Автоцистерн, транспортирующих ЛВЖ и ГЖ

Классификация автотранспортных средств

Автомобильные средства (АТС) разделяются на грузовые, пассажир-

ские и специальные.

К грузовому подвижному составу относятся: грузовые автомобили,

автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы для перевозки грузов различ-

ных видов. Грузовые автомобили классифицируют по назначению, прохо-

димости, приспособленности к климатическим условиям, характеру ис-

пользования.

По назначению грузовые АТС подразделяют на автомобили общего

назначения и специализированные.

Автомобили общего назначения имеют кузов в виде платформы с бортами и применяются для перевозки всех видов грузов, кроме жидкости (без тары).

Специализированные автомобили оборудованы кузовом, приспособленным для перевозки грузов определенного вида. Это самосвалы, автомобили-цистерны для цемента, молока, нефтепродуктов и т. п.

К специальным АТС относятся: автомастерские, автокраны, пожар-

ные, милицейские, санитарные и др.

К пассажирским АТС относятся: автобусы, легковые автомобили,

пассажирские прицепы и полуприцепы.

 Легковые автомобили классифицируются по рабочему объему двигателя и неснаряженной массы, автобусы – по пассажиров местимости, длине и другим признакам.

 

Автоцистерны, перевозящие ЛВЖ и ГЖ, в зависимости от назначе-

ния подразделяются на транспортные и топливораздаточные.

 Вместимость топливораздаточных автоцистерн может доходить до 60 тыс. л, однако,как правило, на автомобилях и прицепах устанавливаются цистерны по 7–8 тыс. л, на полуприцепах – свыше 7 тыс. л.

В соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов последние подразделяются на 14 классов, пять из которых относятся к грузам, перевозимым в цистернах:

класс Id – сжатые и сжиженные газы; класс IIIа – невоспламеняющиеся жидкости; класс IIIс – горючие жидкости; класс IVа – токсичные вещества;

V –агрессивные вещества.

Автоцистерны, перевозящие опасные грузы, должны иметь единые

международные отличительные знаки. В соответствии с рекомендациями

экономической комиссии стран Европы на передней и задней частях ци-

стерны с опасными грузами нанесен квадрат оранжевого цвета с черной рамкой, внутри которого находятся две черные цифры, первая из которых

означает перевозимый продукт, а вторая – его химико-физические свойства.

В случае аварийной ситуации необходимые меры по ликвидации происше-

ствия будут приняты в соответствии с данными о перевозимом грузе.

Кузовы транспортных средств, автоцистерны, прицепы и полуприце-

пы-цистерны, постоянно занятые на перевозках опасных грузов, должны

быть окрашены в установленные для этих грузов опознавательные цвета

и иметь соответствующие надписи:

– при перевозке метанола цистерну окрашивают в оранжевый цвет

с черной полосой и делают оранжевой краской надпись на обечайке

«Метанол – яд!»;

– при перевозке аммиака цвет транспортного средства любой

и надпись «Аммиачная вода. Огнеопасно»;

– при перевозке веществ, выделяющих при взаимодействии с водой

легковоспламеняющиеся газы, транспортное средство окрашивается в си-

ний цвет и наносится надпись «Огнеопасно»;

– при перевозке самовозгорающихся веществ нижнюю часть цистер-

ны окрашивают в красный цвет, верхнюю – в белый и наносят надпись

черного цвета «Огнеопасно»;

– при перевозке легковоспламеняющихся веществ цистерну окраши-

вают в оранжевый цвет и наносят надпись «Огнеопасно»;

– при перевозке веществ, поддерживающих горение, цистерну окра-

шивают в желтый цвет и наносится двойную надпись «Огнеопасно. Едкое

вещество»;

– при перевозке едких веществ цистерну окрашивают в желтый цвет

с черной полосой по обечайке, на которую наносят надпись желтым цве-

том «Едкое вещество».

Наибольший удельный вес в общем объеме перевозок химических

веществ приходится на топливо-смазочные материалы (бензин различных

марок, дизельное топливо и т. д.).

Автоцистерны, используемые на перевозках ЛВЖ, условно подразделяются на три типа:

А – цистерны, оборудованные системой дыхания и предохранитель-

ным клапаном с огнепреградителем (давление срабатывания клапана

не превышает 0,25·105 Па). Конструкция данных цистерн не предусматривает герметичного закрытия, но не допускает вытекания жидкости;

В – цистерны, оборудованные системой дыхания и предохранитель-

ным клапаном с огнепреградителем (давление срабатывания клапана

не превышает 1,5·105 Па);

С – герметично закрывающиеся цистерны, отвечающие требованиям,

предъявляемым при перевозке сжатых, сжиженных и растворенных под

давлением газов.

Автомобили, перевозящие опасные грузы, имеют на их борту сред-

ства индивидуальной защиты дыхания водителя и сопровождающего груз

лица, пакет транспортно-сопроводительной документации, в котором

присутствует паспорт безопасности вещества, а также аварийная и ин-

формационная карточки СИО.

Развитие пожаров с участием

автоцистерн, транспортирующих ЛВЖ и ГЖ

Пожар с участием автоцистерн с ЛВЖ и ГЖ, как правило, протекает

с проявлением различного рода поражающих факторов.

Для участников тушения пожара особое значение приобретает прогноз развития пожарас учетом принимаемых мер для его локализации и ликвидации.

Наиболее часто аварийные ситуации на автоцистернах, перевозящих

ЛВЖ и ГЖ, связаны с проливами горючей жидкости. Общим свойством

ЛВЖ является их способность при утечке разливаться на больших площа-

дях. Площадь пролива ЛВЖ и ГЖ определяется количеством вылитой го-

рючей жидкости, которая, соответственно, определяет объем образующей-

ся взрывоопасной паровоздушной смеси. Удельную площадь пролива

ЛВЖ можно приближенно принять 0,15 м2/л.

Другим опасным сценарием развития аварийной ситуации является

попадание автоцистерны в очаг пожара, когда увеличивается вероятность образования «огненного шара». Данные аварийные ситуации характерны для цистерн-прицепов, когда при разгерметизации одной из цистерн возикает пожар пролива ЛВЖ, а соседняя попадает в зону высокотемпературного воздействия очага горения. В этом случае быстрый нагрев цистерны приводит к кипению жидкой фазы и повышению давления внутри сосуда.

Тепловой поток, воздействуя на стенки котла цистерны, ослабляет их

первоначальную прочность. Вследствие неравномерного прогрева поверх-

ности корпуса происходит разрушение цистерны с ЛВЖ и ГЖ и выход

жидкой фазы наружу. В этих условиях пары от мгновенного испарения

жидкой фазы воспламеняются, и образуется «огненный шар».

При взрыве емкости цистерны с ЛВЖ и ГЖ в очаге пожара возмож-

ны сценарии развития аварийной ситуации как с образованием, так и без

образования «огненного шара». Как показывает статистика, взрыв цистер-

ны с ЛВЖ и ГЖ происходит на 12–24 мин после воздействия открытого

пламени. Диаметр огненного шара при взрыве достигает 50 м.

Взрыв автоцистерны может сопровождаться образованием ударной волны, способной

привести к разрушению близлежащих зданий и сооружений, а также раз-

летом осколков и фрагментов разрушенной взрывом конструкции.

 Кроме того, подобное развитие аварийной ситуации приводит к быстрому распространению пожара, площадь которого зависит от состояния покрытия

дороги и рельефа местности (табл. 21.1).

Действия участников тушения пожара должны быть направлены на пре-

дупреждение распространения пожара и воздействия опасных факторов.

Необходимо своевременно оценить возможность появления опасных

факторов, которые могут угрожать здоровью и жизни личного состава,

и обеспечить своевременную эвакуацию людей в безопасную зону.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: