Память – способность к запечатлению, сохранению и произвольному воспроизведению сенсорной информации.
Также память есть способность к воспроизведению прошлого опыта, психический процесс отражения, выражающийся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.
Она связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.
Формами, в которых осуществляется запоминание, сохранение и воспроизведение информации, являются образы и слова. В слове можно сохранять описание, а в представлении – обобщенный образ о том, чего в наличной ситуации нет.
Физиологические механизмы памяти – образование, закрепление, возбуждение и торможение нервных связей. Этим физиологическим процессам соответствуют процессы памяти: запечатление, сохранения, воспроизведение и забывание.
Структуры памяти локализованы в различных участках мозга. Наследственная память локализована в таламо-гипоталамическом комплексе. Здесь находятся центры инстинктивных программ поведения (пищевых, оборонительных и половых) и центры глубинных биологических эмоций (страха, тоски, радости, гнева, удовольствия).
Долговременная поведенческая память индивида (подсознательно-субъективный опыт) локализована в лимбической системе. Здесь хранятся прижизненно приобретенные поведенческие автоматизмы – эмоциональные установки, привычки и психические комплексы.
Словесно-логическая память локализована в лобных долях мозга. Все, что связано с сонательно-производственной деятельностью, хранится в неокортексе, различных зонах мозговой коры.
Характеристики памяти:
Объем – это важнейшая интегральная характеристика памяти в целом и её отдельных процессов, отражающая количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации.
Скорость – способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определенного темпа её обработки и использования.
Точность – это характеристика памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать её основное содержание.
Длительность – важнейшая характеристика памяти человека в целом и её процессов, свидетельствующая о его способности удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию.
Виды памяти.
по времени сохранения материала:
1. Мгновенная (иконическая) - связанная с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Ее длительность от 0,1 до 0,5сек. Это память - образ.
2. Kpaтковременная - способ хранения информации в течении короткого промежутка времени. Здесь сохраняется обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала, кратковременная память связана с актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее подается только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека. (20 сек - длительность удержания информации).
3. Оперативная - рассчитана на хранение информации в течении определенного заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения информации определяется задачей, и рассчитан только на решение данной задачи.
4. Долговременная – предназначена для хранения информации в течении практически неограниченного срока. Эта информация может воспроизводиться сколько угодно раз без утраты. Этот вид памяти тесно связан с мышлением и волей.
5. Генетическая - информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. На этот вид памяти мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.
По преобладающему в процессах памяти анализатору:
1. Зрительная - связанная с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению.
2. Слуховая - это запоминание и воспроизведение разнообразных звуков. Особенную разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесно связана со словом, мыслью, логикой.
3. Осязательная, обонятельная и вкусовая - их роль сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.
По характеру вовлечённых психических процессов:
1. Двигательная - запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.
2. Эмоциональная - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала.
По характеру участия воли в процессах памяти:
1. Непроизвольная - запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной анемической задачи.
2. Произвольная – запоминание и воспроизведение, которое происходит при постановке задач, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.