Цель: научить самообладанию в стрессовых условиях.
Техника проведения: каждому участнику раздаются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание прочитать текст.
Инструкция: «Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА
ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ
НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ
нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБе
ЗОПаСНОемЕсТО;
наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног»
Анализ:
Сразу ли вы справились с заданием?
Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?
В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?
Как развить самообладание?
Упражнение «Я хвалю себя за то, что...»
Цель: развитие эмпатии, повышение самооценки.
Инструкция: «Я вам предлагаю похвалить себя за что-нибудь. Сейчас наступило время, когда хочется, чтобы больше хвалили, но это происходит так редко. И у вас есть сейчас возможность похвалить себя за что хотите! Итак, продолжите фразу «Я хвалю себя за то, что...»
|
|
Анализ:
Трудно ли было хвалить себя?
Какие чувства вы испытали при этом?
Упражнение «Эмоциональная атака»
Цель упражнения – определить стратегию поведения в стрессовой ситуации.
Инструкция: «Вам дается одна минута, чтобы определиться, кто будет проверять себя в стрессовой ситуации. Если у вас возникнет решение не участвовать в упражнении, в этом не будет ничего предосудительного, вы будете зрителями. В случае удачи тот, кто решит участвовать, получит 5 баллов, в случае неудачи - 0 баллов. Итак, те, кто желает участвовать, положите обе руки на стол. Остальные – зрители».
Раздаются листочки. Задание (одно на выбор) рассчитано на 3 минуты:
1) написать художественный рассказ;
2) составить заявку на любое социальное изобретение;
3) придумать рекламу неходового товара;
4) написать советы коллеге по рационализации рабочего дня;
5) составить обращение к народу (выступление перед телекамерой).
«Проанализируйте, какие чувства и эмоциональное состояние возникли в процессе принятия решения (участвовать или не участвовать), в процессе выполнения упражнения.
Отметьте для себя письменно:
1) тревога, страх, сомнение, напряжение, зажатость, стеснение, напуганность, опасение, неуверенность;
2) отрешенность, опустошенность, ощущение бессмысленности;
3) возбуждение, активность, заинтересованность».
В стрессовой ситуации, в момент эмоционального напряжения люди ведут себя по-разному: одни проявляют пассивно-оборонительную реакцию, другие – активно-поисковую. Тип реакции определяет возможность человека разрешить стрессовую ситуацию. Одни оживляются, действуют активно; другие внутренне подтягиваются, мобилизуются и действуют лучше, чем в спокойном состоянии; третьи просто не замечают стрессовой ситуации или делают вид, что не замечают, обманывают себя и ведут, как ни в чем не бывало; у четвертых руки и ноги становятся ватными. Такие люди не могут сосредоточиться и взять себя в руки. Перечисленные модели поведения человек реализует в момент действия стрессовых факторов.
|
|