Лабораторная работа № 6
«Численное интегрирование»
Цель работы: Познакомиться с методами и алгоритмами численного интегрирования, приобрести умения и навыки разработки математического обеспечения на основе программной реализации квадратурных формул.
Рассматриваемые объекты: Определенные интегралы от гладких функций, методы и алгоритмы численного интегрирования, компьютерные инструментальные средства программной реализации алгоритмов и методов, компьютерные средства автоматизации решения вычислительных задач, графические компьютерные средства визуализации результатов работы.
Практическая часть
- Вычислить с помощью систем компьютерной математики заданный определенный интеграл и его приложения: длину дуги, объем и площадь тела вращения.
- Написать программный модуль для реализации квадратурных формул метода прямоугольников (левых, правых, средних).
- Реализовать программно метод трапеций численного интегрирования.
- Реализовать алгоритм метода Симпсона с уточнениями для вычисления определенного интеграла.
- Вычислить абсолютные и относительные погрешности, выполнить анализ и сравнение результатов, полученных различными методами.
- С помощью графических компьютерных средств визуализировать поверхность вращения и криволинейную трапецию (геометрическую интерпретацию определенного интеграла).
- Результаты работы оформить в виде отчета.
Задание к лабораторной работе №6
Найти точное (п.1) и приближенное значение интеграла заданной в таблице 1 подынтегральной функции f(x) на отрезке [a, b] по формулам прямоугольников, трапеций, Симпсона (п.2-4) при делении отрезка на 10 и 100 равных частей. Произвести оценку погрешности методов интегрирования и сравнить точность полученных результатов. Выполнить п.5-7 практической части.
Таблица 1
| № | Функция | Интервал |
| 1. |
| [0;3] |
| 2. |
| [0;1] |
| 3. |
| [1;2] |
| 4. |
| [2;3] |
| 5. |
| [0;0.5] |
| 6. |
| [1,2;2,2] |
| 7. |
| [0,5;1,5] |
| 8. |
| [2;3] |
| 9. |
| [1;2] |
| 10. |
| [-0,5;0,5] |
| 11. |
| [0,1;1,1] |
| 12. |
| [-2;0] |
| 13. |
| [0;1] |
| 14. |
| [3;5] |
| 15. |
| [2;3] |
| 16. |
| [-1;0] |
| 17. |
| [0;3] |
| 18. |
| [0;5] |
| 19. |
| [-3;-1] |
| 20. |
| [0;1] |
| 21. |
| [4;5] |
| 22. |
| [0;3] |
| 23. |
| [0,1;1,1] |
| 24. |
| [1;2] |
| 25. |
| [1,5;2,5] |
| 26. |
| [1,7] |
| 27. |
| [p;p/2] |
| 28. |
| [0;1] |
| 29. |
| [0;9] |
| 30. |
| [4;10] |
| 31. |
| [0;6] |
| 32. |
| [0;3] |
| 33. |
| [p/3;p/6] |
| 34. |
| [0;8] |
| 35. |
| [2;5] |
| 36. |
| [0;p] |
| 37. |
| [0;10] |
| 38. |
| [2;4] |
| 39. |
| [0;2] |
| 40. |
| [0;p/2] |
Интегрирование в среде MathCad:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П л о щ а д ь к р и в о л и н е й н о й т р а п е ц и и
|
|
|
|
О б ъ е м п о в е р х н о с т и в р а щ е н и я
|
|
|
|






















