Особенности синтаксиса газетно-публицистического стиля

 

Функции клише

Информационная функция речи в произведениях газетно- публицистического стиля обусловливает стандартизированность, которая обеспечивает быструю передачу информации. Стандарт помогает оперативно откликаться на события и создает нейтральный фон стиля.

Речевые клише – шаблонная фраза, штамп, легко производимая в определенных условиях. Клише – это речевые формулы, позволяющие быстро воспроизводить информацию.

Важнейшая функция клише - демонстрация согласия или протеста. Если клише употребляется в качестве согласия, оно также служит указанием на принадлежность говорящего к определённой социальной группе, что выражается в существовании большого количества речевых клише (например, арго).

Широкое использование речевых клише является особенностью политической речи (например, «мрачные прогнозы», «кризис доверия», «закулисные сделки», «железный занавес», «жёлтая пресса» и др.). Их цель - в короткой форме дать оценку политическим субъектам или явлениям.

Другой вид клише, используемый всеми слоями общества, - фразы, обращённые к детям и к молодежи в воспитательных целях: «ни стыда ни совести», «как тебе не стыдно» и др. Эти выражения дети запоминают на всю жизнь.

Штамп появляется с потерей речевыми клише экспрессивно-оценочных качеств. Источником штампов может быть и стремление к образной речи, к новизне выражений. Из-за частого повторения эти языковые средства теряют свои выразительные свойства.В результате частого использования одного и того же образа происходит универсализация средств выражения, ср.: белое золото (хлопок), черное золото (уголь).

Приведем самые распространенные клише:

· Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает) … проблему,

· Автор затрагивает проблему...

· Много места уделено проблеме...

· Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме...

· Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

· Во-первых, …

· Во- вторых, …

· Заставляет читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор);

· Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений;

· Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни

· Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы;

· Автор показывать негативную сторону нашей жизни;

· В словах автора звучит мнение большинства людей;

· В заключение хотелось бы отметить...

· На мой взгляд, статья (очерк) предназначена...

· Таким образом, нельзя не согласиться с …

Рассмотрим пример.

«Экономическая газета», №91 (944), от 16 апреля 1961г. Статья «Сердца французов трепещут от радости» рассказывает о завоевании космоса как о настоящем открытии новых форм жизни. В тексте есть стандартные выражения: Редакция связалась … и попросила рассказать…; В центре внимания - …; Вот что пишет ученый …; Нетрудно представить…;…не прекращался поток; В самом деле - ….

Таким образом, все жанры газетно-публицистического стиля речи насыщены клише независимо от принадлежности к той или иной тематической группе. Эволюция языка приводит к исчезновению определенных клише, к замене их или к появлению новых речевых стандартов.

Особенности простых предложений газетно-публицистического стиля

 

Синтаксис газетно-публицистического стиля речи имеет свои особенности, связанные с активным употреблением эмоционально и экспрессивно окрашенных конструкций: восклицательных и вопросительных предложений, предложений, осложненных обращением, риторических вопросов, повторов и др.

Стремление к экспрессии обусловливает использование конструкций с разговорной окраской: построений с частицами, междометиями, построений фразеологического характера, инверсий, бессоюзных предложений, эллипсисов (пропуск того или иного члена предложения, структурная неполнота конструкции) и др.

Рассмотрим первый пример.

«Фронтовая правда», 10 мая 1945 г., №110 (1336). В статье «Пленение генерала де Голля» присутствуют разные эмоционально и экспрессивно окрашенные синтаксические конструкции - восклицательные предложения различного значения (Война выиграна! Победа достигнута! Это – победа Объединенных наций и победа Франции! Ни одно усилие ее солдат, моряков и летчиков, ни один акт мужества и самоотречения ее сыновей и дочерей, ни одно страдание ее мужчин и женщин в плену, ни одно горе, ни одна жертва, ни одна слеза, таким образом, не пропали даром! Слава! Вечная слава нашим армиям и их руководителям! Слава нашему народу, которого не сломили и не согнули страшные испытания! Слава Объединенным Нациям, которые смешали свою кровь с нашей кровью, свои страдания с нашими страданиями, свои надежды с нашими надеждами и которые сегодня торжествуют вместе с нами! Да здравствует Франция!).

Рассмотрим второй пример.

«Экономическая газета», №91 (944), от 16 апреля 1961г. Выступление Ю.А. Гагарина (текст приводится на первой странице газеты) начинается с обращений: Дорогие товарищи, уважаемые гости!  И это правильно, т.к. любое выступление имеет 1 часть – обращение, цель которого привлечь внимание читателя (слушателя).

Рассмотрим третий пример.

«Вечерний Крым», №40, 18 октября 2016г. Интересным будет анализ объявлений. С точки зрения синтаксиса отметим преобладание простых односоставных предложений (назывных): Туры. Авиабилеты. Выгодные сбережения.Окна.Двери.Займы на любые цены. Стерилизация собак и кошек. Расплата за песню. Сберегательные программы. Памятники гранитные. Ветеринарный цент р «Инкар». База стройматериалов.).

Таким образом, стремление к выразительности, экспрессии в текстах газетно-публицистического стиля обусловливает использование разных синтаксических конструкций (простых предложений, осложненных обращением, односоставных предложений (большей частью назывных) и восклицательных предложений.

 

Заключение

       В настоящее время газетно-публицистический стиль особенно важен, и потому наше внимание было сосредоточено на газетно-публицистическом стиле речи как на одном из функционально-значимых стилей. Актуальность изучения языка газетно-публицистического стиля вызвана возрастающей значимостью периодической печати, в связи с постоянно меняющимися общественно-политическими условиями жизни во всем мире и необходимостью информации в повседневной жизни.

Мы пришли к выводу о том, что к основным особенностям газетно-публицистического стиля речи, которые в своей совокупности отличают его от других функциональных стилей, относятся следующие:

1) лаконичность изложения в сочетании с информационной насыщенностью;

2) отбор языковых средств по принципу их доходчивости (газета наиболее распространенный вид массовой информации);

3) наличие общественно-политической лексики, фразеологии, переосмысление лексики других стилей (в частности, терминологической) для нужд публицистики;

4) использование типичных для данного стиля речевых клише;

5) разнообразие стилистического использования языковых средств: многозначности слов, ресурсов словообразования, эмоционально экспрессивной лексики;

6) сочетание особенностей публицистического стиля с особенностями других стилей (научного, официально-делового, литературно-художественного, разговорного). Этот процесс связан с разнообразием тематики.

7) использование изобразительно-выразительных средств языка, в частности, средств стилистического синтаксиса (риторические вопросы, восклицания, параллелизм построения, повторы, инверсия и т.д.).

Анализ текстов газетно-публицистического стиля разных периодов позволил нам сделать следующие выводы:

- газетный текст как одно из проявлений функционирования публицистического стиля является благоприятным фактором для возникновения сокращенных единиц, которые обеспечивают информативность и экспрессивность изложенного материала;

- заимствования (большей частью англицизмы), являясь важным компонентом языка газетно-публицистического стиля речи, отражают широту тематики всех изданий;

- заголовок текста газетно-публицистического стиля не только ориентирует читателя в информационном пространстве данного издания, но и возбуждает его интерес к любому событию;

- наличие имен собственных в газетных изданиях подтверждает мысль о значимости явлений, событий настоящего времени и их роли в формировании личности читателя;

- жанры газетно-публицистического стиля речи насыщены клише независимо от принадлежности к той или иной тематической группе. Эволюция языка приводит к исчезновению определенных клише, к замене их или к появлению новых речевых стандартов

 

Использованная литература

1. «Вечерний Крым», №40, 18 октября 2016г.

2. «Комсомольская правда», № 108

3. «Фронтовая правда», 10 мая 1945 г., №110 (1336)

4. «Экономическая газета», №91 (944), от 16 апреля 1961г.

5. И. А. Пушкарева «Заголовок в информационно-оценочном пространстве городской газеты»

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: