Символический смысл названия. Художественное своеобразие произведений

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Дисциплина: Родная литература.

Тема. А. Грин. Очерк жизни и творчества.

   

                                      Содержание занятия.

Александр Грин – выдающийся представитель русского неоромантизма, писатель, поэт, философ.

Александр Грин (1880-1932) – выдающийся представитель русского неоромантизма, писатель, поэт, философ. В биографии Грина есть немало интересных, ярких моментов, раскрывающих его как сильную и яркую личность.
Александр Степанович Грин родился 11 (23) августа 1880 г., в г. Слободской Вятской губернии. Его отец, С. Гриневский, польский шляхтич, был участником Январского восстания, за что его сослали в Томскую губернию.

Читать будущий писатель выучился в шестилетнем возрасте. С самого детства он “болел” морем и мечтал стать матросом. Несколько раз маленький Саша предпринимал попытки бежать из дома.

Домашнее воспитание будущего литератора последовательным не было. Беспричинные ласки резко сменялись строгими наказаниями. Иногда ребенок оказывался предоставлен самому себе.

В 1889 г. Саша поступил в подготовительный класс местного реального училища. Там и “родилось” прозвище “Грин”, ставшее впоследствии его литературным псевдонимом.

Учился Александр скверно, и, по воспоминаниям современников, был “отпетым хулиганом”.

Когда юноше исполнилось пятнадцать лет, его мать скончалась от туберкулеза. Женившись второй раз, отец отдалился от сына, и юный Грин был вынужден начать самостоятельную жизнь.


Начало творческого пути

В 1906-1908 гг. в жизни А. Грина наступил перелом. Летом 1906 г. из-под его пера вышли два рассказа, которые были опубликованы осенью этого же года. Жанр ранних рассказов был определен как “агитброшюра”.

Они были посвящены солдатам царской армии, которые после революции 1905 г. часто устраивали кровавые карательные рейды.

Гонорар начинающий писатель получил, но весь тираж был уничтожен.

В начале 1908 г. Грин выпустил свой первый сборник. Большая часть сборника была посвящена эсерам.

В 1910 г. писатель выпустил второй сборник. Большую часть его составляли рассказы, написанные в жанре реализма. Проявив себя, как подающий надежды писатель, он познакомился с М. Кузьминым, В. Брюсовым, Л. Андреевым, А.Толстым. Ближе всего он сошелся с А. И. Куприным.

Преимущественно писатель публиковался в “малой” прессе. Его рассказы издавались в “Биржевых ведомостях”, “Ниве”, “Родине”. Иногда он публиковался в “Современном мире” и “Русской мысли”.

В 1914 г. Александр Грин стал сотрудничать с журналом “Новый сатирикон”. Этот журнал опубликовал его сборник “Происшествие на улице Пса”.

После начала Первой мировой войны, в творчестве писателя наметился очередной перелом. Его рассказы стали носить антивоенный характер.

Отношение с советской властью

Знакомясь с содержанием краткой биографии Александра Грина, следует знать, что у него были достаточно сложные отношения с советской властью. Осуждая красный террор, он искренне недоумевал, не понимая, как апологеты новой власти смогут уничтожить насилие еще большим насилием. Эту мысль он не раз высказывал в “Новом сатириконе» В итоге журнал, как и прочие оппозиционные издания, был закрыт. Это произошло в 1918 г. Грин был арестован и едва избежал расстрела.

Продолжение литературной деятельности

В начале 1920 г. Грин приступил к своему первому роману, “Блистающий мир”. Спустя 1924 г. произведение было напечатано в Ленинграде. Наиболее ярко его литературный талант проявился в рассказах “Фанданго”, “Крысолов”, “Словоохотливый домовой”.

В 1926 г. писатель закончил работу над основным своим романом – “Бегущая по волнам”. Произведение увидело свет в 1928 г. С огромным трудом были изданы и “закатные” произведения выдающегося литератора, “Дорога никуда” и “Джесси и Моргиана”.

Смерть

Александр Грин ушел из жизни 8 июля 1932 г., в Старом Крыму. Причиной смерти был рак желудка. Похоронили писателя на городском кладбище. Его могила находится на участке, откуда видно столь любимое Грином море.

В 1934 г. был издан последний сборник рассказов Грина, “Фантастические новеллы”.

Другие варианты биографии

· Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

· В юности Грин был отчаянным бунтарем. Отношения с царской властью у него были очень сложными. С конца 1916 г. он скрывался от преследования в Финляндии. В Россию он вернулся только после Февральской революции.

· Став известным писателем, Грин избавился от нужды. Но деньги у него в руках не задерживались. Писатель был поклонником карточных игр и ночных кутежей.

· В мае 1932 г. на имя супруги писателя, Н. Грин, поступил перевод от Союза писателей. Странность заключалась в том, что он был послан на имя “вдовы”, хотя Александр Степанович был еще жив. По некоторым данным, это произошло на фоне озорства писателя. За несколько дней до этого, он отправил телеграмму со словами “Грин умер вышлите двести похороны”.

· Жена писателя, Нина, была его музой. Именно она стала прототипом Ассоль из “Алых парусов”.

· В честь писателя была названа малая планета. В Риге есть улица Александра Грина. Но названа она была в честь полного тезки Александра Степановича, который тоже был писателем.

Повести «Блистающий мир», «Бегущая по волнам» -

символический смысл названия. Художественное своеобразие произведений.

«Когда дни начинают пылиться и краски блекнут, я беру Грина. Я открываю его на любой странице, так весной протирают стекла в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве. Грин — один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости. С ним можно ехать в Арктику и на целину, идти на свидание. Он поэтичен, он мужественен». Так выразил благотворную силу воздействия Грина на читателя писатель Даниил Гранин.

Думая об Александре Грине, мы, прежде всего, вспоминаем его повесть-сказку «Алые паруса». Эта сказочная феерия стала символом его творчества. Она вобрала в себя все лучшее, что есть в других произведениях Грина: красивую мечту и правдивую реальность, любовь к человеку и веру в его силы, надежду на лучшее и любовь к прекрасному.

Название повести многозначно. Чтобы парусное судно пришло в движение, его паруса должен наполнить ветер. А жизнь человека должна быть наполнена глубоким содержанием, тогда она имеет смысл. Если жизнь скучна и безрадостна, смыслом ее становится мечта. Мечта может так и остаться красивой, несбывшейся сказкой. Но может и осуществиться.

«Алые паруса» Грина — символ мечты, ставшей реальностью. Мечта Ассоль «ожила» потому, что девочка «умела любить», как учил ее отец, умела «ждать вопреки всему». И она смогла сохранить свою веру в прекрасное, живя среди людей, которые «не умели рассказывать сказки и петь песни».
Алый цвет шелка, выбранный Грэем для парусов «Секрета», стал цветом радости и красоты, которой так не хватало в Каперне.

Белый парусник под алыми парусами — символ любви и новой жизни для Ассоль, которая дождалась своего счастья.

«Алые паруса» Грина — это еще утверждение верного способа достижения счастья: «делать чудеса своими руками». Так считал капитан Грэй, осуществивший мечту незнакомой ему девушки. Так думал матрос Лонгрен, сделавший когда-то игрушечную яхту с алыми парусами, которая принесла счастье его дочери. особенности использования метафоры в данном произведении:

– Автор использует в своем романе не только художественные, но и языковые метафоры

– По структуре в произведении можно выделить как одиночные, так и развернутые метафоры.

– В художественном мире А. Грина метафора выступает не только как поэтический троп, но и как исходный импульс и результат творческого процесса, поэтическая мысль, объемлющая художественное содержание произведения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в первой главе курсовой работы были рассмотрены теоретические основы исследования стилистических свойств метафоры. По данной части работы можно сделать следующие выводы:

Метафорой - (от греч. metaphora - перенос.) - называется троп или механизм речи, состоящий в употреблении слова, обозначающего некоторый класс предметов, явлений и т. д., для характеризации или наименования объекта, входящего в другой класс, либо наименования другого класса объектов, аналогичного данному в каком-либо отношении.

Метафоризация представляет процесс порождения метафорических смыслов, основанных на принципе ассоциаций. Ассоциативные связи имеют общепринятый характер или опираются на субъективно-авторскую оценку рассматриваемых явлений

Существует ряд общих закономерностей метафоризации, осуществляющихся в определенных направлениях от одной семантической сферы к другой:

1) перенесение физического признака предмета на человека, что способствует выделению и обозначению психических свойств личности (тупой, резкий, мягкий, твердый, жесткий человек);

2) перенесение признаков и действий человека (или животного) на явления природы (принцип антропо- и зооморфизма: буря плачет, воет);

3) преобразование конкретных признаков предмета в отвлеченное понятие (пустые слова, глубокое суждение);

4) перенесение природных явлений на человека (темная личность, ветреный человек).

Основная область применения метафоры, - художественная литература. Выделяя определенные признаки или свойства предмета, она не столько называет (обозначает) его, сколько характеризует, создает живое представление, образ.

Несмотря на обилие различных классификаций метафоры, все авторы-лингвисты признают двойственность метафоры: языковая и художественная метафоры, которые как явления общего языка находятся в сложных и противоречивых связях и отношениях. Общим для них является психолингвистическое и психологическое свойство перенесения наименования с одного предмета на другой на основе сходства.

Также важно учитывать возможность деления рекламы на простую и развернутую.

В процессе анализа романа А. Грина во второй главе работы были выделены следующие стилистические особенности использования метафоры в данном произведении:

- Автор использует в своем романе не только художественные, но и языковые метафоры: взрыв смеха, бушевал оркестр, линия моря, звон голоса, тяжесть снов.

- По структуре в произведении можно выделить как одиночные (о ветре, поющем мелодии, плавал золотистый туман, жадность надежды, солнечный свет окреп), так и развернутые метафоры: «А над гаванью – в стране стран, в пустынях и лесах сердца, в небесах мыслей – сверкает Несбывшееся – таинственный и чудный олень вечной охоты»

- В художественном мире А. Грина метафора выступает не только как поэтический троп, но и как исходный импульс и результат творческого процесса, поэтическая мысль, объемлющая художественное содержание произведения.

Так, в романе «Бегущая по волнам» одной из распространенных является сема «узор».

При изображении внутреннего состояния героев Грин наиболее часто использует метафорические переносы, осуществленные по схеме: физический мир-психологический мир: «Как я ни был полон Биче, мое отношение к ней погрузилось в дым тревоги …».

В основе гриновской метафоры лежит реальное зерно уподобления. («Я помню, как закат махал красным платком в окно, проносящееся среди песчаных степей»; «Немногие прохожие переулка оглядывались на нас, зажигая в глазах потайные свечки нескромного любопытства».

Таким образом, стремление к метафоризации связано с убеждениями писателя в неспособности выразить простым словом затаенное, скрытое. Только метафорические конструкции способны передать все нюансы душевных движений.

В подтверждение этому находим высказывание главного героя романа: «Самым тонким движениям насущного души нашей я смог бы придать как вразумительную, так и приличную форму».

                                            

                                                

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: