги на космонавтике. Это космическое питание. Тюбик с пищей. Космонавты давно так не питаются, стереотип способствовал появлению в России компаний, производящих тюбики с  космическим питанием. Это проекты Спецфуд и Космопит. Рецептура и технологии, на самом деле, космические. При цене тюбика в 300-500 рублей продукция предприятий является больше сувениром, чем реальным ежедневным продуктом питания. Автоматы с  тюбиками уже размещены в Москве и в нескольких аэропортах. Далеко не космонавтика, но начало положено космосом и приносит доход.

Цель проекта:

- создание учебной видеопрезентации о возможностях частной космонавтики в России.

Задачи проекта:

1. Проанализировать роль частной российской космонавтики. Познакомиться с частными компаниями в сфере космонавтики.

2. Выяснить, чем частные космические компании отличаются от государственных и каковы перспективы их дальнейшего развития в нашей стране?

3. Собрать и систематизировать фото и видеоматериал о деятельности частных космических компаний.

4. Познакомиться с программой создания видеофильмов и презентаций Windows Movie 3 Maker. Разобрать алгоритм работы с программой.

5. Выпустить диск с видеопрезентацией и оформить обложку.

Гипотеза:

при помощи программы Movie Maker возможно создать видеопрезентацию из коллекции фото и видео ресурсов в домашних условиях режима самоизоляции.

Практическая ценность состоит в том, что видеопрезентация может быть использована в учебном процессе при изучении астрономии.  



КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА

Акционерное общество «Газпром космические системы». Спутниковый оператор

Акционерное общество «Газпром космические системы» — дочерняя компания ПАО «Газпром», осуществляет космическую деятельность в области создания и эксплуатации телекоммуникационных и геоинформационных систем в интересах компаний Группы Газпром и других потребителей. «Газпром космические системы» является одним из двух российских национальных спутниковых операторов и входит в группу из примерно пятидесяти спутниковых операторов, существующих в мире. «Газпром космические системы» создал, эксплуатирует и развивает систему спутниковой связи и вещания «Ямал», разрабатывает технологически новую для России систему дистанционного зондирования Земли «СМОТР», оказывает телекоммуникационные и геоинформационные услуги.[2]

Система спутниковой связи и вещания «Ямал» включает в себя:

- орбитальную группировку из спутников «Ямал-601» (орбитальная позиция 49°в.д.), «Ямал-402» (55°в.д.), «Ямал-401» (90°в.д.), «Ямал-202» (перемещается в новую орбитальную позицию), «Ямал-300К» (183°в.д.), и наземный комплекс управления спутниками;

- Телекоммуникационный центр и наземную инфраструктуру в составе более 400 земных станций спутниковой связи, эксплуатируемых в интересах компаний Группы Газпром, построенных на объектах добычи, транспорта, переработки, хранения и реализации газа;

- Центр спутникового цифрового телевидения, обеспечивающий трансляцию телепрограмм и радиопрограмм через спутники «Ямал».

Основным потребителем услуг системы «Ямал» является ПАО «Газпром». Среди клиентов «Газпром космические системы» — государственные структуры, телевизионные компании, российские и зарубежные коммерческие сервис-провайдеры.

«Газпром космические системы» является одним из двух российских национальных спутниковых операторов и входит в группу из примерно пятидесяти спутниковых операторов, существующих в мире.

Компания имеет долгосрочную программу развития, предусматривающую:

1. Развитие системы спутниковой связи и вещания «Ямал».

2. Развитие системы аэрокосмического мониторинга «СМОТР».

3. Создание сборочного производства космических аппаратов.

Инфраструктура, на которой базируется деятельность компании в области спутниковых телекоммуникаций - это система спутниковой связи и вещания «Ямал», состоящая из:

- космической инфраструктуры (спутники связи Ямал-601, Ямал-402, Ямал-401, Ямал-202, Ямал-300К);

- наземной инфраструктуры (Телекоммуникационный центр Щелково, Телекоммуникационный центр Переславль-Залесский, Центр спутникового цифрового телевидения, Телепорт Сибирского Федерального округа (Новосибирск), Телепорт Дальневосточный (Хабаровск), Пункт управления Восточный, сеть земных станций в регионах России).

Основной услугой «Газпром космические системы» является предоставление спутникового ресурса. Около 85% емкости спутников «Ямал» реализуется путем прямых продаж спутникового ресурса. Потребителями являются, как правило, крупные сервис-провайдеры с собственной наземной инфраструктурой, которые оказывают на базе этого ресурса услуги конечным пользователям.

Наземная инфраструктура «Газпром космические системы» позволяет компании около 15% ресурса спутников Ямал использовать для предоставления спутниковых телекоммуникационных услуг. Потребителями этих услуг являются государственный и корпоративный сектор, телерадиокомпании, сервис-провайдеры, работающие с индивидуальными пользователями.

Советом директоров «Газпром космические системы» одобрена Долгосрочная программа развития компании, предусматривающая:

- развитие системы спутниковой связи и вещания «Ямал»;

- развитие системы аэрокосмического мониторинга «СМОТР»;

- создание сборочного производства космических аппаратов.

В состав космического сегмента системы «СМОТР» будут входить:

- оптикоэлектронные спутники сверхвысокого разрешения;

- радиолокационные спутники для всепогодного мониторинга объектов и территорий;

«Газпром космические системы» осуществляет разработку космических систем. Эти работы включают системное проектирование космических комплексов, разработку полезных нагрузок для спутников, строительство наземных комплексов управления, телепортов и сетей спутниковой связи и телевидения.

Создание современного сборочного производства космических аппаратов на базе передовых технологий сборки, интеграции и испытаний космических аппаратов позволит в будущем гарантировано восполнять орбитальные группировки систем «Ямал» и «СМОТР» конкурентоспособными спутниками российской разработки.

Такие факторы, как опыт «Газпром космические системы» при реализации космических проектов, прямой интерес компании в создании конкурентоспособных спутников, имеющийся кадровый потенциал и сложившиеся взаимоотношения с зарубежными производителями космической техники, обеспечивают возможность реализовать проект создания сборочного производства космических аппаратов на базе современных технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: