Мальсагова Альбина Гвойдуллаевна

Тема: «Внеурочная деятельность по русскому языку как средство развития познавательной деятельности младшего школьника»

Мальсагова Альбина Гвойдуллаевна

студентка 2 курса филологического факультета, профили «Русский язык и Начальное образование» ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет».

В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибкого, ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной деятельности личности. Формирование познавательной деятельности школьников – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательного интереса – задача, которая стоит перед педагогами. Проблему развития познавательной деятельности изучали такие ученые, как Ш.А. Амонашвили, Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукина, Я.А. Пономарев, А.М. Матюшкин и др., которые считают, что развитие познавательной деятельности является главным условием формирования творческой личности школьника.

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьников – составная часть совершенствования методов обучения. Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В.В. Давыдов отмечал, что познавательная деятельность либо формируется к 4 классу, либо не формируется никогда. Соответственно, перед учителем начальных классов уже первом классе  стоит важная задача  – поиск эффективных методов и приемов познавательной деятельности младших школьников, умения учиться, создания условий мотивированного включения школьника в познавательную деятельность.

Грамотно организованная внеучебная деятельность, являющаяся неотъемлемой частью базисного учебного плана, позволяет использовать занимательные задания, игры, развивающие у детей смекалку, сообразительность, внимание, память и другие важные психические процессы.

Ценность внеклассных занятий состоит в том, что увлекательные формы ее организации и содержание стимулируют расположение школьников к образовательному процессу, повышают интерес к учебным предметам, так как познание мира осуществляется отлично от обычного процесса обучения. Внеклассное занятие создает все условия для развития познавательной деятельности младших школьников.

Основой для работы по русскому языку во внеучебное время являются полученные младшими школьниками знания на уроках, с опорой на которые учитель выстраивает содержание работы и выбирает вид занятия.

Очень важно, чтобы внеклассное занятие проходило в увлекательной для школьников форме с использованием занимательного материала и игровых технологий. В начальной школе используют те же формы внеклассной работы по русскому языку, что и в старших классах: грамматические бои, викторины, КВН между параллельными или смежными классами, беседы по культуре речи, оборудование классных уголков русского языка, оформление альбомов загадок, пословиц, поговорок, собранных учащимися и др.

Теперь представим задания, которые позволяют в увлекательной для детей формах формировать познавательную деятельность у младшего школьника во внеурочной деятельности.

Задание №1 «Убери лишний вагон».

Цель: создать условия для закрепления состава слова, учить видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу.

Задание: на станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне.

Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах, по своему составу.

Каждому ряду достается свой поезд, прежде чем принять решение, обсудите его вместе со своим рядом, определите человека, который будет выражать общее мнение.

Поезд № 1.

· Забег, заплыв, закон, запуск.

· На каком вагоне лишнее слово?

· Лишнее слово закон на третьем вагоне.

· Почему?

· Слова, написанные на остальных трех вагонах, имеют приставку, а у слова закон нет приставки.

Данное задание способствовало стимулированию их деятельности, снятию напряжения, усталости, также способствует концентрации внимания, позволяет школьникам сосредоточиться.

Игра «Мостик».

Цель игры: создать условия для повторения суффиксального способа словообразования, правописания суффиксов -ик-, -ек-.

· Ребята, у нас в стране «Словообразование» случилось несчастье.

На пути к Суффиксному полю разрушился мостик через речку. По одну сторону оврага остались суффиксы,по другую – слова, чтобы восстановить мостик, надо присоединить суффиксы к словам, с которыми они могут сочетаться.

Оформление доски. На доске изображена река, мостик через которую разрушен. По одну сторону реки находятся суффиксы: -к-, -н-, -ик-, -ек-, -ник- – по другую сторону – слова: замок, палец, дом, гном, ель, ключ, ягода, трава, вода, листок.

· Ребята, сегодня вы будете работать в парах. Победит та пара, которая образует наибольшее количество новых слов. Образовывая новые слова, вы поможете построить новый мостик через реку.

· Ребята, прочитайте слова, которые у вас получились.

· Учащиеся читают слова: домик, ключик, замочек, ягодка, ключник, елка, листочек, гномик, травка, травник, водный, ельник, пальчик и т.п.

· Молодцы, ребята, вы составили много слов. Теперь объясните, почему вы написали в слове ключик суффикс –ик-, а в слове замочек суффикс -ек-.

· Чтобы правильно написать суффиксы -ек- и -ик-, нужно изменить форму слова. Если при склонении гласный «убегает», то пишется суффикс -ек-. Например, замочек (замочка). А если гласный «не убегает», то пишется суффикс -ик-. Например, ключик (ключика).

· Молодцы. Мы с вами вспомнили не только правило, но и, посмотрите внимательно на доску, построили новый мостик. Теперь слова снова могут образовываться с помощью суффиксов.

· Ребята, а возникли ли у вас какие либо трудности, при образовании новых слов?

· Некоторые согласные чередовались, например, к//ч в слове замокзамочек.

· Хорошо, справились вы и с этими трудностями. Теперь посмотрим, кто же у нас победитель, какая пара у нас образовала больше новых слов.

Игра способствовала не только формированию интереса, но и личностных качеств учащихся.

«Выбери три слова» 

(Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскомуязыку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.

Игра «Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

Задания:

1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

2. Составить предложения, используя данные слова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: