Конституционные основы системы местного самоуправления

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской области

«Ростовский технологически техникум сервиса»

(ГБПОУ РО «РТТС»)

 

Доклад

По дисциплине: "Правовое обеспечение профессиональной деятельности"

На тему: Конституционно-правовые основы местного самоуправления.

 

Выполнила:

студентка 2 курса

группы№7

Петикян К.Г.

Ростов-на-Дону

2020


Содержание

Теоретические основы изучения местного самоуправления. 3

1. Конституционные основы системы местного самоуправления. 6

2. Федеральные нормативно-правовые акты в системе местного самоуправления 10

3. Законодательство регионального уровня в системе местного самоуправления 14

4. Муниципальные правовые акты.. 16

Заключение. 19

Список использованных источников. 20

 

 


 


Теоретические основы изучения местного самоуправления

     

Вопросы местного самоуправления в Российской Федерации сегодня можно отнести к общественно значимым в среде публичного управления.

Конституция России закрепила местное самоуправление как одну из основ конституционного строя, как форму народовластия, что обусловило важность данного явления. Оно предполагает достаточно широкое участие населения в управлении делами общества.

Изучение местного самоуправления необходимо начинать с формирования теоретического инструментария, который включит в себя определения понятия «местное самоуправление» различных уровней, принципы функционирования местного самоуправления, а также его функции.

Понятие местного самоуправления дается на нескольких уровнях правового регулирования, т.е согласно различным нормативно-правовым актам государственного и международного уровней, при этом главным является то, которое закреплено на уровне федерального закона.

- Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах,  установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местныхтрадиций (№131- ФЗ от 06.10.2003г.).

- Согласно Европейской хартии местного самоуправления, это право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Таким образом, наблюдается некий плюрализм в определении понятия «местное самоуправление». Он обусловлен различиями в понимании различными структурами данного института публичной власти.

Формирование правовой базы местного самоуправления, а также обеспечение его надежности основывается на следующих принципах:

· принцип ответственности,

· принцип законности,

· принцип самостоятельности,

· принцип гласности,

· принцип организационной обособленности,

· принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина,

· принцип финансовой самостоятельности и другие.

Они нашли свое закрепление в Конституции Российской Федерации, Европейской хартии местного самоуправления, федеральном и региональном законодательствах. Установление данных принципов находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Реализации данного института способствуют выполняемые им функции, которые можно отождествить с направлениями его работы. Среди таких функций можно выделить:

· обеспечения развития соответствующей территории (субъекта)

· охрана общественного порядка, обеспечение режима законности

· защита интересов и прав местного самоуправления

· обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения

· управление муниципальной собственностью и финансами и другие.

Таким образом, был сформирован теоретический инструментарий для дальнейшего анализа кончтитуционно-правовых основ местного самоуправления.

        

        



Конституционные основы системы местного самоуправления

Важнейшим документом, регламентирующим осуществление местного самоуправления в России, является Конституция. В Конституции были впервые закреплены важнейшие начала организации и деятельности местного самоуправления, определены его место и роль в государственно-правовой структуре российского общества.

Конституционное регулирование местного самоуправления не имеет аналогов в зарубежных федеративных государствах, где регламентация местного самоуправления отнесена к ведению субъектов федерации. Специфические условия возрождения и развития местного самоуправления в России предопределили необходимость прямого, активного влияния федеральных органов государственной власти и, соответственно, федерального законодательства на процессы формирования и деятельности местного самоуправления. Поэтому в соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Таким образом, Конституция определяет пределы правового регулирования организации местного самоуправления для федеральных органов государственной власти: установление единых, общих для всей территории России основ построения и функционирования муниципальной власти.

Конституция закрепляет целый комплекс норм и институтов муниципально-правового значения, к которым относятся: 1) институты местного самоуправления как основа конституционного строя, одна из форм народовластия (ст. 3, 8, 9,12); 2) институты правового положения человека и гражданина в системе местного самоуправления (ст. 18, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46); 3) институты организации и функционирования местного самоуправления как особой публичной (муниципальной) власти (ст. 130—133).

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. На основании этой нормы правовым фундаментом местного самоуправления в России стала Европейская Хартия местного самоуправления 1985 г., подписанная Россией в 1996 и ратифицированная в 1998 г. Признавая местное самоуправление в качестве одной из основ любого демократического строя, Европейская Хартия закрепляет общие принципы построения местного самоуправления, права и гарантии его защиты. Хартия обязывает все государства, подписавшие ее, применять основополагающие принципы, гарантирующие политическую, административную и финансовую самостоятельность местных сообществ в условиях децентрализации власти.

В Хартии раскрывается понятие местного самоуправления, предусматривается свобода действия местного самоуправления по любому вопросу своей компетенции, полнота и исключительность полномочий местного самоуправления, самостоятельность определения своей внутренней административной структуры. Согласно Хартии, статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление полномочий, а административный контроль применяться только для обеспечения законности и конституционных принципов. За местным самоуправлением закрепляется право на обладание собственными финансовыми средствами и право свободно ими распоряжаться.

Конституция закрепляет в соответствии с Европейской Хартией местного самоуправления важнейшие исходные начала организации местного самоуправления, прежде всего, положения о признании и равной защите муниципальной собственности наряду с другими формами собственности (ст. 8); о праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы (ст. 132).

Конституция, признавая право граждан на местное самоуправление, гарантирует его осуществление в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций через формы прямой и представительной демократии (ст. 130, 132). Она определяет также сферу деятельности местного самоуправления: вопросы местного значения, допуская при этом возможность делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий (ст. 130, 132).

Не менее важные нормы установлены во второй главе Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина: согласно ст. 18, права и свободы человека и гражданина определяют деятельность местного самоуправления; в ст. 32 за гражданами России закрепляется право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; в соответствии со ст. 33 граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления; ст. 40, 41 и 43 определяют направления деятельности органов местного самоуправления в сфере жилищного строительства, медицинского обслуживания, основного общего и среднего профессионального образования.

Особое место в системе правовых основ местного самоуправления занимают Постановления Конституционного Суда РФ. Данный судебный орган не является правотворческим, однако, его решения имеют общеобязательный характер. В то же время, признание за решениями Конституционного Суда РФ нормативного значения не должно вести к их отождествлению с законами и иными нормативно-правовыми актами.

Таким образом, вопросы местного самоуправления напрямую затрагиваются в общей сложности в девятнадцати статьях Конституции и являются нормами прямого действия, подлежат непосредственному применению, в том числе судебными органам

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: