Теории социальных изменений

Тема 4. Право и социальные изменения

Трактовки понятия «социальные изменения»

Что есть социальные явления, изменения, различные пертурбаци, а также их причины, определенные теории и факторы, на все вопросы можно найти ответы и разобраться в смысле понятий с помощью трудов Холодковой Н. А. «Основные подходы к изучению социальных изменений» и Карповой М. К. «Факторы социальных изменений современного российского общества». Этими источниками, как основными, я руководствовалась при подготовке и выполнение семинарского задания.

Изменения — это различия между тем, что представляла система в прошлом, и тем, что стало с ней через определенный период времени. Изменения происходят каждую минуту: «все течет, все изменяется». Распадаются старые и возникают новые общества.

Социальные изменения – в социологии масштабные изменения организации общества, его структуры; появление новых групп, смена властных элит, масштабное изменение форм поведения масс людей, появление новых социальных институтов. (Перов Г.О., Самыгин С.И. «Социология»)

Понятие "социальный процесс". Под процессом понимается любой вид движения, смены состояний какого-либо объекта или явления. Это поток событий, модификаций, трансформаций, социокультурных изменений. Это также последовательность социальных событий. Без процесса, приводящего к тем или иным изменениям, социальная система существовать не может. Изменения - результат различных процессов, происходящих в течение определенного времени.

Виды социальных изменений могут протекать в следующих основных формах: функциональные изменения, реформы, революции, модернизации, трансформации, кризисы. Рассмотрим каждый из названных видов изменений.

ИСТОЧНИКИ:

Холодкова Н. А. «Основные подходы к изучению социальных изменений»

Карпова М. К. «Факторы социальных изменений современного российского общества».

Перов Г.О., Самыгин С.И. «Социология»

Г.И. КОЗЫРЕВ «СОЦИАЛЬНЫЕПРОЦЕССЫИИЗМЕНЕНИЯ»

 

Теории социальных изменений

По Карповой М. К. социологические теории социальных изменений разделяются на две главных ветви — теории социальной эволюции и теории социальной революции, которые рассматриваются преимущественно в рамках парадигмы социального конфликта.

Существует большое количество разнообразных теорий, разберем несколько. В статье Холодковой Н. А. описаны и подробно изложены следующие позиции: эволюционизм, диффузионизм, теории исторического круговорота, исторический материализм.

1) Эволюционизм (О. Конт, Г. Спенсер, Л. Морган, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис) – один из первых социологических подходов, представители которого пытались обосновать социальные изменения общества от простого к сложному. Эволюционисты объясняют эволюционное развитие общества, которое достигается средствами структурно-функциональной дифференциации от аморфности к четкости; от однообразия, гомогенности к специализации, гетерогенности; от текучести к стабильности. Основатель социологии О. Конт. Согласно взглядам Герберта Спенсера, социальная эволюция аналогична биологической и приводит в результате к тому, что мир постепенно становится все лучше и лучше. Сходную типологию можно найти в работе Ф. Тенниса «Община и общество». Личные, интимные, первичные социальные связи, характерные для «общины», превращаются в безличные, опосредованные, вторичные и чисто инструментальные контакты в современном «обществе». Уникальность подхода Ф. Тенниса заключается в его критическом отношении к современному обществу, в ностальгии по утерянной общинной жизни. В отличие от других эволюционистов он не отождествлял эволюцию с прогрессом. Хотя эволюционная теория оказалась надолго дискредитированной, в последние десятилетия она возродилась.

2) Диффузионизм (Л. Фробениус, Ф. Гребнер, В. Шмидт, В. Копперс, У. Риверс, Г. Чайлд и др.). Представители данного направления объясняли социальные изменения в культуре отдельных народов не их самостоятельной эволюцией, а главным образом или даже исключительно заимствованиями культурных достижений других народов (при миграциях, в результате войн, торговых отношений, колонизации, добровольном подражании и т. п.). Самые радикальные сторонники диффузионизма стремились свести всю историю человечества к контактам, столкновениям, заимствованиям и переносам культур. Понятие эволюции, а тем более прогресса, отвергалось. В той или иной степени близкими теориям диффузионизма можно рассмотреть теории исторического круговорота.

3) Теория исторического круговорота (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин) Представители сравнивают социальные изменения разных обществ, пытаясь найти сходства стадий их роста и упадка. Освальд Шпенглер утверждал, что культура проходит через те же этапы развития и упадка, что и человек в своей жизни: период развития, за которым следуют зрелость, а затем закат и, наконец, смерть. На основании изучения восьми типов культур Шпенглер заявлял, что каждая культура существует примерно 1000 лет. Он считал, что западная культура зародилась около 900 г. и потому ее конец уже близок.

По П. Сорокину, история человечества есть цикл изменений культурного менталитета: от умозрительного (идеационального) через идеалистический к чувственному (сенситивному) и обратно – от чувственного через идеалистический к умозрительному (идеократическому).

Таким образом, теории исторического круговорота представляют собой одну из теорий, объясняющих развитие общества и культуры. Большинство представителей этих теорий рассматривают культуру подобно биологическому организму, проходящей аналогичные его развитию фазы – рождение, взросление, достижение зрелости, расцвет, старость и смерть. Ход мирового исторического процесса теории исторического круговорота представляют как синтез разных культур и цивилизаций, которые мало взаимодействуют между собой и практически не оказывают влияния друг на друга. Общим недостатком всех этих теорий (пожалуй, кроме теории П. Сорокина) является отрицание диалектической преемственности в жизни культуры, механическое объяснение развития – по замкнутому кругу, подход к человеческой истории как к локальным культурам, не связанным (или связанным незначительно) друг с другом цивилизациям.

4) Теория исторического материализма (К. Маркс, Р. Дарендорф). Согласно теории исторического материализма К. Маркса, любой экономический строй развивается до состояния максимальной эффективности, в течение всего процесса развития создавая в своих недрах внутренние противоречия, или слабые места, способствующие упадку этого строя. Классовый конфликт является особенно мощным источником изменений, и Маркс считал его ключом к пониманию истории человечества. Классовый конфликт проистекает из борьбы между членами общества, владеющими средствами производства мате риальных благ, и теми, кто такими средствами не владеет. Маркс склонен рассматривать противоречия, борьбу между противоположными силами и тенденциями как источник и движущую силу развития. Конфликт берет начало в противоречиях, которые изначально присущи всем вещам и процессам. Любое развитие – социальное, экономическое или человеческое – проходит через стадии разрешения существующих и появления новых противоречий. Результатом столкновения между двумя противоборствующими силами является не компромисс, а совершенно новый продукт, рожденный в борьбе. Таким образом, изменяются и индивиды, и общества. «Революции – локомотивы истории»!

В современной социологии формируются новые подходы к социальным изменениям, прежде всего постмодернизм и теории социально-исторического развития общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: