Управление системой образования на всех уровнях: на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации, муниципальном уровне. Управление образовательным процессом на уровне образовательного учреждения.
Полномочия Российской Федерации в области образования. Реализация прав и обязанностей органов управления образованием на разных уровнях правового регулирования образовательной деятельности. Полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области образования. Порядок разграничения компетенции органов государственной власти, органов управления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области образования.
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районных и городских округов в области образования.
Управление образовательными учреждениями (государственными и муниципальными, частными).
Органы управления образованием в Российской Федерации.
Задачи и структура системы государственного и государственно-общественного контроля. Контроль за соответствием деятельности образовательного учреждения целям, предусмотренным его уставом. Органы управления образовательных учреждений.
Понятие качества образования и его правовые основы.
Ответственность образовательного учреждения перед личностью, обществом, государством за качество образования. Система контроля качества на уровне образовательного учреждения (промежуточная, итоговая аттестация учащихся, экзамены). ЕГЭ как новая форма итоговой аттестации и вступительных испытаний в ссузы и вузы.
Критерии оценки содержания и качества подготовки обучающихся по образовательным программам различного уровня.
Управление как инструмент обеспечения качества школьного образования; как взаимодействие участников образовательного процесса, направленное на повышение его результативности.
Децентрализация управления как форма демократизации системы образования. Формирование горизонтальных связей в области управления системой образования. Формы горизонтальной координации связей между различными образовательными структурами.
Управление образовательным процессом в ОУ.
Органы правового регулирования финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения. Особенности финансирования образовательных учреждений. Собственность образовательного учреждения.
Повышение культуры управленческой деятельности.
Задания для самостоятельной работы
(Задания для самостоятельной работы выполняются в произвольной форме. Проверка и оценивание данных заданий не осуществляется.)
1. Система государственного и государственно-общественного контроля в Российской Федерации.
2. Определите ответственность ОУ перед личностью, обществом, государством за качество образования.
3. Охарактеризуйте апробацию новой формы итоговой аттестации школьников и вступительных испытаний в ссузы и вузы (ЕГЭ) на региональном уровне (2-3 предмета на выбор).
4. Охарактеризуйте управление системой образования в Российской Федерации на основе Федерального закона «Об образовании» (гл. 1 ст. 6-9; гл. 12 ст. 89-96).
5. Перечислите полномочия органов местного самоуправления.
6. Проанализируйте полномочия РФ и субъектов Российской Федерации в области образования.
КОНТРОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ