Муниципальные правовые акты

Наиболее значительную роль в правовом регулировании повседневного осуществления местного самоуправления должны играть муниципальные правовые акты. Муниципальный правовой акт – решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

В ст. 43 Закона о местном самоуправлении в обобщенном виде представлен перечень элементов, составляющих систему муниципальных правовых актов:

· во-первых, это устав муниципального образования;

· во-вторых, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

· в-третьих, нормативные и иные (ненормативные, индивидуальные) правовые акты, принимаемые представительным органом муниципального образования;

· в-четвертых, правовые акты, издаваемые главой муниципального образования;

· в-пятых, постановления и распоряжения главы местной администрации;

· в-шестых, правовые акты иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Таковыми могут быть, например, постановления и распоряжения контрольного органа, избирательной комиссии муниципального образования.

Актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов являются устав муниципального образования и решения, принятые на местном референдуме или сходе граждан, оформленные в виде правовых актов. Высшая юридическая сила этих актов предполагает, что никакой иной муниципальный правовой акт не может противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме или сходе граждан.

Помимо высшей юридической силы указанные акты обладают еще двумя юридическими свойствами:

· прямое действие. Если правовая норма, содержащаяся в указанном акте, не имеет явно выраженного отсылочного или бланкетного характера, она должна применяться всеми субъектами непосредственно, т. е. вне зависимости от наличия или отсутствия каких-либо конкретизирующих эту норму правовых актов;

· применение на всей территории муниципального образования.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. впервые установил обязательные наименования муниципальных правовых актов. Такой подход способствует установлению единообразия в статусе и иерархии правовых актов муниципального образования, унификации в системе документационного обеспечения местного самоуправления.

В Законе содержатся нормы, предполагающие обязательное принятие более 40 муниципальных правовых актов в форме положений по вопросам организации и деятельности системы органов местного самоуправления, финансовой и экономической деятельности муниципального образования, градостроительства, благоустройства, общественного порядка и безопасности жизни, жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства, участия граждан в осуществлении местного самоуправления и иным вопросам.

В настоящее время Центром правовой поддержки местного самоуправления и другими институтами разрабатываются модельные правовые акты по наименее проработанным вопросам: регламент представительного органа муниципального образования, положения о контрольно-счетном органе муниципального образования, о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о муниципальном заказе, о правотворческой инициативе граждан, о публичных слушаниях.

Таким образом, муниципальные нормативно-правовые акты составляют основу функционирования системы местного самоуправления на местах.

 

 

Заключение

В данной работе проанализирована система местного самоуправления РФ, начиная с определения базового понятия, заканчивая рассмотрением работы всех уровней законодательства в отношении даного института публичной власти.

Хотелось бы отметить, что в Российской Федерации достаточно много внимания уделяется зарубежному опыту организации местной власти, и в частности зарубежным моделям местного самоуправления.

Так, в основу Закона о местном самоуправлении 2003 г. была положена немецкая модель местного самоуправления, характеризующаяся многообразием форм осуществления местной власти в сочетании со значительным государственным регламентированием. Кроме того, была создана двухуровневая модель местного самоуправления и четко определена компетенция каждого уровня.

Анализ зарубежного опыта организации местной власти и возможностей его адаптации в современных российских условиях позволит во многом смягчить трудности проведения муниципальной реформы в Российской Федерации.


 


Список использованной литературы

1. Бабошин О. А. Конституционно-правовые основы организации муниципальной власти в Российской Федерации //Вопросы управления. – 2016. – №. 1 (19).

2. Кузякин Ю. П., Кузякин С. В. Муниципальное право Российской Федерации. – ООО ДиректМедиа, 2019.

3. Михалева Н. В. Конституционно-правовые модели местного управления и местного самоуправления (сравнительный анализ): дис. – Москва: [Моск. гос. соц. ун-т], 2005.

4. Осейчук В. И. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления. – 2019.

5. Парахина В. Н., Галеев Е. В., Ганшина Л. Н. Муниципальное управление: учебное пособие //М.: КНОРУС. – 2007. – С. 14.

6. Петроградская А. А. Конституция Российской Федерации как основной источник муниципального права //Правовая политика и правовая жизнь. – 2017. – №. 4. – С. 50-55.

7. Чихладзе Л. Т. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации //Вестник Московского университета МВД России. – 2015. – №. 5.

8. Широков А. Н., Юркова С. Н. Муниципальное управление. – 2017.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: