Причины тревожности у обучающихся 11-го класса

Возрастные задачи развития: профессиональное и личностное самоопределение.

Социально-педагогическая ситуация: изменяющаяся – учащийся заканчивает школьное обучение и оказывается перед необходимостью конкретизации собственных жизненных перспектив.

Типичные причины школьной тревожности:

- неуспешность во взаимодействии с учителями и одноклассниками;

- хроническая или эпизодическая учебная неуспешность;

- столкновение с ситуацией выпускных экзаменов;

- переживание ответственности совершаемого выбора, подкрепляемое «посланиями» родителей и педагогов;

- резкое повышение учебных нагрузок, связанное с подготовкой к поступлению в ВУЗы.

 

ТИПИЧНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

1. Ухудшение соматического здоровья является универсальным признаком школьной тревожности для любого возраста, что вполне объяснимо с точки зрения теории психосоматики. Тревожные учащиеся часто болеют, и по этой причине вынуждены оставаться дома. Иногда возникают «беспричинные» головные боли или боли в животе, резко повышается температура. Особенно часто такие соматические нарушения случаются непосредственно перед контрольными и экзаменами.

2. Нежелание ходить в школу (вплоть до систематических прогулов) чаще всего возникает в контексте недостаточной школьной мотивации, однако, свидетельствует в первую очередь о том, что учащийся чувствует себя в школе некомфортно. Подросток каждое утро «уходит в школу» (завтракает, собирает портфель), возвращается дамой в положенное время, и родители в течение долгого времени не догадываются о том, что их ребенок проводит время с друзьями или просто гуляет по улице в одиночестве. Довольно типичными являются прогулы контрольных и самостоятельных работ, «нелюбимых» предметов, которые ведут «плохие» учителя.

3. Излишняя старательность при выполнении заданий является противоположной формой проявления школьной тревожности. Учащийся, добиваясь совершенства, может многократно переписывать классные и домашние работы, тратить на выполнение домашнего задания много часов в день, отказываясь ради этого от прогулок и встреч с друзьями.

4. Отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий также является универсальным поведенческим признаком школьной тревожности. Если какое-либо задание не получается, подросток может просто перестать пытаться его выполнить. При этом возможно два типа поведенческих реакций:

- импульсивные (бросание ручек, эмоциональные комментарии);

- «тихие» - учащийся не выполняет задание, при этом не ставя никого в известность об этом.

5. Раздражительность и агрессивные проявления подростка зачастую являются только симптомом, свидетельствующим о том, что ученик подвержен школьной тревожности. Раздраженные или агрессивные реакции могут оказаться способом нивелирования эмоционального дискомфорта, вызванного теми или иными событиями школьной жизни. Тревожные учащиеся могут «маскировать» эмоциональный дискомфорт тем, что «огрызаются» в ответ на замечания, проявляют излишнюю обидчивость в отношениях с одноклассниками, иногда доводящую до драк. 6. Рассеянность, снижение концентрации внимания на уроках – признак школьной тревожности, судьба которого во многом сходна с предыдущим. Рассеянность может рассматриваться как самостоятельный симптом, указывающий на определенный дефект внимания. Однако известно, что неумение вычленить главную задачу, сосредоточиться на ней, стремление охватить своим вниманием все элементы деятельности характерны для многих тревожных людей (вне зависимости от возраста). Во многих случаях частые отвлечения во время урока, только «физическое» присутствие на уроках характерны для учащихся, которые таким образом стараются избежать вызывающих беспокойство фрагментов школьной среды. В итоге они либо постоянно вытесняют тревожащие элементы из поля сознания, либо пребывают в мире собственных мыслей и идей, которые не вызывают тревоги, благодаря чему это состояние является для них наиболее комфортным.

7. Потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях заслуживает особого внимания. В первую очередь, это различные вегетативные реакции в беспокоящих ситуациях. Например, учащийся может краснеть (бледнеть), чувствовать дрожь в коленках. В ответственные моменты могут возникать тошнота, легкое головокружение – состояния, знакомые любому человеку, который хотя бы раз испытывал сильное беспокойство.

8. Резкое снижение эффективности учебной деятельности в ситуации контроля знаний. До подросткового этапа данное проявление тревожности могло быть локально привязано к опросам и контрольным работам по определенному предмету, с которым у учащегося возникают те или иные проблемы, то к подростковому возрасту такая тревожность может генерализоваться и включиться в структуру регуляции учебной деятельности в целом. В итоге любая ситуация проверки знаний, независимо от реального уровня подготовленности ученика, вызывает у него существенное беспокойство, оказывающее дезорганизующее влияние на выполнение заданий (вплоть до возникновения соматических симптомов, на которые списываются неудачи, и отказа от выполнения заданий по принципу: «Я ничего не знаю, ставьте два…»).

9. Проявление негативизма и демонстративных реакций (прежде всего, в адрес учителей, как попытка произвести впечатление на одноклассников)

Являясь субъективно неприятным эмоциональным состоянием, тревога зачастую включает механизмы психологической защиты. По законам компенсации она может выражаться в прямо противоположных видах поведения – в негативизме и демонстративных реакций. Учитывая, что период подросткового возраста традиционно понимается как время бурных реакций эмансипации, подобные поступки зачастую адресованы учителям, которые, однако, не являются их единственным объектом. Косвенными участниками событий становятся сверстники-одноклассники, отношения с которыми представляют собой важный ресурс психологического благополучия подростка. Некоторыми подростками попытка произвести впечатление на одноклассников своей смелостью или принципиальностью расценивается как способ получить личностный ресурс совладания с состоянием тревоги.

10. Избегание вопросов, связанных с собственным будущим, или проявление показного равнодушия.

11. Излишняя старательность при подготовке к экзаменам или, наоборот, полный отказ от подготовки является специфической формой тревожности, характерной для выпускников.

 

 

Приложение

 

Упражнение «Молодец!»

Цель: формирование уверенного поведения в момент стресса.

Инструкция: «Вам необходимо разделиться на две группы по принципу: внешний – внутренний. А теперь я рас­скажу, что вы будете делать. Образуйте два круга: один внутренний, а другой внешний. Участники внешнего круга должны найти себе партнера из внутреннего, встать друг напротив друга и по моему сигналу по очереди начать говорить о своих достижениях. Тот, кто слушает, загибает пальцы и произносит фразу на каждое сказанное дости­жение партнера: «А это ты молодец! Раз! А это ты моло­дец! Два!» И так далее. Если вы думаете о себе только плохо, все равно мужественно утверждайте о себе только хорошее.

Если кто-нибудь из вас почувствует смущение или неуверенность при выполнении этого упражнения, скажи­те про себя: «Я люблю себя, я уникален и неповторим! Я люблю себя, я уникален и неповторим!»

Всякий раз, когда вам приходят в голову негативные оценки в свой адрес, вспомните о том, что вам еще нужно развиваться и развиваться и, естественно, вы пока еще не можете быть совершенны.

По моему сигналу внутренний круг остается на месте, а участники внешнего круга делают шаг влево и меняют партнеров. Игра продолжается».

Анализ:

Много ли хорошего вы вспомнили про себя?

Говорите ли вы иногда себе: «Это у меня хорошо полу­чилось!»?

Что вы говорите о себе, если сделали грубую ошиб­ку?

Почему так важно говорить хорошее о самом себе?

Чему вы научились у своего партнера?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: