Требования к служебному поведению государственных гражданских служащих

Требования к служебному поведению государственных служащих определены Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих; нормами ФЗ № 79 от 27.07.2004. (ред. от 28.12.2017.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; Утвержденные Указом Президента РФ от 12.08.2002. № 885 ред. от 16.07.2009. Общие принципы служебного поведения государственных служащих.

Остановимся на некоторых положениях, изложенных в Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих; на содержании статей Кодекса служебной этики государственных гражданских служащих Нижегородской области; познакомимся с общими принципами судебного поведения государственных служащих.

1. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих разработан в соответствии с положениями Конституции РФ, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12.12.1996.); Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11.05.2000. № К (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих) и других (подробнее см. Типовой кодекс).

Типовой кодекс – свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности.

    В п.6 Типового кодекса содержится следующая информация: 

Целью Типового кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных (муниципальных) служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных служащих, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения государственных (муниципальных) служащих.

    В п.8 – Типовой кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной и муниципальной службы, уважительного отношения к государственной и муниципальной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных (муниципальных) служащих, их самоконтроля.

     Часть 2. Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих содержит информацию о том, что государственные служащие, осознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны, в том числе:

- исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

- не оказывать предпочтения каким-либо профессиональными или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

- соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

- проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

- проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

- воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным служащим должностных обязанностей, избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

- государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата;

- государственный (муниципальный) служащий своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости;

- государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению другим государственным (муниципальным) служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия;

 Часть 3. Рекомендательные этические правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих, в том числе, содержит информацию о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью;

- в служебном поведении государственный (муниципальный) служащий воздерживается от: любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений; грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение; государственные (муниципальные) служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

Нарушение государственным (муниципальным) служащим положений Типового кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Типового кодекса влечет применение к государственному (муниципальному) служащему мер юридической ответственности.

Кодекс служебной этики государственных гражданских служащих Нижегородской области содержит в ст.4. Основные принципы служебной этики:

1. Принцип политической нейтральности.

2. Принцип уважения личности.

3. Принцип служения государству.

4. Принцип слежения общественным интересам.

5. Принцип законности.

6. Принцип лояльности.

7. Соблюдение общих нравственных принципов.

Статья 5 – содержит информацию об этике взаимоотношений с представителями проверяемых организаций. В статье 6 речь идет об этике взаимоотношений с коллегами и подчиненными; в статье 7 – об этике взаимоотношений с общественностью; в статье 8 – рассмотрены этические конфликты.

 Ст.11. Ответственность гражданских служащих, наделенных организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим гласит: гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, несет моральную ответственность за действия или бездействие подчиненных сотрудников, нарушающих правила служебного и этического поведения, если он не принял мер, чтобы не допустить таких действий или бездействия.

В ст.12. Ответственность за нарушение Кодекса в п.3 говорится: Нарушение гражданским норм служебной этики, установленных настоящим Кодексом, рассматриваются в установленном порядке на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов; п.4. За нарушение норм служебной этики гражданский служащий несет моральную ответственность перед обществом, служебным коллективом и своей совестью.

В утвержденных Указом Президента РФ Общих принципах служебного поведения государственных служащих содержится в т.ч. следующая информация:

Государственные служащие, осознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

-  исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;
- воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;

- проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

    Государственные служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также призваны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов; принимать меры по предупреждению коррупции; не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

    По мнению специалистов (Лавриненко В.Н.) основной этический принцип применительно к деловому общению формулируется следующим образом. В деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон. В основе этики делового общения должна быть координация, по мнению исследователей, если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: