Классификация пассивных методов

Словесные методы тут занимают лидирующие позиции. Было время, когда это был единственный способ донесения информации. Прогрессивные педагоги были против абсолютности данного метода, считая, что их следует совмещать с практической частью. На данный момент пассивные методы считают устаревшими. К оцениванию этой группы следует подходить более объективней, т.к. словесные методы обучения помогают доносить информацию в краткие сроки. Учитель способен строить ученикам картины будущего, настоящего и прошлого человечества. Словесный метод может включить воображение, чувства и память. Словесные методы можно разделить на: беседа, рассказ, лекция, работа с книгой.

 Беседа – метод обучения с помощью диалогов, учитель с помощью правильно поставленных вопросов может привести к пониманию новой темы или проверяет на сколько хорошо изучен материал. Беседа считается более старым методом работы. Её ещё использовал Сократ, поэтому есть такое понятие «сократическая беседа». В средние века самым распространённым методом обучения была катехизическая беседа, где воспроизводились вопросы и ответы по учебникам. В наше время такое обучение не используется.

  От различных факторов (содержание учебного материала, конкретные задачи, место беседы и т.п.) выделяют следующие виды беседы: вступительные или вводные; беседы-сообщения или обнаружение и формирование новой информации; организующие беседы; систематизирующие, синтезирующие или закрепляющие беседы.

 Цель вводной беседы – сделать ранее полученные знания более актуальными, потенциальные, интеллектуальные и реальные возможности у учеников для того, чтобы их в дальнейшем подключить в учебно-познавательную деятельность. Во время такой беседы можно выяснить на сколько учащиеся понимают материал и готовность к новой деятельности для того чтобы перейти к новым темам для изучения.

 Синтезирующая (закрепляющая) беседа нацелена на обучение имеющихся знаний и то, как ими пользоваться в нестандартных ситуациях. Во время беседы вопросы могут быть заданы одному ученику или всему классу.

 Собеседование также можно отнести к беседе. Его можно использовать для всего класса в целом или с небольшими группами. Результативно использовать собеседование в старших классах, ведь те более самостоятельны в своих суждениях, могут находить и решать проблемные вопросы, высказывать и доказывать своё мнение.

 Успех бесед может зависеть от правильно поставленных вопросов. Учитель задаёт их всему классу, чтобы все ученики готовились ответить.

 Вопросы должны быть содержательными, но и в тоже время краткими и чёткими. Делать вопросы с подсказкой или двойными не стоит, т.к. ответ можно угадать. Не надо делать альтернативные вопросы, где можно ответить «да» или «нет».

 У беседы есть следующие преимущества:

 - Развитие памяти и речи;

 - Активизация учебно-познавательной деятельности;

 - Открытые знания;

 - Большая воспитательная сила;

 - Хорошее диагностическое средство;

 Минусы:

 - Занимает много времени;

 - Есть риск: ученик может ответить неправильно, ответ запоминают, фиксируют в своей памяти другие учащиеся;

 - Нужен определённый запас знаний.

 Работа с учебником или книгой. Это один из самых важных методов обучения. В младших классах работа с учебниками проходит под присмотром преподавателя. Позже учащиеся начинают работать с книгой самостоятельно. Есть разные приёмы самостоятельной работы с учебниками. Самыми основными можно посчитать:

 - Конспектирование – изложение, краткое содержание прочитанного. Конспекты можно вести от первого или третьего лица. Записи от первого лица лучше всего развивают самостоятельное мышление;

 - План текста. Он должен быть сложным, а может быть и простым. Для того, чтобы составить план нужно прочесть весь текст, поделить его на части и назвать каждую часть;

 - Тезирование – краткое изложение мыслей по прочитанному;

 - Цитирование – дословная запись теста. Следует обязательно указывать данные о цитате.

 - Аннотирование – краткое изложение без потери смысла по прочитанному;

 - Рецензирование – краткий отзыв о прочитанном;

 - Справка – сведенья полученные после поисков;

 - Формально-логическая модель – словесно-схематическое изображение;

 - Тематический тезаурус – комплекс понятий по теме;

 - Матрица идей – сравнительная характеристика похожих предметов в трудах разных авторов.

ГЛАВА 3. Применение активных и пассивных методов на информатике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: