ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Дисциплина: Русский язык.
Тема: Понятие об орфографии.
План:
1.Понятие об орфографии.
2.Употребление приставок в разных частях речи.
3.Употребление суффиксов в разных стилях речи.
4.Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
5. Правила слитного или дефисного написания сложных слов.
Вопросы 1. Понятие об орфографии.
1.Выборочный орфоэпический диктант. 2). Выпишите слова в таком порядке: а) с непроизносимыми согласными,
б) с сочетаниями чн, произносимыми как шн, в) с сочетаниями чт, произносимыми как шт.
Поздний вечер, прежние хозяева, нечто новое, что-то известное, вечный зов, сделать нарочно, сердечный приступ, новая прачечная, пустячный случай, конечно исполнишь, довольно скучно, наши сверстники, участвовать в параде, чувствовать ответственность
Принципы орфографии – это закономерности, лежащие в основе орфографической системы. Каждый принцип орфографии объединяет группу правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым явлениям.
|
|
Морфологический принцип заключается в требовании одинакового написания одних и тех же морфем: приставок, корней, суффиксов и т. д. Например: степной – степь, рябиновый – сосновый, подписать – подпись, к ране – к воде. Этот принцип является ведущим в русской орфографии; ему подчинено написание большей части слов.
Фонетический принцип заключается в том, что написание должно соответствовать произношению. Данный принцип орфографии обычно проявляется при передаче на письме чередований в одной и той же морфеме, например: расписать – роспись, бездомный – бесхозный.
Традиционный принцип заключается в том, что признаётся правильным написание, закреплённое традицией. Это, например, написание русских и заимствованных слов с непроверяемыми гласными, непроверяемыми, непроизносимыми или удвоенными согласными в корне: собака, топор, вокзал, футбол, здоровье, аллея и др. В школьной практике слова с непроверяемыми гласными и согласными называются словарными словами.
Дифференцирующий принцип написания реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо разграничить одинаково звучащие слова: балл (оценка) и бал (танцевальный вечер), ожёг (глагол) и ожог (существительное), плачь (глагол) и плач (существительное), туш (существительное мужского рода) и тушь (существительное женского рода), орёл (птица) и Орёл (город).
Кроме названных, в русской орфографии есть принципы, регулирующие слитное, раздельное и дефисное написание, употребление прописных букв, правила переноса слов и др.
Дополнительные задания:
|
|
а) Какими пособиями можно воспользоваться, чтобы проверить правильность постановки ударения в слове? (Ответ: специализированным пособием является орфоэпический словарь, в котором указано не только ударение, но и все особенности произношения данного слова. Однако правильность ударения можно проверить по любому словарю (орфографическому, толковому и др.).
б) Раздели слова “хозяева”, “квартал” на слоги и охарактеризуй их. (Ответ: хо-зя-е-ва – 4 слога, все открытые, квар-тал – 2 слога, оба закрытые.)
в) Дать определение орфоэпии. (Ответ: орфоэпия (от греческого orthos-правильный и epos-речь) – совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в языке произносительным нормам).
3. В чем особенности словесного ударения в русском языке? (Ответ: русское ударение свободное, т.е. может переходить в одном и том же слове с одного слова на другой сторонa – сторонкa – стoроны). В чем особенности ударения в том иностранном языке, который вы изучаете? (Ответ: в английском языке ударение свободное, во французском - закрепленное на последнем слоге).
Вопрос 2. Употребление приставок в разных частях речи.
Приставка — значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов: бежать — ^бежать — прибежать — "забежать. В слове могут быть не одна, а две и более приставки: небезынтересный. В некоторых словах приставки срослись с корнем и уже не выделяются: обожать, ответить, исчезать.
Среди приставок есть синонимичные (сверхмодный, наилучший) и антонимичные (прилететь — ^лететь).
Итак, словообразовательные морфемы — это суффиксы и приставки, они уточняют и конкретизируют лексическое значение слова, образуют слова с новым лексическим значением и присоединяются к части слова или к целому слову. От того, какая морфема используется для образования слов, различаются основные способы их образования: приставочный, суффиксальный, приставоч-но-суффиксальный, бессуффиксальный.
Приставочным способом образуются имена существительные (удача — "неудача), имена прилагательные (важный — преважный), местоимения (что — кое-что), глаголы (готовить — приготовить), наречия (где — "нигде). Суффиксальным способом образуются все самостоятельные части речи, но основным он является для имен существительных, прилагательных и наречий (белизна, туманный, белеть черно). Суффикс прибавляется не к целому слову, а к его производящей основе (исходной части). Например, к основе слова (покупа} присоединяется суффикс -тель (со значением «лицо, род деятельности, профессия»), и образуется новое слово — покупатель.
Приставочно-суффиксальным способом образуются, например, имена существительные с суффиксом -ник (со значением «лицо, предмет, профессия»). Например, слово подснежник обозначает «то, что растет под снегом». К основе (снег) одновременно прибавляются приставка под1- и суффикс -ник-. Таким способом образуются и другие части речи, например: приземлить, "настольный, приморский, "набело.
Вопрос 3. Употребление суффиксов в разных стилях речи.
Ребята, я расскажу вам о четырёх группах суффиксов и их значениях. Первая группа суффиксов - -ец-, -анин-, -янин-, -ич-. С помощью этих суффиксов мы можем образовать слова, называющие людей по их месту жительства. Вторая группа суффиксов: -оват-, -еват-. Эти суффиксы мы можем использовать тогда, когда хотим сказать, что признак у предмета проявляется не в полной форме, а чуть-чуть. Третья группа суффиксов поможет вам правильно назвать детёнышей животных в единственном - -ёнок-, -онок- и во множественном числе - ат-, -ят. Четвёртая группа суффиксов нам нужна, когда мы характеризуем предмет, говорим из какого материала он сделан- -ан-, -ян-, -ов-. Итак, ещё раз посмотрите на все эти группы суффиксов и запомните их значение. Правильно образовывайте нужные слова. Пятая группа суффиксов. Эти суффиксы помогают нам образовывать слова, называющие людей по их роду деятельности, по профессии - -ак-, -як-, -щик-, -чик-, -тель-. Шестая группа суффиксов. Эти суффиксы мы можем употреблять в своей речи, когда говорим о маленьких предметах или хотим сказать о них ласково: -ик-, -ек-, -чик-, -очк-, -ёньк-, -оньк-. Особенно часто их используют поэты в своих произведениях, чтобы подчеркнуть своё отношение к тем предметам, о которых они пишут.
|
|
Ивушка, ивушка, зелёная моя!
Что же ты, ивушка, невесела стоишь?
Или тебя, ивушка, солнышком печёт,
Солнышком печёт, частым дождичком сечёт,
Под корешок ключева вода течёт?