В последние годы ученые самых разных профессиональных направлений (экономисты, философы, психологи, социологи и др.) уделяют серьезное внимание развитию теории предпринимательства, его сущностным характеристикам, роли в экономическом развитии стран. Серьезным исследованиям подвергаются личностные характеристики предпринимателей, постоянно добивающихся успехов в своем бизнесе.
Психологи Акперов И.Г. и Масликова Ж.В. считают, что "предпринимательство - особый, связанный с риском вид деятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела. Это не управление, это творческая активность в экономике, связанная со специфическими личностными качествами".
И. Бунин определяет предпринимательство как поиск, выявление и использование деловых возможностей, появляющихся в результате перемен в управленческих, маркетинговых, технологических и других подсистемах.
Батаршев А.В. пишет, что предпринимательству, как особому виду деятельности, придает своеобразие набор определенных способностей и умений, не только дающих материальное благосостояние, но и накладывающих на человека серьезную ответственность. Каждый имеет право стать предпринимателем, но не каждый может.
П.Г. Щедровицкий определяет предпринимательство как "тип мышления и деятельности. Движущая сила предпринимательства, считает он, - это воля, представления и мысли. Предпринимательская деятельность складывается, когда осознается тот факт, что производство не создает новые ресурсы. Предприниматель в процессе мыследеятельности создает новые функции продукта и заполняет пустоты рынка. Для этой деятельности нужны знания и проекты, в результате чего происходит репрезентация будущего".
Отечественные исследователи Ситаров В.А., Смирнов А.И. и др. видят мотивационную структуру предпринимателя так. Во-первых, необходимо острое желание выделиться, проявить себя, удовлетворить здоровое честолюбие. Во-вторых, стремиться к независимости. В-третьих, желать принести благо обществу. В-четвертых, удовлетворить личные потребности в лидерстве. В-пятых, проявить потребность в самовыражении, самоактуализации, которая является отчаянной борьбой за бессмертие (по А. Маслоу, Г. Олпорту, К. Роджерсу). Наиболее ярко выражена такая мотивация у творческих людей, и заключается она в стремлении "оставить после себя след на земле".
Таким образом, предприниматели - это люди самых разных социальных слоев, которых объединяет неприятие единообразия в экономике и общественно-политической среде, а также для создания успешной предпринимательской деятельности имеющие наличие капитала, социальных связей, обладание определенными личностными характеристиками и индивидуально-психологическими особенностями.
Одними из малоизученных понятий в отечественной психологии являются понятия "успех", "предпринимательский успех". Чаще всего успех определяют как удачу в достижении чего либо, общественное признание, хорошие результаты работы. Применительно к предпринимательской деятельности успех рассматривается как "двуединство потребности личности предпринимателя слиться с обществом и одновременно выделиться из него".
По мнению Рубе В.А., предпринимательский успех представляет собой совокупность личного дохода предпринимателя и его фирмы. Рассматривая предпринимательский успех, следует отметить, что это понятие многогранное, сложное, его классификация осуществляется на основе идеальных представлений об успехе (успех в победе, в выживании), продолжительности во времени (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные), личного вклада предпринимателя (заслуженный, незаслуженный успех).
Было бы разумно, в структуре предпринимательского успеха целесообразно выделить две составляющие: личный успех и успех реализации проекта. Успех в предпринимательской деятельности имеет одновременно личную и общественную природу. С одной стороны, предприниматель добивается положительного общественного признания результатов своей деятельности. С другой стороны, находит возможность преуспеть в соперничестве и приобрести относительно лучшие условия существования.
По мнению предпринимателей, рейтинг факторов, определяющих успех в предпринимательской деятельности, выглядит следующим образом:
· наличие профессиональной команды единомышленников - 22%,
· личные качества руководителя, организаторские способности, авторитетность - 19%,
· преданность миссии бизнеса, четкая постановка целей, идеология компании - 14%,
· хорошее образование - 11%,
· профессионализм и квалификация сотрудников - 10%,
· востребованность услуг (товаров), ориентация на потребности клиента, правильное
· позиционирование на рынке - 8%,
· связи, знакомства - 8%,
· умение видеть перспективу - 6%,
· удача, везение, случай - 6%,
· умение ориентироваться в ситуации - 5%,
· передовые технологии, инновации, современное оборудование - 4%,
· прочие - 31%.
Рейтинг факторов, по которым предприниматели оценивают успех компании:
· положительная динамика роста компании, рост стоимости бизнеса, увеличение оборотов - 22%,
· социальная и общественная значимость бизнеса, имидж компании, ее известность - 14%,
· рентабельность, окупаемость, норма прибыли - 12%,
· высокая доля рынка - 11%,
· стабильность работы и производственных показателей - 7%,
· объемы производства, продаж, масштабность бизнеса - 6%,
· рост заработной платы и социальная защищенность работников - 5%,
· влияние бизнеса на власть, общество, его лоббистские возможности - 4%,
· качество производимой продукции, предоставляемых услуг - 3%,
· прочие - 15%.
Следовательно, прибыль - показатель успеха реализации проекта, а не личности предпринимателя.
Итак, предпринимательский успех связывается в первую очередь с идеей, желанием самоутверждения или стремлением изменить ход событий. Прибыль, безусловно, сопровождает предпринимательский успех, но в самой предпринимательской деятельности не выступает в качестве самоцели.
Целостная организация личностных процессов способствует равномерному развитию взаимоисключающих личностных способностей, например, способности к анализу и действию одновременно. Обращает на себя внимание тот факт, что некоторые бизнесмены осознают этот целостный тип организации психических процессов, указывая на полезность всех свойств, им присущих. Механизмом развития подобной личностной организации является, на наш взгляд, особый уровень мотивационной включенности и необходимость работы в условиях "повышенной неопределенности". Это способствует дополнительному вовлечению в психологическую работу тех личностных черт, которые в обычных условиях "законсервированы". Определенные личностные преимущества бизнес-элиты обеспечиваются за счет беспощадной эксплуатации мотивационных структур, что может со временем приводить к "мотивационному выгоранию", если деятельность не компенсируется адекватным образом.
Отличительной особенностью бизнес-элиты является понимание "хрупкости" внутренней мотивации, что формирует умение эффективно с ней работать. Именно этим обусловлен иногда немотивированный уход от тех или иных ситуаций и перепоручение отдельных задач партнерам по бизнесу.
Важной особенностью мотивационной структуры личности бизнесменов является не только высокий уровень мотивационной включенности, но и выраженность эффекта "самомотивации". Традиционно эта особенность характерна для лиц с высоким творческим потенциалом. Внутренние "энергетические батарейки" позволяют в меньшей степени зависеть от социальных удач и неудач, а включаться от мотивационного приказа самого субъекта. Мы столь подробно описываем мотивационные механизмы, потому что именно в них, на наш взгляд, личностные преимущества тех, кто достиг успеха в бизнесе.
Отличия в мотивационной структуре не единственные. Существенным образом отличается также процесс целеполагания. Его ключевые характеристики - процессуальность целей и их максимизация.
Высокий уровень мотивационной включенности в совокупности с особым механизмом целеполагания обусловливают способность лидеров бизнеса первоначально создавать "опережающие реальности", а затем достигать их. Механизм, при котором бизнесмен сначала намечает "желаемую реальность" и лишь потом достигает ее практически, весьма интересен.
По данным проведенного контент-анализа, можно выделить составные элементы, которые являются залогом успеха предпринимателя. Во-первых, полезность обществу. В чем бы ни состояла специфика бизнеса, он всегда должен нести какую-то выгоду людям, быть им полезным. Только в этом случае можно надеяться на положительную ответную реакцию окружающих, которая влечет за собой получение прибыли. Во-вторых, уважение близких людей и знакомых. Данный элемент имеет ключевое значение, так как восприятие и отношение близких людей очень часто может вдохновлять или оказывать отрицательное воздействие. В-третьих, стабильность. Человек может чувствовать себя гораздо увереннее, если он работает в стабильной среде, которая позволяет пусть медленно, но верно идти вперед. В-четвертых, любимое дело. Любая деятельность должна быть в радость, заниматься ею нужно с удовольствием. Это является непременным условием успеха, а делая то, что не нравится, человек редко чего-то добивается.
Сочетание выделенных составляющих в одном лице символизирует успешную личность, которая радуется своей повседневной жизни и приносит радость своей семье и пользу обществу. Однако наличие всех указанных элементов является идеальным вариантом, на практике отдельные составляющие могут отсутствовать или приобретать некорректные формы. Одним из важных качеств успешного предпринимателя является вера в себя, в свою идею, упорство в ее реализации, т.к. часто предпринимателю приходится идти против мнения своих близких, наперекор мнению окружающих.
Также состояние стабильности редко сопровождает предпринимательскую деятельность, наоборот, она отличается неопределенностью, рисками различного рода. По оценкам экспертов, основными ошибками начинающих предпринимателей являются некорректная оценка рисков и страх перед ответственностью за свои решения. Поэтому еще одна из наиболее важных характеристик предпринимателя - готовность к банкротству, особенно на первых этапах предпринимательской деятельности.
Рассматривая предпринимательство как способность к творчеству (впервые этот подход был предложен Дж. Долан, Е. Лидсей, Р. Макконнэл, Л. Брю), отметим, что создание ситуаций, максимально развивающих творческую активность, - ключевая проблема предпринимательства, а предпринимательские способности рассматриваются как человеческий талант. Под способностью мы понимаем одно из качеств личности, обнаруживающееся в быстроте, глубине и прочности овладения знаниями, умениями и навыками, применяемыми в конкретной деятельности.
Результаты отечественных и зарубежных исследований констатируют, что научить предпринимательству нельзя, генетические факторы приблизительно на 50% определяют предприимчивость человека и вероятность того, станет ли он основателем собственного дела. Природной предпосылкой развития способностей являются задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы. Люди обладают врожденными индивидуальными различиями в задатках, поэтому у некоторых имеются преимущества в овладении определенной деятельностью. Задатки определяются генетической программой и проявляются в виде способностей - образований человека, формирующих социальный опыт, условия жизни, обучения и воспитания.
Исходя из этого, предпринимательские способности можно классифицировать по уровню их преобладания среди прочих способностей человека - выраженные и невыраженные способности. Первые могут иметь высокую, среднюю и низкую степень выраженности, вторые - находиться в зачаточном состоянии или отсутствовать. Следовательно, невыраженные предпринимательские способности, находящиеся в зачаточном состоянии, необходимо развивать.
Спорным является вопрос о необходимости высокого уровня образования человека для осуществления предпринимательской деятельности. Возможно на начальном этапе предпринимательства уровень образования не имеет решающего значения. По данным представителей малого бизнеса, высокий уровень образования мешает начать свой проект, т.к., во-первых, можно воспользоваться реализованными идеями (открытие парикмахерской, пиццерии и т.д.), во-вторых, за период обучения в вузе человек теряет свободолюбие, инициативность и т.д. По мере развития предпринимательской деятельности уровень образования начинает играть ключевую роль, т.к. в условиях конкуренции все важнее становятся разработка и внедрение новых предпринимательских идей для получения дополнительной прибыли. Данную гипотезу подтверждают исследования американских специалистов, которые проанализировали биографические данные 400 самых богатых людей планеты, входящих в список журнала Forbes.
По данным исследований, среди факторов успеха окончание колледжа не обязательно, но при этом по мере становления и развития человека как предпринимателя необходимо получение степени магистра делового администрирования в Гарварде или Колумбийском университете.
В России традиционно предприниматели показывают очень высокий уровень образования. Уровень активности респондентов с высшим образованием превышает средний по выборке в 2 раза.
Однако в 2010 году менее 20% предпринимателей оценили свои знания и опыт как достаточные для создания собственного дела, а в 2009 году - около 25%.
Недостаток узкоспециализированных знаний в области ведения своего дела, а не общий уровень образования влияет на небольшое количество вовлеченных в предпринимательскую деятельность в России.
Итак, предпринимательский талант развивается во времени, но для этого важны изначально заложенные характеристики личности и последующее образование, реализующееся в постоянном совершенствовании своего дела.
Таким образом, чтобы человек проявил себя как талантливый и успешный предприниматель, приносящий пользу обществу, недостаточно обладать редкими способностями и определенной мотивацией. Необходимы благоприятные условия, способствующие развитию предпринимательства в стране.






