Дисциплина
«Менеджмент в туристской деятельности» для обучающихся направления подготовки 43.03.02 «Туризм»
Лекция 3.
Тема 12: Внешняя и внутренняя среда туристской организации
Время: 3 часа
Учебная цель: получение теоретических знаний и изучение внешней и внутренней среды туристской организации, определение и характеристика методов исследования внешней и внутренней среды туристских предприятий и организаций.
Основные понятия: внешняя среда организации, микросреда, макросреда, задача стратегического управления, внутренняя среда организации, цели организации, структура организации, задачи организации, качество работы персонала, матрица McKinsey, модель Надлера-Ташмена, метод SWOT-анализа.
Вопросы:
12.1. Понятие среды организации
12.2. Внешняя среда туристской организации
12.3. Внутренняя среда туристской организации
12.4. Методы исследования внешней и внутренней среды организации
Ход проведения:
Понятие среды организации
В менеджменте под средой организации понимаются условия и факторы, которые воздействуют на ее функционирование и требуют принятия управленческих решений, направленных на их устранение либо на приспособление к ним. Среду любой организации принято рассматривать как состоящую из двух сфер — внутренней и внешней.
Внешняя среда в свою очередь подразделяется на микросреду (или рабочую среду, или непосредственное окружение, или среду косвенного воздействия) и макросреду (или общую среду, или непосредственное деловое окружение, или среду прямого воздействия).
Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на требуемом для функционирования и развития уровне. Организация постоянно обменивается ресурсами с внешней средой, обеспечивая тем самым свое выживание. Но ресурсы внешней среды не безграничны, и на них претендуют другие организации, функционирующие в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, Что данная организация не получит нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.
Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволит ей поддерживать потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, что даст ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. Для того чтобы определить стратегию поведения организации и реализовать ее, руководство должно иметь углубленное представление о внешней среде, тенденции её развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается в первую очередь для того, чтобы вскрыть угрозы и потенциальные возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.
Первоначально внешняя среда организации рассматривалась как заданные условия деятельности, которые руководство не может контролировать. В настоящее время доминирует точка зрения, согласно которой организация, чтобы выжить и развиваться, должна непросто приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но активно формировать внешние условия своей деятельности. Это положение стало основой стратегического управления, используемого передовыми компаниями в условиях высокой неопределенности внешней среды.
Обычно организация в процессе управления сама определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты ее деятельности в настоящий период и в перспективе. Результаты исследований и анализа текущих событий становятся основой разработки конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причем прежде всего выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды организации.
Изучение рабочей среды предполагает анализ тех составляющих внешнего окружения, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии, — это покупатели, посредники, конкуренты (рис. 12.1). Анализ внутренней среды направлен на определение потенциала организации и, как правило, проводится по следующим основным направлениям: маркетинг, производство, финансы, персонал, структура управления.
Рис. 12.1 - Среда туристской организации
Применение одного из основных инструментов менеджмента — системного подхода — позволяет выявить истоки проблем, возникающих в работе организации, в первую очередь за ее пределами — во внешней среде. И действительно, многие внутренние проблемы отечественных организаций вызываются внешними причинами — несовершенством законодательства, противоречивостью макроэкономических процессов, ненадежностью партнеров, недоверчивостью клиентов, агрессивностью конкурентов.