Этапы организации психологического исследования

Методы исследования в психологии.

Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт (1832-1920). От Вундта принято вести родословную психологии как самостоятельной дисциплины. Он создал крупнейшую в истории этой науки школу. Прошедшие эту школу молодые исследователи из разных стран, вернувшись на родину, организовали там лаборатории и центры, где культивировались идеи и принципы новой области знания, достойно приобретшей самостоятельность. Вундт сыграл важную роль в консолидации сообщества исследователей, ставших психологами-профессионалами. Дискуссии по поводу его теоретических позиций, перспектив применения экспериментальных методов, понимания предмета психологии и многих других ее проблем стимулировали появление концепций и направлений, обогативших психологию новыми научными представлениями.

В психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву):

 

I группа – организационные методы. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами).

 

II группа – эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.

 

III группа – методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

 

IV группа – интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

 

Существует три разных источника получения информации. Три типа данных для достоверности исследования - L-, Q- и T-данные.

1. L- данные (life)

1.1. Наблюдение прямое (активное – научное, т.к. имеет цель, задачу, условия и пассивное – житейское) и косвенное (изучение психических процессов не поддающихся прямому наблюдению, напр. Усталость, волнение и т.п.).

На основе наблюдения может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдения заносятся в специальные протоколы, где отмечается фамилия наблюдаемого, дата, время и цель. Протокольные данные подвергаются количественной и качественной обработке.

Ошибки наблюдения – причина всех ошибок в субъективизме.

1.2.Анализ продуктов деятельности: сочинения-самоописания «Внутренний диалог»; метод свободного самоописания «Кто Я?» – оценка степени значимости тех или иных качеств для индивида, оценка дифференцированности Я-концепции, выявление уровня развития рефлексии. Анализ продуктов деятельности - метод опосредованного эмпирического изучения человека, через анализ материальных, и идеальных продуктов его деятельности. Этот метод широко (и часто интуитивно) используется в педагогической практике в форме анализа ученических выступлений сочинений, рисунков. В научном исследовании этот метод предполагает определенную цель, гипотезу, и способы анализа каждого продукта.

2. Q- данные (question)

2.1. Опрос: анкетирование, интервью, беседы.

2.2. Диагностика самооценки (Дембо-Рубинштейн).

2.3. Методика «Личностный дифференциал» – изучение самооценки, самоотношений.

2.4. Анкета самооценки (см. стр. 22 Изучение личностных особенностей абитуриентов вуза).

2.5. Опросник самотношения (Пантелеев С.Р.), опросник по изучению самоотношения (Столин В.В.).

2.6. MMPI, СМОЛ, Айзенк, Тейлор, Шмишек, Леонгард, и др.

2.7. Определение направленности личности (тесты и хрестоматия).

3. Т – данные (test)

3.1. Метод диагностики межличностных отношений (ДМО), адаптированный вариант интерперсональной диагностики Т.Лири, позволяющий изучить отношение индивида к самому себе, к своему "Я-реальному" и "Я-идеальному".

3.2. Применение проективных методик – изучение неосознаваемых потребностей, мотивов, комплексов, переживаний и пр. тест незаконченных предложений, тест локус-конроля, тест Роршаха, КРС, РС, НЖ, ДДЧ тест Люшера и т.п. Рисунок человека провести.

3.3. 16PF (личностный тест Р.Кэттелла). Использование 16 личностных факторов в качестве категорий психолого-педагогического наблюдения (1.1.). Самооценочные шкалы (16 шкал тождественных 16 факторам личности по Кэттеллу) – цель – выявить уровень адекватности, противоречивости самооценки.

Эксперимент - центральный эмпирический метод научного исследования, получивший широкое распространение в психологии. Различают лабораторный (исследователь активно изменяет условия деятельности испытуемых, наблюдая за их поведением. Часто применяется специальная аппаратура, есть план, испытуемый включен добровольно и знает, что подвергается исследованию) и естественный эксперимент. Формирующий - форма естественного эксперимента. Подвергается количественной и качественной обработке. Может быть индивидуальным групповым, краткосрочным, длительным.

Экспериментально-генетический метод. Его цель исследовать происхождение и развитие у ребенка тех или иных психических процессов. Два вида этого метода:

1)Генетический (попереченые срезы) – выполняются задачи на последних ступенях развития ребенка;

2) Лонгитюдное исследование – длительное исследование одних и тех же испытуемых.

Этапы организации психологического исследования

При организации психологического исследования вы­деляют пять основных этапов.

Первый этап — ориентировочный. Он включает в себя предвари­тельное наблюдение за объектом исследования, изучение условий его проявления, формулирование догадки о возможной связи каких-либо фактов или событий между собой. Заканчивается этап формулиро­ванием предварительной (или рабочей) гипотезы исследования.

Второй этап начинается с разработки плана эксперимента, который включает в себя формулирование задач исследования на основе рабочей гипотезы; выделение факторов, которые будут выступать независимой переменной (изменяемой только по плану экспериментатора) и зависимой переменной (изменяющейся в ре­зультате изменения независимой переменной). Кроме того, обяза­тельно проводится анализ всех обстоятельств экспериментальной

ситуации для выявления дополнительных переменных, которые могут повлиять на результаты эксперимента. На этапе планиро­вания выбираются методы и разрабатываются методики проведе­ния эксперимента. Если эксперимент связан, предположим, с ис­следованием мнений, установок, то может быть выбран метод опроса. Если это исследование поведения, то метод наблюдения и т.д. При этом, в зависимости от задач исследования выбираются существующие методики экспериментирования или разрабаты­ваются новые. Термины «метод» и «методика» не следует смешивать. М ет о ц — это способ или прием познания, тогда как методика — это приемы целесообразного проведения какой-либо работы. Например, можно говорить о методике использования метода наблюдения. Это означает, что расписы­вается последовательность и порядок применения процедур наблюдения для заданных целей. В то же время можно говорить о методике целостного исследования, когда описывается порядок применения совокупности методов для целей данного исследо­вания. Таким образом, термин «методика» описывает технологию или последовательность применения процедур чего-либо (иссле­дования, конкретного измерения и т.п.). Еще одно значение термина «методика» встречается в педагогике. Там методика — это отрасль педагогической науки, исследующая закономерности и приемы обучения определенному учебному предмету (например, методика языка, методика математики и т.д.).

Обязательной составляющей этапа планирования является подготовка необходимых для эксперимента материалов, прото­колов, журналов, аппаратуры и т.д.

Третий этап - собственно экспериментирование. Нередко оно включает пробное (пилотажное) исследование, задача которого — точнее сформулировать гипотезу, доработать методики, проверив их на надежность, и, кроме того, проверить, является ли намечен­ный план эксперимента удачным, т.е. близким к безупречному эксперименту. Чем ближе результаты практического эксперимента к идеальному, безупречному, тем выше его валидность (пригод­ность). После пилотажного идут серии базовых экспериментов, задача которых — сбор первичных данных. Так как исследователь при этом имеет дело с людьми, то он обязан придерживаться ряда принципов научной этики. Главные из них: принцип доброволь­ности участия обследуемых в эксперименте, использование полу­ченных сведений только в научных целях, обязательное изъятие из экспериментальных данных недостаточно качественной инфор­мации. Это связано с тем, что главное в любом исследовании — получить надежную и достоверную информацию, иначе все дальнейшее исследование теряет смысл.

Четвертый этап исследования — обработка экспери­ментальных данных. Он предполагает применение количественных и качественных методов обработки полученной информации. При этом активно используются методы математической статистики, приемы шкалирования, обработка данных на ЭВМ. Основная цель применения методов математической статистики — повысить обоснованность выводов психологического исследования за счет использования вероятностной логики и вероятностных моделей, т.е. подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования.

Пятый этап — анализ и интерпретация полученных резуль­татов. Этот процесс является творческим, не подчиняющимся четкой алгоритмизации и нередко требующим привлечения данных других теоретических и эмпирических исследований. В психологии существует множество объяснительных моделей, которые располагаются между двумя основными полюсами в за­висимости от того, направлены ли они на сведение сложного к более простому, или психологического к внепсихологическому (редукционистская модель объяснения), или на конструктивизм, когда интерпретация не выходит за пределы оперирования с «по­ведением». Именно на этой стадии в наибольшей степени проявляются воображение и научная культура экспериментатора, который посредством применения ряда методических приемов превращает данные экспериментальных измерений в значимые результаты.

Этические принципы психодиагностики в известной мере воспроизводят общечеловеческие нормы морали (профессиональный долг, соблюдение прав человека, обязательства по отношению к обществу, гуманизм и т.д.). Однако в процессе психодиагностики предъявляются специфические требования, вытекающие из особенностей взаимодействия в системе "психолог – обследуемый".

Одним из важнейших требований профессиональной этики является: 1) предпочтение в любой ситуации интересов обследуемого; 2) предупреждение некомпетентного использования диагностических методик; 3) обеспечение конфиденциальности результатов исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: