Мировая система и процессы глобализации

В конце 90-х годов в социологической литературе вошло в обиход понятие «глобализация», которое стали использовать не только ученые, но и широкая общественность, политики, СМИ.

Глобализация – это исторический процесс превращения стран в целостную, взаимозависимую систему, обладающую общими характеристиками под действием следующих факторов, таких как электронные средства массовой коммуникации, способные сжимать до минимума разделяющие людей время и пространство; технологические изменения, позволяющие распространять по всему миру производимую продукцию; формирование глобальных идеологий (напр., идеологии экологического или правозащитного движений, образовательного и культурного обмена). Обратной стороной глобализации является ее неустойчивость, так как процессы глобализации контролируют раз­нонаправленные силы, действующие в планетарном масш­табе.

Под глобализацией понимают образование наднациональных (глобальных) структур в сфере экономики, политики, культуры, которые оказывают влияние на мировые процессы. В сфере экономики это проявилось в образовании таких финансовых организаций, как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, транснациональных корпораций (ТНК), деятельность которых стира­ет границы между национальными государствами и приводит к трансформации мира в единое экономическое простран­ство. Современные экономические субъекты мировой сис­темы связаны между собой новейшими средствами инфор­мационных технологий, которые позволяют им непрерывно перемещать значительные ресурсы и капиталы без простран­ственно-временных ограничений. При этом национальное госу­дарство лишается прежнего значения и попадает в зависи­мость от ТНК, доход которых превышает бюджеты целых государств. Власть все больше переходит не только к транснациональным корпорациям, но и к дру­гим институтам и объединениям (например, международным общественным организациям), к местным и региональным органам. А с усилением роли глобального и местного управления суверенитет и автономия государства все боль­ше разрушаются.

В сфере политики – в создании ООН, ЮНЕСКО, военных миротворческих сил и др. Некоторые социологи отмечают существование международной менеджерской буржуазии, транснационального капиталистического класса или мирового правительства, в составе его богатые люди планеты...

В сфере культуры через единые системы потребления – Интернет, МТV, «Макдоналдс» стало широко распространенным представление о глобализации культуры, поскольку консьюмеризм (стратегии потребительства) распространился по всему миру и заменил или дополнил более локализованные культуры. Технологические изменения в области телекоммуникаций также способствовали распространению однородной потребительской культуры. Стратегии потребительства распространяются через маркетинговую деятельность ТНК (система мероприятий, осуществляемая ТНК по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения сбыта производимых ими товаров) и через средства массовой коммуникации (которые, главным образом, также являются собственностью транснациональных информационных компаний).

Наибольшую известность получила теория мировой системы И. Валлерстайна, изложенная в книге «Современная мировая система» в 1974 г. Американский исследователь возглавлял с 1994 г. Международную социологическую ассоциацию.

Понятие «мировая система» имеет два смысла: в узком смысле мировая система как мировая империя – несколько территорий, объединенных военной и политической властью: Империи инков, Александра Македонского, Дария I, Наполеона, СССР, представляют собой очень разнородные (культурно, социально, экономически или религиозно), обширные по территории, непрочные образования. Они создаются принудительно и быстро распадаются. В широком смысле, мировая система как мировое сообщество, включающее все ныне существующие на планете страны.

Основные положения этой теории сводятся к следующему:

- экономическая организация современного капитализма имеет глобальную, а не национальную основу;

- эта мировая система состоит из экономически и политически господствующего центра и зависимой от него периферии;

- центр развивается как индустриальная система производства, тогда как периферия поставляет сырье, находясь в зависимости от цен, устанавливаемых на него центром;

- существует также полупериферия, обладающая социальными и экономическими характеристиками, как у центра, так и периферии.

Теория И. Валлерстайна сегодня существенно дополняется и корректируется. В качестве ядра мировой системы выделяются постиндустриальные страны, представленные тремя основными центрами (США и Канада, Западная Европа, Япония). Это высокоразвитые страны с новым ресурсо-, энерго- и трудосберегающим производством, базирующимся на микропроцессорной технике и наукоемких технологиях.

Полупериферию образуют индустриальные страны (Россия, страны СНГ, Китай, некоторые страны Восточной Европы,...) с обычным ресурсо-, энерго- и трудоемким производством. При этом большинство новейших технологий не разрабатывается самостоятельно, а приобретается у высокоразвитых стран первой группы.

Страны периферии — это развивающиеся страны Латинской и Центральной Америки, Азии и Африки с господством традиционных индустриальных и доиндустриальных производств. Для них характерна технологическая отсталость и низкая производительность труда.

В настоящее время взаимоотношения элементов мировой системы претерпели существенные изменения. С распадом СССР ушло в прошлое великое противостояние Запада и Востока и основой деления глобального мира становится геоэкономическая конструкция Север-Юг. Речь идет о взаимоотношениях между промышленно развитыми государствами Севера и развивающимися странами Южного полушария. Для первых характерны развитая социальная промышленная инфраструктура, высокая концентрация информационно-коммуникативных технологий и наукоемких отраслей производства, эффективное применение достижений научно-технического прогресса, для вторых — преобладание аграрных и сырьевых отраслей экономики, примитивность технической и технологической базы, нерациональное использование трудовых ресурсов, нехватка высококвалифицированных кадров.

Разрыв в уровнях развития стран Севера и Юга становится источником международной нестабильности, ибо крайне неравномерное распределение мировых ресурсов (четверть человечества потребляет три четверти производимых богатств) вызывает недовольство государств, оказавшихся на периферии современного мира.

По мнению некоторых исследователей, модель Север-Юг не отражает всей сложности нового мирового пространства. Так, российский ученый А.И. Неклесса считает, что модель современного мироустройства носит гексагональный (шестиярусный) характер. В ее состав входят такие регионы, как Североатлантический, Тихоокеанский, Евразийский и Южный, расположенный преимущественно в ареале индо-океанской дуги, а также два транснациональных пространства «Новый Север» (ТНК и международные организации) и «Глубокий Юг» (коррумпированные страны, кланово-мафиозные и криминальные интерсообщества).

В других теоретических схемах современный мир выглядит более гомогенным, главным образом вследствие формирования единого экономического, политического и культурного пространства. Одни исследователи (Ф. Фукуяма и др.) связывают эти процессы с распространением западных ценностей, институтов, моделей образа жизни; другие — с развитием компьютерно-информационных технологий. Так, американский футуролог Э. Тоффлер говорит о становлении компьютерно-информационной цивилизации, которая имеет следующие контуры: 1) информационные (гибкие) технологии; 2) демассифицированное общество, в котором классы теряют свое значение; 3) антиципарную (предвосхищающую) демократию, обеспечивающую участие граждан в жизни общества; 4) транснациональные институты, решающие глобальные проблемы современности. Канадский социолог Г. Маклауэн утверждает, что технологическая революция на информационно-компьютерной основе ведет к тому, что мир становится «глобальной деревней» — электронная культура обеспечивает общую вовлеченность в социальные пространственно-временные структуры.

В современных условиях выдвигаются различные проекты обустройства мирового сообщества. Большинство из них связано с созданием нового мирового порядка. При этом одни аналитики и эксперты считают, что этот процесс должен проходить под контролем наиболее экономически развитых и политически влиятельных стран; другие — отводят решающую роль международным организациям и институтам. В любом случае создание нового мирового порядка не должно ставить под сомнение сохранение национальной и культурной самобытности народов, суверенитета их государств.

Проблема создания нового мирового порядка рассматривается исследователями и специалистами не только в экономическом, но и гуманитарном аспекте. Речь идет о таком переустройстве международных отношений, при котором зависимость будет заменена взаимозависимостью, а доминирование одних стран над другими уступит место солидарности между людьми и народами. Это предполагает разработку системы этических ценностей, основанных на идее справедливости, а также развитие международного сотрудничества в области культуры, науки и образования. Уважение национального суверенитета каждого народа, его прав и культурной самобытности — основа строительства многополярного мира с несколькими сильными центрами, которые обеспечивали бы новое равновесие сил и интересов в мировой политике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: