Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в котором реализуются социальные отношения людей (Столяренко Л.Д., 2004). В психологии под общением обычно понимают процесс, включающий в себя передачу информации и обмен ею, взаимодействие и взаимопонимание людей в сложившейся системе общественных отношений (Андреева, 1975, Новикова, 1977).
Функции общения (Б.Ф. Ломов):
· информационно-коммуникативная,
· регуляторно-коммуникативная,
· аффективно-коммуникативная
Социальные функции общения: планирование и координация совместной деятельности; социальный контроль; формирование и развитие межличностных отношений и др.
Структура общения
В структуре общения выделяют три взаимосвязанных стороны:
- коммуникативная сторона – обмен информацией;
- интерактивная сторона – организация взаимодействия;
- перцептивная сторона – восприятие и взаимопонимание.
Коммуникативная сторона общения включает следующие элементы:
а)коммуникатор - субъект, передающий информацию;
|
|
б)коммуникант- субъект, принимающий информацию;
в)коммуникативное поле - ситуация в целом, при которой может быть передана информация;
г)собственно информация;
д)каналы коммуникации - средства передачи информации (вербальные и невербальные).
Совокупность средств, помогающих принятию информации и ослабляющих действие фильтров «доверия-недоверия», называют фасцинацией (А.А. Брудный). К ним относят музыкальное, цветовое сопровождение речи и пр.
Интерактивная сторона общения (интеракция) заключается в организации взаимодействия между общающимися.
Выделяют следующие виды взаимодействия:
· кооперация – координация единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, согласование);
· конкуренция – соревновательное взаимодействие между участниками общения, при которой одна из сторон проигрывает;
· конструктивный конфликт – конфликтное взаимодействие, которое приводит к более полному пониманию проблемы, мотивации и целей участников общения, признанию законности требований, нахождению оптимального решения;
· деструктивный конфликт – приводит к повышению агрессивности участников общения, наращиванию напряженности, увеличению числа задействованных лиц (эскалация конфликта), росту предубежденности и, в крайнем выражении, к полному разрыву отношений между участниками конфликта.
Перцептивная сторона общения представляет собой процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимоотношений и взаимопонимания.
Взаимопонимание может быть истолковано как:
|
|
а) понимание целей, мотивов, установок партнера;
б) не только понимание, но и принятие этих целей и установок, что приводит к установлению особого рода отношений - близости, выраженной в чувствах симпатии, дружбы и других явлений аттракции.
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого включает идентификацию, эмпатию и рефлексию. Идентификация - уподобление себя другому. Идентификация тесно связана с эмпатией, которая определяется как особый способ понимания другого человека, который предполагает не рациональное осмысление проблемы другого человека, а стремление и способность к эмоциональному отклику. Рефлексия - осознание индивидом того, как он воспринимает партнера по общению.
Этапы процедуры общения:
1. Потребность в общении.
2. Ориентировка в целях и ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания (часто бессознательно).
5. Выбор средств и поведения (часто бессознательно).
6. Восприятие и оценка ответной реакции, контроль эффективности.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Стратегии общения:
1) Открытое – закрытое общение;
2) Монологическое – диалогическое общение;
3) Ролевое – личностное общение.
Открытое общение – желание и умение подать информацию, готовность учесть позицию собеседника. Закрытое общение – нежелание или неумение подать информацию (оправдано при некомпетентности собеседника, при конфликтах). Отдельно выделяют «одностороннее выспрашивание» и «истерическое предъявление проблемы».