Лабораторная работа № 6
«Численное интегрирование»
Цель работы: Познакомиться с методами и алгоритмами численного интегрирования, приобрести умения и навыки разработки математического обеспечения на основе программной реализации квадратурных формул.
Рассматриваемые объекты: Определенные интегралы от гладких функций, методы и алгоритмы численного интегрирования, компьютерные инструментальные средства программной реализации алгоритмов и методов, компьютерные средства автоматизации решения вычислительных задач, графические компьютерные средства визуализации результатов работы.
Практическая часть
- Вычислить с помощью систем компьютерной математики заданный определенный интеграл и его приложения: длину дуги, объем и площадь тела вращения.
- Написать программный модуль для реализации квадратурных формул метода прямоугольников (левых, правых, средних).
- Реализовать программно метод трапеций численного интегрирования.
- Реализовать алгоритм метода Симпсона с уточнениями для вычисления определенного интеграла.
- Вычислить абсолютные и относительные погрешности, выполнить анализ и сравнение результатов, полученных различными методами.
- С помощью графических компьютерных средств визуализировать поверхность вращения и криволинейную трапецию (геометрическую интерпретацию определенного интеграла).
- Результаты работы оформить в виде отчета.
|
|
Задание к лабораторной работе №6
Найти точное (п.1) и приближенное значение интеграла заданной в таблице 1 подынтегральной функции f(x) на отрезке [a, b] по формулам прямоугольников, трапеций, Симпсона (п.2-4) при делении отрезка на 10 и 100 равных частей. Произвести оценку погрешности методов интегрирования и сравнить точность полученных результатов. Выполнить п.5-7 практической части.
Таблица 1
№ | Функция | Интервал |
1. | [0;3] | |
2. | [0;1] | |
3. | [1;2] | |
4. | [2;3] | |
5. | [0;0.5] | |
6. | [1,2;2,2] | |
7. | [0,5;1,5] | |
8. | [2;3] | |
9. | [1;2] | |
10. | [-0,5;0,5] | |
11. | [0,1;1,1] | |
12. | [-2;0] | |
13. | [0;1] | |
14. | [3;5] | |
15. | [2;3] | |
16. | [-1;0] | |
17. | [0;3] | |
18. | [0;5] | |
19. | [-3;-1] | |
20. | [0;1] | |
21. | [4;5] | |
22. | [0;3] | |
23. | [0,1;1,1] | |
24. | [1;2] | |
25. | [1,5;2,5] | |
26. | [1,7] | |
27. | [p;p/2] | |
28. | [0;1] | |
29. | [0;9] | |
30. | [4;10] | |
31. | [0;6] | |
32. | [0;3] | |
33. | [p/3;p/6] | |
34. | [0;8] | |
35. | [2;5] | |
36. | [0;p] | |
37. | [0;10] | |
38. | [2;4] | |
39. | [0;2] | |
40. | [0;p/2] |
Интегрирование в среде MathCad:
|
|
П л о щ а д ь к р и в о л и н е й н о й т р а п е ц и и
О б ъ е м п о в е р х н о с т и в р а щ е н и я