Ощущение – это психический процесс отражения единичных, элементарных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
В зависимости от расположения рецепторов выделяют следующие виды ощущений:
Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды и обусловлены воздействием раздражителей непосредственно на рецепторы, находящиеся на поверхности тела (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильные).
Интерорецептивные ощущения – вызываются воздействием раздражителя на нервные окончания находящиеся на внутренних органах (в стенках дыхательных путей, желудочно–кишечного тракта и других органов). Различают органные и болевые интерорецептивные ощущения.
Проприоцептивные ощущения – связаны с сигналами, возникающими вследствие раздражения рецепторов, находящихся в мышцах, сухожилиях и суставах, вестибулярном аппарате. К ним относят кинестетические, статические и вибрационные.
В ощущениях отражаются свойства предметов и явлений:
|
|
1. специфичность – уникальность предмета или явления;
2. интенсивность – особенности воздействия на рецептор;
3. качество – свойства материи, составляющей предмет или явление;
4. продолжительность – время контакта с рецептором;
5. пространственная локализация – место контакта с рецептором в системе пространственных координат.
Характеристики ощущений:
1. Порог ощущения – величина раздражителя, способная вызвать ощущение.
2. Адаптация – изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя.
3. Сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов под влиянием психических факторов.
4. Синестезия – суммация ощущений, при котором фантомное ощущение сопутствует реальному (вид лимона вызывает ощущение кислого).
5. Контраст ощущений – повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности (одна и та же фигура одного цвета на светлом фоне кажется темнее, а на черном светлее).
Порог ощущения. Различают абсолютный, дифференциальный и оперативный пороги ощущений. Нижним абсолютным порогом ощущений называют минимальную силу воздействия, которая вызывает едва заметное ощущение. Раздражители меньшей силы называются подпороговыми (субсенсорными), и сигналы о них не передаются в кору головного мозга. Верхний абсолютный порог ощущения – максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринять анализатор. Воздействия, превышающие эту величину, перестают дифференцированно ощущаться или вызывают боль. Дифференциальный порог ощущения – минимальное различие между двумя раздражителями. Оперативный порог ощущения – наименьшая величина между раздражителями, при которой скорость и точность различения достигают максимума.
|
|
Адаптация. Выделяют три разновидности явления адаптации:
1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя;
2. Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя;
3. Адаптация как повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.
Первые два вида адаптации объединяются термином «негативная адаптация», так как в результате ее снижается чувствительность анализаторов, а третий вид определяется как «позитивная адаптация», поскольку чувствительность анализатора, напротив, повышается. Например, темновая адаптация зрительного анализатора, когда увеличивается чувствительность зрения под влиянием темноты, – это позитивная адаптация. Явление адаптации объясняется либо периферическими изменениями в функционировании рецептора, либо стереотипным и продолжительным воздействием раздражителя. Одни анализаторы обнаруживают высокую скорость адаптации, другие – низкую. Очень быстро, например, адаптируются температурные рецепторы кожи. Гораздо медленнее происходит зрительная и слуховая адаптация, наиболее медленно – обонятельная и вкусовая.
Сенсибилизация может быть вызвана взаимодействием ощущений, физиологическими факторами, упражнением, опытом, ожиданием того или иного воздействия. Десенсибилизация – понижение чувствительности одних анализаторов, за счет сильного возбуждения других.
Синестезия является основой особого вида художественного восприятия – эйдетизма. Одним из величайших эйдетиков был русский композитор А.Н. Скрябин, изобретатель цветомузыки и прообраза современного синтезатора – электромузыкального инструмента под названием терминвокс. Скрябин сопоставил музыкальную и цветовую гамму на основе собственных цветомузыкальных ощущений.
Восприятие – психический процесс отражения предмета или явления в целостном виде, в совокупности его свойств и частей, в результате осознания их опознавательных признаков.
Восприятие возникает при непосредственном и текущем (в данный момент) воздействии объектов внешнего мира на органы чувств. При этом восприятие не является простой суммой отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания, следующий этап переработки сенсорной информации.
Классификация восприятия.
По целенаправленности (степени проявления волевых усилий) восприятия выделяют организованное и неорганизованное восприятие. Организованное (произвольное) восприятие (наблюдение) – это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система. Неорганизованное (непроизвольное) восприятие – это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.
По модальности рецепторов восприятие делится на зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное и тактильное
Характеристики восприятия: предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция, осмысленность.
Предметность – это способность воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг о друга предметов, обладающих свойствами, вызывающих данное ощущение.
Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан полностью в готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до целостной формы на основе небольшого набора элементов.
|
|
Константность – определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров, независимо от меняющихся физических условий восприятия.
Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы относим к определенному классу.
Апперцепция – зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности, в соответствии с которой человек избирательно воспринимает различные стороны предметов и явлений.
Осмысленность – восприятие связано с отнесение данного предмета к определенной категории. Наиболее простая форма осмысливания – узнавание.