Внешняя среда туристской организации

Внешняя среда — это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении организации и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешняя среда проявляется во внешних и внутренних факторах влияния.

Внешние факторы влияния — условия и факторы, которые организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в своей деятельности: политическая стабильность страны, общественно-политический строй, экономические условия, экологические условия.

Туристская организация вынуждена реагировать на такие факторы, как запрет на выезд в некоторые страны или изменение визового режима для внутреннего туризма, заинтересованные группы влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения. Поэтому можно утверждать что туристская организация находится в более сложном окружении, чем, скажем, организация, озабоченная действиями всегда лишь нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и медленном изменении технологии.

Управленческий аппарат организации обычно стремится ограничить число учитываемых внешних факторов, принимая во внимание в первую очередь те факторы, от которых решающим образом зависит эффективность деятельности организации на конкретном этапе. Принятие решений зависит от объема информации относительно состояния внешней среды и действия ее различных факторов. В основу классификации факторов внешней среды вследствие их многообразия могут быть положены различные признаки.

Согласно принятой в менеджменте классификации, выделяют факторы прямого воздействия (характер и состояние рыночных отношений, хозяйственные факторы организации) и косвенного (регулирование предпринимательской деятельности, общеэкономические, общеполитические, экологические факторы).

Внешнюю среду можно охарактеризовать следующими качествами: взаимосвязанность факторов, сложность, подвижность, неопределенность.

Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень воздействия изменения одного фактора на другие факторы, т.е. изменение одного фактора внешнего окружения может обусловливать изменение других. Например, увеличение темпов роста производства приведет к образованию новых рабочих мест и повышению уровня оплаты труда. В результате увеличения доходов у населения появится возможность тратить больше средств на отдых, туризм. Таким образом, изменение экономического фактора внешней среды воздействует на другой фактор, изменяя внутреннюю среду организации.

Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого из них. Сложность оценивается в зависимости от масштабов организации. Для небольшого туристского агентства число факторов может быть не более 5 (местное законодательство, уровень жизни населения данной месности, уровень конкурентности рынка, социальная активность жителей региона, уровень их мобильности), а для крупного туристского холдинга — более 30 (политическая и экологическая обстановка, демографический состав, политический режим, религиозный и национальный аспекты, курс валют, уровень бедности, уровень доходов, политическая стабильность, уровень миграции, состояние исторических и культурных памятников, климат и многие другие).

Подвижность внешней среды — скорость, с которой происходят изменения в среде организации. Многие исследователи указывают, что среда современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Но хотя эта тенденция является общей, внешняя среда некоторых организаций особенно подвижна.

Кроме того, подвижность внешней среды может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В условиях высокоподвижной среды организация или ее подразделения должны принимать решения относительно своих внутренних переменных на основе более разнообразной информации. Это делает принятие решений более сложным процессом.

Неопределенность внешней среды обусловливается объемом информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также степенью уверенности в достоверности этой информации.

Анализ внешней среды — процесс, осуществляемый для контроля внешних факторов среды с целью определения перспективных возможностей организации и грозящих ей опасностей.

Анализ внешней среды позволяет туристским организациям:

- оценить конкурентную среду и собственное положение на рынке;

- выявить слабые и сильные стороны, трудности функционирования и развития;

- оценить степень влияния внешних факторов на деятельность организации;

- оценить ресурсную базу организации и ее соответствие потребностям внешней среды;

- разработать стратегии, реализация которых обеспечит адекватное реагирование организации на изменения внешней среды, а также увеличит адаптивность и гибкость организации.

Внешнюю среду турфирмы подразделяют на две составляющие:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: