Генезис цивилизации и исходные цивилизационные критерии

Принято считать, что ранние (древнейшие) цивилизации возникают к исходу так называемой неолитической революции (термин веден в 1949 г. английским археологом Гордоном Чайлдом), которую датируют по-разному, однако наиболее устоявшейся датировкой является та, которая относится к историческим переменам, происходившим на Ближнем и Среднем Востоке в VII–IV тысячелетиях до н.э. Именно там возникают древнейшие из известных нам цивилизаций: цивилизация Древнего Египта и цивилизации Месопотамии.

Неолитическая революция сопровождалась переходом от охоты и собирательства к земледелию. Наиболее крупные из древнейших цивилизаций складываются в долинах крупных рек (поэтому их иногда называют речными), где появляются сложные ирригационные сооружения, позволившие намного увеличить массу прибавочного продукта. В результате хозяйственной (аграрной) революции формируется новая система экономических отношений, основанная на разделении труда и торговле. Последняя приходит на смену натуральному, дорыночному хозяйству. Неизбежным следствием появления торговли явились деньги, становящиеся одним из экономических атрибутов цивилизации.

Наряду с этим преодолевается локальная замкнутость так называемых первичных коллективов, построенных на родоплеменных связях. Рост населения обусловливает трансформацию родовой общины в соседскую. Возникает новый тип общества, состоящего из вертикально организованных социальных групп. В этом обществе выделяется правящий класс, контролирующий и перераспределяющий прибавочный продукт через систему налогов и повинностей. Политическая элита принуждает непосредственных производителей заниматься общественными и строительными работами. Племенная организация власти уходит в прошлое, сменяясь государственным управлением.

Важный момент в процессе образования первых цивилизаций – «урбанистическая революция», появление и рост городов, в которых концентрируется политическая власть, религиозные святыни и высокая культура. В городах возникают монументальные архитектурные сооружения, которые многие называют непременным признаком цивилизации.

Одновременно с экономическими и социально-политическими переменами происходят кардинальные изменения в социокультурной сфере. Значительно усложняются представления о мире, обществе и человеке. Они облекаются, как правило, в религиозно-мифологическую форму. Религиозно-мифологическая картина мира служит для древних цивилизаций своего рода «матрицей», задающей новый морально-этический порядок. Поддержание этого порядка обеспечивается развитой системой мифов, символов и сакральных процедур. Моральный порядок предполагает культ иерархически организованных божеств, жречество и храмовые действа. Все это значительно усложняет духовную жизнь общества. Тем не менее, мораль и ценности древних цивилизаций еще не оторвались от природного начала: индивид той эпохи воспринимал себя (и богов) частью природного окружения. Природоцентризм и сопровождающий его синкретизм (неразрывность материального и духовного) – неотъемлемая характеристика цивилизаций первого поколения. В этом отношении древние цивилизации еще принадлежат архаической эпохе.

Вернемся, однако, к историческим завоеваниям древних цивилизаций. Возникает письменность, которую относят к функционально значимым критериям цивилизации. Письменность использовалась для записи мифологических (священных) и исторических текстов, для составления законов, для регистрации всякого рода сделок и актов, для решения административных и политических задач.

Вместе с этим зарождается и развивается интеллектуальная культура, представленная философской мыслью и разновидностями точного знания. Ее носителем становится образованная (как правило, религиозная) элита.

Наконец, цивилизация вызывает появление высокого искусства с его разработанными формами и стилями.

Усложнение культурной жизни приводит к ее дифференциации: в ней выделяются «большая» и «малая» традиции. «Большая традиция» включает в себя все то, что создано культурной, как правило, городской, элитой и преодолевает локальные, архаические ограничения. «Малая традиция», напротив, связана с народной, сельско-общинной средой, ориентированной на дописьменную, устную культуру.

Первые цивилизации возникают на рубеже IV и III тысячелетий до н.э. в Египте, в долине Нила, и Месопотамии, в междуречье Тигра и Евфрата. Несколько позднее складываются индийская и крито-микенская цивилизации (III– II тыс. до н.э.). Во II тысячелетии до н.э. в долине Хуанхэ появляется китайская цивилизация. Приблизительно тогда же складываются хеттская, древнееврейская и финикийская цивилизации. Все эти цивилизации существовали на юге евразийского континента, составляя единое (в географическом смысле) цивилизационное пространство, протянувшееся от Тихого океана на Востоке до Средиземного моря на Западе. Именно это пространство послужит отправным моментом мировой истории, ее начальной ареной.

Подытоживая, можно сказать, что предпосылкой формирования цивилизации является достижение значительного уровня эффективности в производстве продуктов питания, при этом сельскохозяйственное производство повсюду является экономическим базисом цивилизации. Вместе с тем развитие технологии, включающее в себя не только орудия труда и ремесел, но и, что еще более важно, управленческих навыков, функционально привязано к процессам формирования цивилизации. Поэтому возникновение цивилизации может рассматриваться как революция в соотношении влияния моральных и производственных факторов.

Тем не менее аналитические критерии, по которым мы отличаем цивилизацию от стадии варварства, являются социальными, моральными и интеллектуальными.

В социальной системе выделяют следующие аспекты:

1. Система экономических отношений, основанная на разделении труда – горизонтальном (профессиональная и укладная специализация) и вертикальном (социальная стратификация).

2. Средства производства (включая живой труд) контролируются правящим классом, который осуществляет централизацию и перераспределение прибавочного продукта, изымаемого у первичных производителей через оброк или налоги, а также через использование рабочей силы для проведения общественных работ.

3. Наличие сети обмена, контролируемой профессиональным купечеством или же государством, которая вытесняет прямой обмен продуктов и услуг.

4. Политическая структура, в которой доминирует слой общества, концентрирующий в своих руках исполнительные и административные функции. Племенная организация, основанная на происхождении и родстве, замещается властью правящего класса, опирающейся на принуждение; государство, обеспечивающее систему социально-классовых отношений и единство территории, составляет основу цивилизационной политической системы.

Формирование цивилизации сопровождается радикальным преобразованием этических систем, что приводит к всесторонним изменениям в социальных отношениях. Наряду с изменением социальных отношений меняются и мировоззренческие принципы. Уже на ранних этапах развития цивилизаций моральный порядок обеспечивается самостоятельным социальным институтом, включающим иерархический слой священников, храмы, государственные культы, социоморфное понимание сверхприродного мира, в котором боги получают иерархическую организацию, что отражает усиливающуюся сложность земных социальных порядков.

На более зрелом уровне формируется особый моральный порядок, в котором этическая жизнь приобретает новые измерения, более широкие, чем традиционный моральный порядок в· локальных общностях или племенных группах. Новый моральный порядок основывается на идеях, вырабатываемых образованной элитой. Революционные изменения в структуре общества стимулируют моральное творчество, а с развитием цивилизации идеи становятся движущей силой истории.

В интеллектуальной сфере цивилизация способствует развитию спекулятивной мысли, расширению представлений о времени (ретроспективного и перспективного), созданию точных и прогностических наук (арифметика, геометрия и астрономия), внедрению общепринятой символики для записи и передачи информации (письменность и запись счисления), фиксирование мер времени и пространства, а затем и веса.

В структурном плане эти достижения – продукт творческой деятельности двух новых социальных групп, состоящих из специалистов, целиком освобожденных от физического труда благодаря перераспределению прибавочного продукта.

Развитие письменности и систем записи счисления становится необходимым в делах административного управления сложными политическими системами, в управления крупными поместьями и в торговых делах. Письменность относится к функционально значимым критериям цивилизации.

Впоследствии развитие цивилизации порождает эстетические формы сознания. Высокое искусство, с его разработанными и изощренными стилями, становится дифференцированным, замещая прежние формы народного искусства и отводя им второстепенное место. В этом явлении отчетливо отражается дальнейшее усложнение цивилизованного обществ и развитие субкультур.

Расцвет цивилизации происходит в условиях культурной и политической независимости и представляет собой полное развития творческого потенциала и реализацию идей справедливости, свободы, мудрости, общественного и индивидуального благополучия. Этот период заканчивается, когда исчерпаны все творческие силы цивилизации. Когда наступает такой период, некоторые общества приходят в упадок и становятся нетворческими или же распадаются на раздираемые неразрешимыми противоречиями и внутренними конфликтами стороны.

Первая («Древнее общество») и вторая («Средневековье») стадии могут длиться очень долго, последняя же – расцвет – обычно коротка и длится в среднем от 400 до 600 лет. Последующая стадия упадка наступает несколько раньше, чем это можно наблюдать по внешним проявлениям

Приведенные описания и суммарные определения характерны именно для комплексного понимания цивилизации как сложно устроенного, развитого общества, в котором важное значение имеют как экономические факторы, так и социальная система, как моральные принципы регуляции отношений, так и политическое устройство, как практические знания, так и эстетические идеалы. И конечно, такое общество подчинено законам исторической эволюции. Однако, как это часто бывает в «нормативных» изложениях, по-видимости целостное описание цивилизации еще не раскрывает в аналитическом плане принципов ее функционирования, ее структуру и взаимодействие различных компонентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: