Специалисты отмечают следующее: в социальной психологии роль понимается как представление о шаблоне поведения, ожидаемого от человека, занимающего определенную позицию в данной ситуации контакта (Шибутани Т.).
Ролевое поведение предполагает умение воспроизвести жесты, мимику, речь, манеру поведения и психологические особенности другого человека. В психологии отмечается необходимость специальной подготовки к такому поведению.
Общение юриста регулируется официальными и неофициальными правилами поведения, принятыми в контактах с определенными типами людей и в типичных ситуациях. Исследователи, в своих работах подчеркивают (Носков В.А.), что расчет на выполнение принятых правил поведения в конкретных взаимодействиях людей называется социальным ожиданием. Ожидания регулируют ролевые взаимоотношения людей.
Применительно к ролевому поведению в профессиональной деятельности юриста можно указать следующие аспекты:
· Роль как существующая в какой-либо организации совокупность ожиданий относительно поведения юриста, осуществляющего профессиональную деятельность в различных областях.
|
|
· Роль как понимание юристом ожидаемого от него поведения;
· Поведение юриста на основе принятой роли в процессе решения профессиональных задач.
На ролевое поведение юриста оказывает влияние его личностные особенности, а также статус, т.е. его соотносительное положение в ситуациях взаимодействия, определяемое по признакам, специфичным для данной ситуации. Статус личности предполагает ответ на вопрос «Кто он?», роль – «Что он делает?».
Вступая в общение, юрист учитывает позицию партнера и подбирает себе соответствующую роль. Эффективность ролевого поведения юриста зависит от знания роли, ее субъективной значимости и от искусства (техники, мастерства) выполнения.
В ролевом общении важно определить позицию партнера, чтобы избрать необходимую линию собственного поведения. Выбор конкретной линии поведения зависит от ситуации контакта, реальных или ожидаемых от партнеров трудностей.
Ролевые взаимоотношения юриста с гражданами, должностными и иными лицами часто носят конфликтный характер. В этом случае они принимают форму позиционного противоборства, в котором переплетены формальные, деловые отношения участников и неформальные особенности их ролевого поведения. Ролевое поведение служит средством достижения деловых целей одного или обоих партнеров.
Анализ конкретных ситуаций позиционных конфликтов
1. Понимание (видение) ситуации участвующими в ней лицами.
2. Соотношение подлинных и имитируемых целей и интересов сторон.
|
|
3. Общепринятые и индивидуальные правила поведения в данной ситуации.
4. Соотношение явных и скрытых позиций (статусов и ролей) участников контакта.
5. Способ и стиль выражения позиций в ролевом поведении.
6. Затруднения во взаимодействии, и личные трудности участников, влияющие на их поведение в данной ситуации.
7. Личный опыт участников контакта, отражающийся в их склонности к определенному варианту ролевого поведения.
8. Наборы действий участников и их композиции. Композиции взаимных действий участников и ситуации образуют типичные варианты позиционной борьбы.
9. Тип позиционной борьбы и особенности распределения ролей.
Наиболее распространены такие типы позиционных конфликтов, как: позиционное наступление, манипулирование, маневры, игры.
Типичными трудностями ролевого поведения в конфликтном общении являются (Носков В.А.):
· Проблемность ситуации, отсутствие опыта решения сходных задач (порождает ошибки в оценке ситуации и собственной позиции в ней).
· Нехватка времени для принятия решений. Выражение «попасть в ситуацию» отражает последствия замедленного понимания развития событий в конфликтном общении.
· Отрицательный эмоциональный климат ситуации.
Совокупность переживаний юриста в случае блокировки его значимых целей образует особое психическое состояние – фрустрацию. Оно мешает скрыть собственные эмоции, совладать с эмоциональным отношением к партнеру, сковывает мышление, инициативу юриста. Признаки фрустрации легко распознаются партнером и служат подкреплением его линии поведения.
· Непродуманные действия, в т.ч. речевая поспешность. В их основе – неумение оценки быстротекущих ситуаций.
· Неожиданная поддержка противника другими людьми и публичность ролевого поведения осознаются как трудности конфликтного общения.
В условиях дефицита времени резко осложняется выбор линии поведения, оценка позиций и целей. Чувство угрозы целям и интересам побуждает юриста действовать, руководствуясь ситуативными, конфликтными интересами, а не интересами дела.
Конфликтная линия поведения порождает эмоциональную пристрастность в понимании ситуации, намерений и поведения партнера. Отсюда возникает барьер взаимного непонимания, нежелания понять причины ролевого поведения партнера, его видение ситуации конфликта.
Психологический анализ позиционных конфликтов показывает, что в них есть наступающий – инициатор конфликта и обороняющийся (Ершов П.М.). Возможны 3 вида ситуаций позиционного наступления:
1. Наступающий стремится увеличить психологическую дистанцию между собой и юристом. Средства наступления: информирование о несовпадении в пололжении, правах и обязанностях, возможностях.
2. Наступающий стремится сократить психологическую дистанцию в отношениях с юристом. Средства – все, что подчеркивает совпадение, близость положения, возможностей и интересов.
3. Наступающий стремится выяснить, соответствует ли его желаниям отношение к нему юриста, можно ли рассчитывать на те или иные взаимоотношения.
Психолог Э.Берн в книге «Игры, в которые играют люди» приводит типичные примеры ролевого поведения как варианты замещения открытых, искренних взаимоотношений их игровой имитацией. Знание и учет в конфликтном общении психологических закономерностей «берновских игр» помогает в разработке способов их пресечения. В берновской игре каждый участник взаимодействия является носителем 3 личностных позиций: «Родитель», «Взрослый», «Дитя».
Позиция «Родитель» проявляется в потребностях доминирования, покровительства, защиты слабого, уверенности в своей правоте. Минусы этой роли неспособность к гибкости поведения, чувство превосходства, тенденция к «карающему» поведению.
|
|
1. Позиция «Взрослый» - выражается в реалистичности видения мира, рациональном самоконтроле поведения, в признании за другими права быть самим собой. Минусы этой роли – недостаточная эмоциональность, излишняя подконтрольность творческого воображения, склонность к шаблонному мышлению.
2. Позиция «Дитя» выражает детское эмоционально-непосредственное отношение к миру. Доверчивость, раскованность поведения. Минусы – капризность, беспомощность, легкомыслие.
По мнению Э.Берна, каждый человек в процессе общения занимает в зависимости от ситуации одну из 3 ролевых позиций: родителя, взрослого, ребенка. Ролевые позиции формируются у человека в процессе субъективного жизненного опыта.
По мнению специалистов, при разрешении конфликтной ситуации важно учитывать значимость не только доводов юриста, но и личное отношение к нему оппонента.
Исследователи обращают внимание на то, что способ разрешения конфликта всегда будет зависеть от характеристики конкретной конфликтной ситуации, и ее участников; важную роль играет общая культура общения и стремление избежать (разрешить) конфликт сторонами, участвующими в профессиональной деятельности.