Предпринимательская идея. Этапы ее формирования и элементы

Лекции «Основы бизнеса»

Тема. Бизнес и предпринимательство

Введение

Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно-правовых форм, основанных на различных видах частной собственности, вследствие чего возник такой вид деятельности, как предпринимательство. Предпринимательство отличается свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений.

Как одна из конкретных форм проявления отношений субъектов хозяйствующей деятельности предпринимательство способствует повышению материального и духовного потенциала общества. Мировой опыт и исследования специалистов убедительно показывают, что главным средством, определяющим результаты и эффективность развития страны и общества в целом, является создание и развитие коммерческих организаций.

Причиной неудач многих российских фирм является слаборазвитый стратегический менеджмент, ориентированный на краткосрочные результаты. В то же время современная мировая рыночная среда становится все более агрессивной, уровень конкуренции в ней непрерывно растет. Быстрыми темпами развивается экспансия транснациональных корпораций, создающая сложные условия для развития малого бизнеса.

В то же время, огромный потенциал, заложенный в малом предпринимательстве, позволяет рассматривать его как фактор производства, наряду с материальными, финансовыми и человеческими ресурсами. В нашей стране малое предпринимательство пока не получило того развития, которое позволило бы ему сыграть подобающую роль в реформировании российской экономики. Возможности предпринимательства в России не только не исчерпаны, но даже не задействованы сколько-нибудь серьезно.

Экономике России для эффективного инновационного прорыва необходим переход на качественно новый уровень предпринимательской деятельности, формирование нового типа стратегически мыслящих и динамичных менеджеров, предпринимательская деятельность требует от предпринимателей высокой компетенции при ведении бизнеса. Данное учебное пособие призвано помочь в подготовке образованных, творчески и критически мыслящих профессионалов, способных на практике применять полученные теоретические знания.

Сегодня чрезвычайно важно помочь предпринимателю самостоятельно разрабатывать и применять современные экономические модели и методы ведения бизнеса, анализировать и решать сложные проблемы управления организацией в условиях конкуренции, обеспечивать устойчивое, долгосрочное и эффективное развитие организаций в динамично изменяющейся среде.

 

Понятие, цели и задачи предпринимательской деятельности

В настоящее время предпринимательство рассматривается как особый стиль хозяйствования, как процесс организации и осуществления деятельности в условиях рынка, как взаимодействие различных субъектов рынка и т.д. Представим ряд определений понятия - предпринимательства (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Понятие предпринимательства

 

Автор

Наименование

 

Статья 2 Гражданского кодекса РФ

Предпринимательство - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

 

Р. Кантильон (1680-1734 гг.)

Под предпринимательством понимается производственно-хозяйственная деятельность, включающая элементы риска.

 

Ж.Б. Сэй (1767-1832 гг.)

Предпринимательская деятельность - это комбинирование трех факторов производства - труда, земли, капитала.

 

А. Смит (1723-1790 гг.)

Предпринимательство в рыночной экономике является самоинициирующейся и саморегулирующейся деятельностью, возникающей при наличии основных факторов производства.

 

А. Маршалл (1842-1924 гг.)

Предпринимательская деятельность - это комбинирование четырех факторов производства - труда, труда, капитала и организации.

 

Й. Шумпетер (1883-1950 гг.)

Предпринимательская деятельность - это способность продвижения инноваций на рынок посредством рискового бизнеса.

 

Ф.Ф. Хайек (1899-1992 гг.)

Предпринимательство связано с личной свободой индивидуума, которая дает человеку возможность рационально распоряжаться своими способностями, знаниями, информацией и доходами. Сущность предпринимательства - это поиск и изучение новых возможностей.

П. Самуэльсон (1915 - 2009 гг.)

Предпринимательство связано с новаторством, а предпринимателем является человек с нестандартным мышлением, который добивается внедрения новых идей.

 

П. Друкер (1909-2005 гг.)

Предпринимательство - это конкретная деятельность, содержанием которой является нововведения во всех сферах деятельности, в том числе и в управлении.

 

А.В. Бусыгин (1970 г.)

Предпринимательство - это форма деловой активности, основанная на риске и инновационном подходе к системе существующих экономических связей, при которой производство и поставка на рынок товаров ориентированы на получение предпринимательского дохода.

 
         

 


Анализируя различные точки зрения, можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность - это реализация особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства на основе инновационного рискового подхода.

Целью предпринимательской деятельности является непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом.

В этой связи предпринимательство более корректно определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения выявленной потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой стадии процесса воспроизводства.

В этом определении акцент делается на потребителя, на его потребности, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательской деятельности и может принести максимальную прибыль.

Таким образом, цель предпринимательской деятельности состоит в получении прибыли в результате максимального удовлетворения общественных потребностей.

Цели предпринимательской деятельности достигаются посредством решения ряда задач:

• выбор наиболее оптимальной организационно-правовой формы предприятия;

• практическое освоение выбранного производственного направления;

• изучение рыночной ситуации, включающей исследование спроса, а также оценку возможностей действующих и потенциальных конкурентов;

• поддержание ликвидности предприятия, т.е. постоянного наличия денежных средств и других ликвидных активов, позволяющих осуществлять выплаты по обязательствам (работника, поставщикам, кредиторам);

• соблюдение экологических и этико-социальных требований, которые предусматривают ответственность предпринимателя перед обществом.

 

Основные признаки предпринимательской деятельности:

• самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений, которая подразумевает собственный выбор сферы предпринимательства;

• инициативная деятельность дееспособных граждан, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества;

• процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли (дохода);

• деятельность, осуществляемая физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц на законных основаниях;

• систематичность осуществления предпринимательской деятельности в течение определенного периода времени;

• процесс создания новых товаров, работ, услуг, обладающих повышенной потребительской ценность относительно существующих аналогов;

• предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность. Это означает, что в соответствии с п. 2 ст. 929 ГК РФ предпринимательским риском является риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств перед контрагентами или изменений условий деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, а также риск неполучения ожидаемых доходов;

• деятельность, которая заключается в поиске и реализации новых комбинаций факторов производства (обновление продукции, технологии, организационных подходов) с целью эффективного использования имеющихся ресурсов и удовлетворения потребительского спроса.

В развитой рыночной экономике предпринимательство как совокупность предпринимательских организаций, индивидуальных предпринимателей, а также сложных объединений предпринимательских структур выполняет ряд функций.

 

Основные функции предпринимательской деятельности:

• новаторская, содействие процессу продуцирования новых идей, осуществление опытно-конструкторских разработок, создание новых товаров, предоставление новых услуг и т.д.;

• организационная, внедрение новых форм и методов организации и управления производством, разработка стратегии и тактики развития предприятия, повышение уровня конкурентоспособности предприятия;

• ресурсная, наиболее эффективное использование трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов;

• социальная, производство товаров и оказание услуг, необходимых обществу, создание новых рабочих мест;

• личностная, cамореализация предпринимателя как индивидуума через достижение собственной цели, посредством получение удовлетворения от выполняемой работы.

Таким образом, сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, но также во много зависит от самих субъектов предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательской деятельности.

 

Правовое регулирование предпринимательской деятельности

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими предпринимательскую деятельность, являются:

Федеральные нормативные акты:

• Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (ред.от 25.07.2003)

 

Кодексы:

• Г ражданский кодекс Российской Федерации (часть I) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (ред. от 29.07.2004 г.);

• Г ражданский кодекс Российской Федерации (часть II) от 26.01.1996 г. №14-ФЗ (ред. от 23.12.2003 г.);

• Гражданский кодекс Российской Федерации (часть III) от 26.11.2001 г. №146-ФЗ;

• Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть I) от 31.07.1998 г. №148-ФЗ (ред. от 29.07.2004 г.);

• Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть II) от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (ред. от 29.07.2004 г.).

 

Федеральные законы:

• Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

• Федеральный закон РФ от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

• Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

• Федеральный закон от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

• Федеральный закон от 08 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

• Федеральный закон от 08 мая 1996 года №41-ФЗ «О производственных кооперативах»;

• Федеральный закон от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

• Федеральный закон от 14 июня 1995 года №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»;

• Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

• Федеральный закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

• Федеральный закон от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

• Федеральный закон от 08 декабря 1995 года №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;

• Федеральный закон от 14 ноября 2002 года №161 -ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;

• Федеральный закон от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

• Федеральный закон РФ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципальною имущества в Российской Федерации» от 21 июля 1997 года №123-ФЗ;

• Федеральный закон РФ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» от 19 июля 1998 года №115-ФЗ;

• Федеральный закон РФ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ.

 

Законы РФ:

• Закон РФ от 30 марта 1993 года №4693- 1«О минимальном размере оплаты труда»;

• Закон РФ от 2 марта 1991 года №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»;

• Закон РФ от 19 июня 1992 года №3085-1 «О потребительской кооперации в Российской Федерации».

 

Постановления Правительства РФ:

• Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций»;

• Постановление Правительства РФ от 16 октября 2003 г. №630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей»;

• Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №438 «О Едином государственном реестре юридических лиц»;

• Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

 

Формы и виды предпринимательской деятельности

В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен, потребление) выделяют следующие виды предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, консалтинговая и аудиторская, инновационная (рис.1.1).

Рис.1.1 Виды предпринимательской деятельности

 

Производственная предпринимательская деятельность

Представляет процесс производства продукции, оказания услуг, выполнения работ подлежащих последующей реализации потребителям (рис.1.2).

 

Рис. 1.2 Схема производственной предпринимательской деятельности


 

Производственная предпринимательская деятельность связана с необходимостью приобретения предпринимателем ряда факторов производства: оборотные средства (ОбС) - материалы, комплектующие, полуфабрикаты; основные средства (ОС) - производственные помещения, рабочие машины, оборудование, приборы; привлечение квалифицированной рабочей силы (РС), наличие соответствующих информационных ресурсов и технологий. От их наличия и количества непосредственно зависят объемы производства. В условиях конкретного рынка формируются цены и определяются объемы продаж товаров.

 

Этапы производственной предпринимательской деятельности

Предприниматель, собирающийся заняться производственной деятельностью, прежде всего, должен определиться, какие товары он будет производить, какие виды услуг оказывать. С этой целью он приступает к маркетинговой деятельности. Для восполнения потребности в определенном товаре (услуге) он вступает в контакт с потенциальными потребителями - покупателями товаров (услуг), c оптовыми или оптоворозничными торговыми организациями.

Формальным завершением переговоров служит контракт (договор), заключенный между предпринимателем и будущими покупателями товара, потребителями услуг.

Следующий этап производственной предпринимательской деятельности: приобретение или аренда (наем) факторов производства.

Факторы производства. К факторам производства относятся производственные фонды, рабочая сила и информация. Производственные фонды, в свою очередь, подразделяются на основные и оборотные.

Основные производственные фонды (средства труда) - это здания и сооружения, передаточные устройства, силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, вычислительная техника, транспортные средства, инструменты, производственный инвентарь и прочие основные фонды.

В составе основных производственных фондов к зданиям относятся здания производственных цехов, лабораторий и т.п. К сооружениям относятся мосты, нефтяные скважины и т.п. Эти основные фонды называют пассивной частью.

К передаточным устройствам относятся силовые машины, трубопроводы, нефтегазопроводы, линии электропередач и т.д. К рабочим машинам и оборудованию относится все технологическое оборудование, а также машины и оборудование вспомогательных цехов. Силовые машины включают двигатели, турбины и т.д. Эти основные фонды называют активной частью.

В состав транспортных средств входит транспорт всех видов: автомобильный, железнодорожный, авиационный, морской и т.д. Инструменты и приспособления относят к основным производственным фондам при наличии двух условий: если их стоимость на дату приобретения составляет более 100-кратного минимального размера месячной оплаты труда и срок службы - более года.

К оборотным производственным фондам (предметы труда) относятся: сырье, основные и вспомогательные материалы, топливные и энергетические ресурсы, а также покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов. Сырье - это предметы труда, полученные в добывающих отраслях промышленности (нефть, уголь, газ и т.д.) или в сельском хозяйстве (хлопок, шерсть, кожа, лен и т.д.), не прошедшие промышленной переработки. Материалы включают предметы труда, прошедшие определенные этапы переработки и поступающие в производство для изготовления готовой, законченной продукции. Основные материалы составляют основу будущего готового продукта (металл, дерево, ткань и т.п.), а вспомогательные (красители, фурнитура и т.п.) дополняют основные и способствуют процессу производства.

Инструмент и инвентарь относят к оборотным фондам по двум признакам: стоимость и сроку службы. Если производственный инвентарь на дату приобретения стоил не более 100-кратного минимального размера месячной оплаты труда или срок службы его - менее года, то его относят к оборотным производственным фондам.

Полуфабрикаты - различают покупные и собственного производства. Полуфабрикат - это незаконченная продукция, подлежащая доработке до готового продукта в другом цехе (участке) данного предприятия, фирмы или на другом предприятии.

К незавершенному производству относят также незаконченную продукцию, но, в отличие от полуфабриката, как правило, она находится на рабочем месте и не может быть передана для доработки в данном цехе (участке).

Расходы будущих периодов главное их назначение - обеспечить повышенные расходы на первых порах освоения новой продукции. Впоследствии в течение определенного периода времени эти расходы будут отнесены на издержки производства.

Рабочую силу предприниматель нанимает через биржи труда, агентства по трудоустройству. При подборе персонала следует учитывать образование кандидата на определенную должность, уровень его профессиональных навыков, опыт предшествующей работы, личностные качества.

Далее предприниматель приобретает все необходимую ему информацию о возможности привлечения ресурсов: материальных, финансовых и трудовых, о рынке сбыта намечаемой к изготовлению продукции или услуги.

Для начала производственной предпринимательской деятельности предпринимателю необходимо иметь стартовый капитал. Если такого капитала нет, то он обращается в коммерческий банк или к другому обладателю свободных денежных средств за получением кредита. Можно получить факторы производства (помещения, оборудование, сырье, материалы, информацию и т.д.) в кредит. Однако в любом случае предприниматель должен будет вернуть кредитору денежную сумму, полученную в кредит или равную стоимости взятых в кредит факторов производства с учетом процентов за пользование кредитом.

Денежные субсидии, как правило, на льготных условиях могут и должны предоставлять покупателю, особенно начинающему, государственные структуры.

В производственной предпринимательской деятельности косвенно участвуют федеральные и муниципальные финансовые органы, налоговая инспекция. Они выполняют чисто фискальную функцию, изымая у предпринимателя в федеральный и местный бюджеты налоги, обязательные платежи, отчисления, штрафы, пошлины.

Результативность производственной предпринимательской деятельности. Результатом производственной деятельности предпринимателя являются реализация продукции (работ, услуг) потребителю и получение выручки. Разность между денежной выручкой и издержками производства составляет прибыль предприятия.

Различают валовую (балансовую) и остаточную (чистую) прибыль предпринимателя. Валовая прибыль представляет собой денежную сумму, которая остается у предпринимателя после оплаты всех затрат на производство и реализацию продукции, но до уплаты налогов. Остаточная (чистая) прибыль определяется вычитанием из валовой прибыли налогов, отчислений, различных платежей, штрафов, пошлин и представляет собой конечный результат производственной предпринимательской деятельности.

Общую финансовую оценку деятельности данного вида предпринимательской деятельности определяет рентабельность, рассчитываемая как отношение остаточной (чистой) прибыли к полным издержкам производства.

 

Коммерческая предпринимательская деятельность.

Предпринимательская деятельность, связанная с куплей-продажей товаров (рис.1.3). К коммерческой предпринимательской деятельности относится торговая, торгово-закупочная деятельность, торгово-посредническая, а также товарные биржи.

Рис. 1.3 Схема коммерческой предпринимательской деятельности


Субъектами коммерческой предпринимательской деятельности являются товарные биржи и торговые организации. Товарная биржа - это разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товара. На товарной бирже добровольно объединяются коммерческие посредники для проведения торговых операций по совместно разработанным и соблюдаемым правилам. Цель товарной биржи - создать механизм управления свободной конкуренцией и с его помощью, с учетом изменения спроса и предложения, установить реальные рыночные цены. На товарных биржах широко распространено заключение так называемых фьючерсных сделок, которые предполагают уплату денежной суммы за товар по цене, установленной в контракте, через определенный срок после заключения сделки.

Товарная биржа - наиболее развитая форма регулярно функционирующего оптового рынка массовых заменителей товаров (зерно, уголь, нефть, металл, лес и т.д.), продающихся по стандартам. Подобные биржи много лет действуют во всех экономических развитых странах. Классическими примерами служат такие специализированные товарные биржи, как

Лондонская (цветные металлы), Ливерпульская (хлопок), Сингапурская (каучук) и т.д.

Товарные биржи выполняют следующие основные функции:

• оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок;

• упорядочение товарной торговли, регулирование торговых операций и разрешение торговых споров;

• сбор и публикация сведений о ценах, состоянии производства и других факторах, оказывающих влияние на цены.

Товарные биржи могут быть закрытыми или открытыми. В торгах на закрытых биржах могут принимать участие только брокеры - биржевые посредники между покупателем и продавцом, а в торгах на открытых биржах участвуют также посетители. По характеру биржевых операций товарные биржи подразделяются на биржи реального товара и фьючерсные, на которых осуществляются лишь фьючерсные сделки.

Торговая организация - это самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный для реализации товаров и предоставления услуг в целях удовлетворения потребностей рынка и получения желаемой прибыли. Коммерческая предпринимательская деятельность способствует совершенствованию сделок купли-продажи, развитию арендных и лизинговых операций, развитию сбытовой и производительной кооперации.

Операции по купле-продаже товаров и услуг. Основное содержание коммерческой предпринимательской деятельности составляют операции и сделки по купле-продаже, т.е. по перепродаже товаров и услуг. Общая схема коммерческой предпринимательской деятельности аналогична схеме производственной предпринимательской деятельности. Основное отличие состоит в том, что в коммерческом предпринимательстве вместо материальных ресурсов приобретается готовый товар, который затем реализуется потребителю. Таким образом, вместо производства продукции имеет место получение готового товара.

Прежде чем приступить к коммерческой сделке, необходимо провести маркетинговый анализ рынка. В общем виде маркетинг представляет собой систему организации и управления всеми сторонами хозяйственной деятельности коммерческого предприятия. Маркетинг рассчитан на комплексный подход в управлении деятельностью торгового предприятия: исследование рынка, продвижение товаров по каналам движения до конечного потребителя, финансовое обеспечение и получение прибыли. При этом к торговому предприятию предъявляются два взаимосвязанных требования: максимально возможная адаптация к изменяющемуся поведению потребителей и выживаемости в условиях конкуренции.

Важнейшее условие осуществление маркетинга в торговой деятельности - его планирование. План маркетинга служит основанием для установления требований по объему продаж в натуральном и стоимостном выражении. Товары различаются по уровню спроса, первая группа - товары, еще не завоевавшие рынок, а потому требующие повышенного внимания; вторая группа - товары традиционные, пользующиеся устойчивым спросом. Структура маркетинга помимо управленческой функции включает и такие функции, как исследование рынка, оценка рыночной ситуации, прогнозирование, планирование, практическая реализация и контроль за ходом выполнения каждой из перечисленных функций.

Модель - программа маркетинговой работы в торговой организации представлена на рис. 1.4

 

Рис. 1.4 Модель - программа маркетинговой работы торговой организации

 

Если предварительный анализ рынка и прогноз свидетельствует в пользу осуществления коммерческой сделки, то предпринимателю необходимо разработать бизнес-план, в котором должны найти отражения программа действий по сделке и расчет требуемых затрат и ожидаемых результатов.

В общем виде программа любой коммерческой сделки включает:

• найм работников для выполнения торгово-посреднических услуг (закупки товаров, их транспортировки, продажи, проведения рекламной кампании, оформление необходимых документов);

• приобретение или аренда помещений, складов, баз необходимых для хранения и реализации товаров;

• закупку товара для последующей продажи;

• привлечение кредитов для финансирования сделки и последующий их возврат с процентами;

• получение и оплату услуг сторонних организаций и лиц, выполняющих посреднические функции;

• получение или приобретение необходимой информации, требуемой для планирования, оформления и регулирования сделки;

• реализацию товаров покупателю и получению выручки;

• регистрацию сделки, выплату налогов и платежей федеральным и муниципальным финансовым органам.

Все важнейшие мероприятия коммерческой сделки согласовываются по срокам, и, где это, возможно, предусматривается параллельнопоследовательная процедура проведения мероприятий.

 

Финансовая предпринимательская деятельность.

Представляет собой форму коммерческого предпринимательства, где в качестве предмета купли-продажи выступает особый товар - денежные средства (ДС), валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры и т. д.), т. е. продажа денег в прямой или косвенной форме (рис.1.5).

Рис. 1.5 Схема финансовой предпринимательской деятельности


Прибыль образуется за счет продажи финансовых средств и получения процента, прибавочного капитала. Основными субъектами финансового предпринимательства являются коммерческие банки, финансовокредитные и страховые компании, фондовые, валютные и фондовые биржи.

Коммерческий банк - это финансово-кредитное учреждение акционерного типа, кредитующее на платной основе преимущественно коммерческие организации, осуществляющие прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчетные операции по поручению клиентов. Источник доходов коммерческого банка - разница между процентными ставками привлеченных и ссудных средств.

Операции коммерческих банков делятся на три группы: пассивные (привлечение средств); активные (размещение средств); комиссионнопосреднические (выполнение различных операций по поручению клиентов с уплатой комиссии).

Особенность деятельности коммерческих банков в России состоит в том, что они привлекают средства предприятий на значительные сроки, а дают взаймы на относительно короткие сроки. Эти банки подвержены риску коммерческому характера, так, как обязаны, выплатить своим кредиторам деньги в заранее определенный срок и с установленными процентами.

Другая особенность коммерческих банков заключается в том, что большинство из них не обладают возможностями предоставлять долгосрочные кредиты в значительных размерах, т.к. чаще всего не располагают необходимыми средствами. Не случайно доля долгосрочных кредитов, выданных коммерческим банкам, составляет лишь 3% всех активов. Между тем главным источником доходов коммерческих банков экономически развитых стран являются долгосрочные кредиты. Отсюда и неустойчивость доходов коммерческих банков России и нередкое их банкротство.

Фондовая биржа - это организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов.

Принцип функционирования фондовой биржи базируется на оперативном регулировании спроса и предложения. На фондовой бирже проводят так называемые котировки ценных бумаг, которые состоят в регулярной оценке специалистами котировочного отдела биржи курсов покупателей и курсов продавцов по всем ценным бумагам, которые проходят через биржу. При этом текущие курсы постоянно публикуются в специальных бюллетенях. Текущие курсы показывают, по какой цене в данный момент на данной бирже можно купить или продать определенные акции. Эти цены служат основой для получения индексов биржевой активности своеобразных барометров экономической коньюнктуры.

К числу наиболее известных разновидностей предпринимательства в финансовой сфере относится кредитное предпринимательство. Предприниматель, занимающийся кредитным предпринимательством, привлекает денежные вклады граждан и юридических лиц, выплачивая их владельцам денежное вознаграждение в виде депозитного процента за весь период пользования вкладами, и выдает привлеченные средства в долг покупателям кредитов под более высокий кредитный процент. Разница между кредитными и депозитными процентами покрывает расходы предпринимателя, и служить источником предпринимательской прибыли.

 

Консалтинговая и аудиторская предпринимательская деятельность.

Консультант (от лат. Consultants - советующий) - это специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название «консалтинг». В соответствии с определением Европейской федерации ассоциации консультантов по экономике и управлению, менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и (или) возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.

Консультантов по управлению привлекают для того, чтобы устранить неопределенность, возникающую на разных стадиях процесса подготовки, принятия и реализации ответственных управленческих решений.

 

Инновационная предпринимательская деятельность связана с созданием, освоением и распространением инноваций (конечный продукт научно-технического прогресса в виде нового продукта или технологии). В основе инновационной предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности.

 

Индивидуальное предпринимательство

Индивидуальный предприниматель - это физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Согласно Федеральному Закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 года №88-ФЗ (ред. от 21.03.2002) физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являются субъектами малого предпринимательства.

В соответствии со ст.23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Все зарегистрированные индивидуальные предприниматели регистрируются в государственном реестре, который является федеральным информационным ресурсом.

В едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся следующие сведения об индивидуальном предпринимателе:

· фамилия, имя и отчество;

· дата и место рождения;

· гражданство;

· адрес места жительства в Российской Федерации;

· данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации;

· вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации;

· дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации;

· дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

· сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем;

· идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе;

· коды по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

· номер и дата регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;

· в исполнительном органе Фонда социального страхования РФ;

· в территориальном фонде обязательного медицинского страхования;

· сведения о банковских счетах индивидуального предпринимателя.

Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы об индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде:

· выписки из соответствующего государственного реестра;

· копии документов, содержащегося в государственном реестре;

· справки об отсутствии запрашиваемой информации.

 

Порядок государственной регистрации индивидуального предпринимателя

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в Федеральную налоговую службу представляются следующие документы:

· подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;

· копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя;

· копия документа, установленного федеральным законом в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя;

· копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации;

· подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя в Российской Федерации;

· документ об уплате государственной пошлины.

В результате государственной регистрации составляются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает свидетельство о внесении записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган в срок не более чем 5 (пяти) рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в государственные внебюджетные фонды сведения для регистрации индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, в случае если:

· не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;

· не истек годовой срок давности со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

· не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Если индивидуальный предприниматель, меняет место жительства регистрирующий орган, вносит в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись.

 

Малое предпринимательство

Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом критериях (показателей).

К критериям, на основе которых, субъекты хозяйственной деятельности относятся, к субъектам малого предпринимательства, относятся: средняя численность занятых на предприятии работников; размер уставного капитала; ежегодный оборот, полученный предприятием за год; величина активов.

В соответствии с Федеральным законом РФ №88 - ФЗ от 14 июня 1995г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает установленных показателей (табл. 1.2).

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Таблица 1.2

Критерии отнесения предприятий к малому предпринимательству

Критерии

Содержание критериев

По цели деятельности

Малыми предприятиями могут признаваться только коммерческие организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли;

По составу учредителей

Малыми предприятиями могут являться только коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%;

Доля, принадлежности одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%;

Доля иностранных юридических лиц в уставном капитале предприятия не должна превышать 25%;

По средней численности работников за отчетный период

Малыми предприятиями могут признаваться только коммерческие организации, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней.

Отрасли Количество работников, человек
Промышленность, строительство и транспорт 100
Сельское хозяйство и научно-техническая сфера 60
Оптовая торговля 50
Розничная торговля и бытовое обслуживание населения 30
Остальные отрасли 50

 


 

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности многопрофильные, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, именно в этом случае малые предприятия оказываются наиболее предпочтительными.

По структуре хозяйствующие субъекты делятся на узкоспециализированные, многопрофильные и комбинированные.

Узкоспециализированными считаются организации, которые изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства, например, производят чугун, стальной прокат, литье, вырабатывают и поставляют электрическую и тепловую энергию, производят зерно, мясо и т. д.

Многопрофильные организации, которые чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве, выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. В промышленности они могут специализироваться одновременно на изготовлении компьютеров, морских судов, автомобилей, детских колясок, холодильников, станков, инструментов, перевозке грузов; в сельском хозяйстве - на выращивании зерна, овощей, фруктов, скота, кормов и т. д.

По мере усиления конкуренции многие узкоспециализированные организации, получив экономическую стабильность, расширяют ассортимент продукции и услуг, выходят на новые рынки сбыта, и становятся межотраслевыми - диверсифицированными организациям. Одновременно они могут заниматься, например, выпуском различной промышленной продукции, строительством, транспортными и коммерческими операциями. Переход капитала из одной отрасли экономики в другую происходит в рамках одного предприятия.

Комбинированные организации чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности. Назначение их состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции в одной и той же организации преобразуется в другой, а затем - в третий вид. Например, выплавленный в доменных печах чугун не только реализуется потребителям, но и переплавляется на собственном производстве в стальные слитки, часть которых продается, а часть поступает на дальнейшую переработку в стальной прокат на собственном заводе. В текстильной промышленности комбинирование проявляется в изготовлении из сырья волокна, из волокна - пряжи, из пряжи - полотна.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных с тенденцией к монопольным структурам и малых предприятий, складывающихся под влиянием ряда факторов.

Малому предпринимательству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления. Развитие малого предпринимательства создает благоприятные условия для развития конкурентной среды, создания дополнительных рабочих мест, расширения потребительского сектора. Кроме того, развитие малого предпринимательства ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию национальных сырьевых ресурсов.

Малые и средние предприятия преобладают в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг. Эффективное функционирование малых предприятий определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: быстрая реакция на требования рынка и запросы потребителей; выпуск небольших партий товаров, что невыгодно крупным предприятиям; исключение лишних звеньев управления; высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях. Однако малому предпринимательству присущи и ряд недостатков: высокая степень риска, поэтому и высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; низкий уровень компетентности руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в получении финансовых средств и т.д. (табл.1.3)

 

Таблица 1.3

Преимущества и недостатки малого предпринимательства

Преимущества Недостатки
1.Мобильность и гибкость управления предприятием; 1.Ограниченость ресурсов всех видов;
2.Быстрая адаптация к конъюнктуре рынка, запросам потребителей; 2.Сильная зависимость от рыночной конъюнктуры;
3.Простые организационные связи; 3.Ограниченные финансовые и кредитные возможности;
4.Высокая восприимчивость с новшествами; 4.Меньше возможностей для социальной защиты;
5.Использование сфер, которые невыгодны крупному предпринимательству; 5.Отсутствие современного менеджмента;
6.Возможность привлечения относительно небольших ресурсов для создания предприятия. 6.Чрезмерная нагрузка на руководителя.

 


В соответствии с федеральным законодательством государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:

• создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материальнотехнических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

• установление упрощенной процедуры регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, представления государственной статистики и бухгалтерской отчетности;

• поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;

• организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и т.д.

Формами государственной поддержки малого предпринимательства также являются финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности, льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства.

 

Франчайзинг как форма организации малого предприятия

В условиях кризисного и посткризисного периодов существенно возрастает значение такой формы организации малого предпринимательства, как франчайзинг. Франчайзинг - это самостоятельная форма договорных отношений хозяйствующих субъектов.

Франчайзинговая система отношений возникла в XVIII в. с появлением в США компании по производству швейных машин Zinger (Zinger Sewing Machine Company). Фабрика Зингера в г. Элизабет (США) первой в мире внедрила методы массового производства задолго до того, как их стали применять в новой мощной индустрии XX в. - в автомобилестроении. К началу XX в. швейных машин марки Zinger было произведено около 21 млн.

При таком огромном производстве, естественно, возникли проблемы реализации продукции, обслуживания швейных машин и замены неисправных деталей. Организовывать это централизованно было весьма невыгодно, поскольку швейные машины расходились по всему миру. В таких условиях была задумана и создана франчайзинговая система, которая представляла финансово независимым фирмам в США и в других странах исключительные права продавать швейные машины и обслуживать их в пределах определенной территории. Это, по сути, были первые дистрибьюторские соглашения с дополнительными обязательствами франчайзи (дилера) обслуживать машины по первому требованию покупателя.

Франчайзинг - это система взаимовыгодных партнерских отношений предприятий крупного и малого бизнеса, объединяющая элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства, но в целом остающаяся самостоятельной формой договорных отношений хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица.

Франчайзинг реализуется на основе договора, заключаемого между крупным предприятияем - франчайзером и мелким - франчайзи (оператором). Франчайзер (обычно крупная родительская компания) обязуется обеспечить франчайзи (мелкую фирму или бизнесмена), действующего в рамках оговоренной территории, своими товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями бизнеса. Франчайзи обязуется предоставить франчайзеру услуги в области менеджмента и маркетинга с учетом местных условий, а также инвестировать в эту компанию какую-то часть своего капитала. Франчайзи обязуется иметь деловые контакты исключительно с компанией - франчайзером, а также вести бизнес в соответствии с ее пред- присаниями.

Франчайзи выплачивает единовременный взнос на право пользования на рынке именем и торговой маркой франчайзера. Кроме взноса франчайзи и его капиталовложений в основные фонды, франчайзер может назначить регулярную плату за использование торговой марки оператором. Плата, как правило, устанавливается в пределах 1 - 5% выручки. Франчайзер устанавливает также размер отчислений от объема текущих продаж франчайзи составляющий в среднем 2 - 3%, но бывает и значительно больше. Франчайзи компании McDonalds вносят 12% выручки.

Различают два типа договорных отношений. Первый наиболее применим в сфере торговли. Суть его состоит в том, что фирма - франчайзи узко специализирована на реализации одного вида товаров и услуг и получении фиксированной доли от общего объема продаж. По такой форме договора работает большинство фирм-франчайзи по торговле автомобилями, автосервисов, бензоколонок и т.д.

Другой тип договорных отношений значительно сложнее. Малая фирма-франчази работает не просто под торговой маркой франчайзера, а включается в полный цикл крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества обучения персонала, плана продаж оперативной отчетности. Что приводит к особой ответственности франчайзи.

Франчайзинг получил широкое распространение в индустрии безалкогольных напитков: ^ca- CoD, Pepsi и др. В 30-x гг. XX в. Франчайзинговая система распространилась на нефтеперерабатывающие компании и бензозаправочные станции США стали стремительно развиваться во всем мире. При этом франчайзер получал выгоду от быстрого роста объема продаж при ограниченном риске, а франчайзи - от того, что включался в проверенную, хорошо зарекомендовавшую себя коммерческую систему. В 1977г. бала создана Британская франчайзинговая ассоциация (БФА), а вслед за ней - Международная ассоциация франчайзинга (International Franchising Association).

Наиболее распространенная и успешно действующая франчайзинговая система в России - фирма «1С». Непосредственно сама фирма продает лишь 5% своего продукта, остальную часть распространяет через 800 фирм-операторов по всей России.

В последние годы в России широко применяется франчайзинговая сеть универсамов эконом-класса. Региональная программа сети универсамов «Пятерочка» осуществляется на основе франчайзинга. «Пятерочка» продвигает в регионы высокодоходный интеллектуальный продукт, включающий комплекс современных технологий, мощную систему информатизации, отношения более чем с 500 поставщиками, а также услуги по подготовке управляющих и специалистов для сбытовой сети.

Приобретая франшизу - право (лицензию) на создание коммерческого предприятия, пользователь фактически получает готовый высокотехнологичный бизнес с максимальной отдачей, при которой затраты окупятся уже в течение 2,5 - 3 лет.

Предприятие-франчайзи функционирует как частица единой системы, организованной франчайзером. В США в настоящее время свыше полумиллиона предприятий действуют в рамках льготного предпринимательства, и их доля по сравнению с самостоятельными предприятиями неуклонно растет. В настоящее время наиболее широко эта форма предпринимательства развита в таких областях бизнеса, как бензозаправочные станции (32%), торговля легковыми и грузовыми автомобилями (6%), рестораны и закусочные быстрого обслуживания (7%).

Дж. Стюарт и Б. Смит приводят перечень видов малого бизнеса, где широко используется франчайзинг:

• автомобильная продукция и услуги - продажа автомобилей, запасных частей, мойка машин, наладка двигателей и т.д.;

• помощь в организации и ведении бизнеса и услуги: бухгалтерия, делопроизводство, рекламные и брокерские услуги, деловые консультации, обработка информации, консультации по финансовым вопросам и налогам, по набору персонала и т.д.);

• строительство, услуги, связанные с ремонтом домов (установка кондиционеров, облицовка каминов, остекление лоджий, покрытие полов и т.п.);

• услуги, связанные с образованием (репетиторство, курсы секретарей, курсы для управленческого персонала и т.п.);

• отдых и развлечения (отели, подвижные игры дома и вне дома);

• рестораны быстрого обслуживания, закусочные, кафе;

• продуктовые палатки (хлебобулочные изделия, кондитерские изделия и др.);

• здоровье, медицинские и косметические услуги - центры красоты, клубы здоровья, оптика и т. п.

• услуги в сфере домашнего хозяйства (чистка ковров, реставрация мебели и обивка, услуги по дизайну);

• розничная торговля (товары и услуги, не отнесенные ни к одной из перечисленных групп) - камеры хранения, одежда на продажу и на прокат, химическая чистка, копировальные услуги и т.д.;

• разное (школы вождения автомобиля, агентства по продаже недвижимости, издательства, туристические агентства, лизинговая краткосрочная аренда оборудования и т.д.).

Франчайзинг имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести следующие: фирма - франчайзи приобретает некоторое право существования, экономит средства на маркетинговых исследованиях, консультациях и других услугах профессионалов; имеет гарантию поставок сырья, материала, полуфабрикатов; открывает свое дело с меньшим риском; получает советы и поддержку от своего партнера - крупной фирмы.

Весьма очевидна заинтересованность крупных фирм в развитии франчайзинга. Они расширяют сферу сбыта своей продукции, проникая на небольшие рынки, и, следовательно, имеют информацию для быстрого реагирования на изменения спроса, привлекают дополнительный капитал, устанавливают строгий оперативный контроль за качеством продукции и услуг, производимых и реализуемых оператором.

К недостаткам франчайзинга относятся: необходимость учета интересов партнера - крупной компании и других держателей акций; необходимость регулярных отчислений не от прибыли, а от объема продаж, что может поставить держателя лицензии в трудные финансовые условия; наличие права у продавца лицензии проверять финансовую документацию; обязательность соблюдения методов ведения бизнеса, изложенных в инструкции партнерской компании, что может ограничивать возможности маневра; выкуп (по требованию компании партнера) всего необходимого оборудования и материалов, что способно ограничить в действиях держателя лицензии.

Медленное становление рыночной экономики, тяжелый налоговый пресс, недостаточно развитая правовая база, неплатежи за продукцию и услуги, слабая государственная поддержка предпринимательства сдерживают развитие малого бизнеса в России. Несмотря на это, западные франчайзеры начинают проявлять инициативу в заключение контрактов с франчайзи в России (например, известные компании McDonalds, Pizza- Hat, Rank- Xerox и т.д.).

Становление и развитие франчайзинга наряду с арендой и лизингом позволяет быстрее решать проблему занятости населения. Преодоления монополизма производства, развития конкуренции - движушей силы рыночной экономики.

Таким образом, применение франчайзинга в малом бизнесе может оказать успешное противодействие глобальному финансовому и экономическому кризису.

Известный франчайзинговый консультант Д. Серков выделил 10 факторов, сосредоточившись на которых, франчайзер может успешно управлять свои бизнесом.

1. Рентабельность действующих торговых сетей. В данном случае франчайзер делает акцент на развитие собственных торговых сетей продаж, как например, «Красный куб», INCANTO. Доля франчайзинговых предприятий в таких сетях, как правило, не превышает 15% до тех пор, пока все приоритетные для франчайзера регионы не будут охвачены. Таким образом, накапливается достаточный объем информации для анализа и последующих эффективных действий.

Франчайзер может пойти и по другому пути развития. Он открывает одну или несколько базовых торговых мест, которые выполняют роль визитной карточки данной марки. Данное торговое место обустраивается близко к идеальному: выгодный ассортимент товара и услуг, высокая квалификация персонала. Все будет играть определяющую роль в принятии потенциальными партнерами решения о приобретении франшизы.

2. Опытные и профессиональные партнеры. Для привлечения таких партнеров требуется наличие, доступность и полнота информации о работе уже действующих торговых мест франчайзинговой сети.

3. Необходимый размер инвестиций. Для обеспечения необходимого размера инвестиций, привлечения их со стороны, франчайзер должен определить их размер максимально реалистично. С этой целью ему следует постоянно искать способы уменьшения расходов, что позволит привлечь солидных и перспективных партнеров.

4. Внешняя привлекательность торгового места. Нередко субъективные ощущения играют для потенциального франчайзи решающую роль. Затраты на оформление могут в последствие многократно окупиться. При оформлении торгового места важны все детали. Желательно чтобы все предприятия сети следовали единым канонам и стандартам.

5. Поддержка франчайзера в процессе организации и функционирования бизнеса франчайзи. В данном случае имеет важное значение все - дизайн-проект, торговое оборудование, обучение персонала, рекламные материалы, мерчендайзинг и т.п. Все это франчайзер в обязательном порядке должен предоставить покупателю франшизы. В дополнении к этим услугами для повышения привлекательности проекта в целом франчайзер может отправить в помощь начинающим свой бизнес партнерам стартап-команду и формировать единые рекламные кампании. Кроме того, следует также оказывать помощь франчайзи в деле подбора помещения для работы, включая переговоры с девелоперами торговых центров.

6. Отлаженная система поставок. Типичная проблема многих начинающих быстрорастущих сетей - неспособность франчайзера по тем или иным причинам обеспечивать всех франчайзи полными ассортиментом необходимых товаров и услуг.

7. Рекламная поддержка. Правильно организованная реклама во многих случая определяет успех бизнеса. Но финансовые возможности франчайзеров небезграничны, в, то время как франчайзи требуют максимальной рекламной активности. Ведь в большинстве случаев именно активная реклама марки на федеральном уровне, является одним из решающих факторов для приобретения франшизы предпринимателем.

8. Франчайзинговые условия сотрудничества. Сюда войдут главным образом возможность получения товарного кредита и рассрочка для приобретения оборудования. Если франчайзер ориентирован на быстрый рост сети, то отсрочка платежа, доступность товарных кредитов и другие финансовые бонусы могут сократить время для завоевания рынка. Франчайзи может привлечь возможность возмещения половины расходов на оборудование и др. В случае если главная цель франчайзера - найти устойчивых в финансовом отношений партнеров, а скорость распространения бренда на втором месте, то можно несколько ослабить скорость региональной экспансии. Это поможет избежать издержек, связанных с закрытием бизнеса слабых франчайзи и поиском новых партнеров.

9. Много значит и впечатления от первых контактов с франчайзером. На первых же встречах, в телефонных переговорах франчайзер должен демонстрировать потенциальным будущим партнерам - франчайзи максимально доброжелательное отношение, готовность к долгосрочному и открытому сотрудничеству. Франчайзи должен почувствовать, что он приобретает, прежде всего, надежного партнера и наставника. Важно убедить потенциального партнера в том, что концепция сотрудничества хорошо проработана, выверена до мельчайших деталей и что успех предприятию обеспечен.

10. И наконец, еже один - последний, но не менее важный фактор, чем предыдущие, - условия франшизы. Необходимо подчеркнуть, что если франчайзер сумел


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: