Задание 4. Проанализировать особенности вегетативных и генеративных органов Рогозовых, схематически зарисовать их строение (Рисунок 4)

Лабораторное занятие № 15

Тема: Тип Magnoliophyta ˗ Покрытосеменные, пор. Poales ˗ Злакоцветные, сем. Cyperaceae ˗ Осоковые, сем. Typhaceae ˗ Рогозовые ˗ 2 часа.

Цель: ознакомить обучающихся с характерными особенностями организации вегетативных и генеративных органов семейств Осоковые и Рогозовые. Выяснить их эволюционное положение в филогенетической системе.

Формирование практических умений и навыков: в процессе занятия обучающиеся усваивают основные принципы анализа цветка осоки, обучаются распознавать осоковые и рогозовые в природе.

Лабораторное оборудование и материалы: 1. Бинокуляр. 2. Штативная лупа. 3. Свежие и фиксированные растения. 4. Гербарный материал.

Распределение времени: 1. Организация группы ˗ 2 мин. 2. Групповой опрос ˗ 35 мин. 3. Индивидуальное собеседование ˗ 9 мин. 4. Обсуждение методики занятия ˗ 3 мин. 5. Инструктаж по технике безопасности ˗ 3 мин. 6. Выполнение практикума ˗ 35 мин. 7. Подведение итогов ˗ 3 мин.

Контрольные вопросы:

1. Классификация порядка Злакоцветные и его положение в филогенетической системе отдела Покрытосеменные.

2. Основные признаки вегетативных органов семейства Осоковые.

3. Особенности строения генеративной сферы представителей семейства Осоковые.

Подготовить презентацию на тему «Хозяйственное применение представителей семейства Осоковые».

5.  Основная систематическая характеристика рода семейства Рогозовые.

6. Особенности строения генеративной сферы представителей семейства Рогозовые.

Содержание занятия: обучающиеся в ходе практического занятия должны изучить следующие объекты: пор. Poales, сем. Cyperaceae ˗ Осоковые, род Carex ˗ Осока, вид C. divisa ˗ Осока раздельная, вид C. vulpina – Осока лисья, вид C. otrubae – Осока Отрубы, род Scirpus ˗ Камыш, вид S. sylvaticus – Камыш лесной. Сем. Typhaceae ˗ Рогозовые, вид Typha angustifolia – Рогоз узколистный.

 

 

Для ознакомления:

 

Порядок Злакоцветные (Poales) традиционно рассматривался как вершина анемофильной эволюции подкласса Liliidae. На основании молекулярно-генетических данных порядок принадлежит к кладе commelinis, а объем его сильно расширен. Порядок является крупнейшим в кладе и включает 17 семейств и около 18500 видов (в числе которых Cyperaceae, Typhaceae, Bromeliaceae, Juncaceae) (Ботаника: учебник для вузов / под ред. Г. П. Яковлева, М. Ю. Гончарова. – 4-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: СпецЛит, 2018. – C. 625).

Выполнить задания:

Задание 1. Познакомиться с внешним видом некоторых представителей семейства Осоковые (Рисунок 1). Перейти по ссылками для ознакомления с объектами: https://www.youtube.com/watch?v=CjKPvGVQdkI (Carex sp.); https://www.youtube.com/watch?v=8E5lVRuSZOM (Bolboschoenus maritimus, syn.: Scirpus maritimus)

 

 

Carex divisa Huds. (Осока раздельная) – внешний вид растения Фото: П. Евсеенков https://www.plantarium.ru/page/image/id/51069.html Carex otrubae Podp. (Осока Отрубы) – фрагмент побега с плодами-орешками, заключенными в мешочки. Фото: А. Фатерыга https://www.plantarium.ru/page/image/id/135524.html
Carex vulpina L.(Осока лисья) – внешний вид растения. Фото: С. Свирин https://www.plantarium.ru/page/image/id/39570.html   Carex vulpina L. (Осока лисья) – плоды-орешки в мешочках. Фото: С. Банкетов https://www.plantarium.ru/page/image/id/493512.html
  Scirpus sylvaticus L. (Камыш лесной) – фрагмент побега с соцветиями. Фото: М. Скотникова https://www.plantarium.ru/page/image/id/96058.html Scirpus sylvaticus L. (Камыш лесной) – внешний вид растения Фото: Д. Мирин https://www.plantarium.ru/page/image/id/1650.html

Рис 1. Некоторые представители семейства Cyperaceae.

 

Задание 2. Зарисовать схематическое строение мужского и женского цветков осоки (Рисунок 2б). Перейти по ссылке:  https://www.youtube.com/watch?v=7kIusMmfDXc – плод, формирующийся после оплодотворения

а Carex hirta L. (Осока коротковолосистая) - фрагмент побега с соцветиями. Обозначения: 1 – колосовидное соцветие с мужскими цветками; 2 – колосовидное соцветие с женскими цветками.    Фото: С. Банкетов https://www.plantarium.ru/page/image/id/455361.html б Схематическое строение цветков у растений рода Carex. Обозначения: 1 – фрагмент побега с тычиночными (т. кс.) и пестичными цветками (п. кс.) в колосовидных соцветиях (колосках); 2 – тычиночный цветок; 3 – пестичный цветок, 4 – пестик, 5, 6 – диаграмма цветка (5 – мужского, 6 – женского), к.ч. - кроющие чешуи, плн – пыльник, т.н. – тычиночная нить, мш – мешочек, н – носик, стб – столбик, рц – рыльце, ж – жилки.

Рис. 2. Особенности строения и расположения женских и мужских цветков растений рода Carex sp.

Задание 3. На примере Typha angustifolia L. познакомиться с особенности вегетативных и генеративных органов растений семейства Рогозовые (Рисунок 2). Перейти по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=gIaSTip6XMI − Typha angust ifolia L.

 

а Фото: С. Беспалов https://www.plantarium.ru/page/image/id/164354.html б Фото: Л. Непоменко https://www.plantarium.ru/page/image/id/108650.html
в Фото: В. Куделя https://www.plantarium.ru/page/image/id/203388.html г   Фото: М. Скотникова https://www.plantarium.ru/page/image/id/55613.html

Рис. 3. Typha angustifolia L. (Рогоз узколистный)

а - внешний вид растений; б – корневище; в – фрагмент побега с соцветиями; г – заросли плодоносящих растений.

Обозначения: 1 – тычиночные цветки в соцветиях (початок); 2 – пестичные цветки в соцветиях (початок).

Задание 4. Проанализировать особенности вегетативных и генеративных органов Рогозовых, схематически зарисовать их строение (Рисунок 4). 

 

Рис. 4. Схематическое строение органов растений рода Typha.

Обозначения: 1 − тычиночные цветки, собранные в соцветие; 2 − пестичные цветки, собранные в соцветие; 3 – Тычиночный цветок с зачаточным околоцветником в виде волосков; 4 – пестичный цветок с зачаточным околоцветником в виде волосков; 5 – основание побега с корневищем; 6 − лист.

 

Задание 5. Проанализировать особенности вегетативных и генеративных органов растений изучаемых семейств, используя план морфологического описания растений. Составить тезисный конспект в альбоме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: