Тема практического занятия: Планирование бюджета продаж и финансовых результатов
Бюджетирование — процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль за их исполнением. Одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени.
Основное отличие бюджетирования от финансового планирования заключается в делегировании финансовой ответственности.
Задачи бюджетирования:
· повышение эффективности работы организации при помощи целевой ориентации и координации всех событий на предприятии
· выявление рисков и снижения их уровня
· повышение гибкости и приспособляемости к изменениям.
Главной целью бюджетирования является обеспечение производственно-коммерческого процесса необходимыми денежными ресурсами.
· Для достижения этой цели должны быть выполнены следующие задачи:
· Установление объектов бюджетирования
· Разработка системы бюджетов операционных и финансовых
· Расчёт соответствующих показателей бюджетов
· Вычисление необходимого объема денежных ресурсов, обеспечивающих финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса предприятия.
· Расчёт величины внутреннего и внешнего финансирования и выявление резервов их дополнительного привлечения
· Прогноз доходов, расходов и капитала организации
Бюджеты составляются как для структурных подразделений, так и для компании в целом. Бюджеты подразделений сводятся в единый бюджет предприятия, называемый основным или головным.
В данной работе будет рассмотрен бюджет продаж.
Теоретическая часть. Бюджет продаж.
Процесс бюджетирование начинается с составления бюджета продаж.
Бюджет продаж – операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции. Роль этого бюджета настолько велика, что приводит к необходимости создания отдельного подразделения со своей инфраструктурой, качественно и постоянно занимающегося изучением рынка, анализом портфеля продукции и т.д. Как правило, это отдел маркетинга. Качество составления бюджета продаж непосредственным образом влияет на процесс бюджетирования и успешную работу компании.
Сложность расчета бюджета продаж связана с тем, что объем реализации определяется не только производственными возможностями предприятия, но и факторами конъюнктуры, то есть на основе результатов маркетингового исследования, позволяющего оценить возможности сбыта. При расчете объема реализации используются статистические методы, экономико-математические модели, анализ «издержки - объем - прибыль» (CVP-анализ), экспертные оценки и др. позволяющие определить оптимальный объем и стоимость продаж. Выручка от продаж является основной доходной частью бюджета компании и основа для определения производственной программы и целевого уровня запасов готовой продукции.
При составлении бюджета продаж нужно ответить на следующие вопросы:
· какую продукцию выпускать;
· в каких объемах она будет реализована (с разбивкой на определенные промежутки времени);
· какую установить цену продукции;
· какой процент продаж будет оплачен в текущем месяце, какой в следующем, стоит ли планировать безнадежную задолженность.
В целом к бюджету продаж предъявляются следующие требования:
· бюджет должен отражать, по крайней мере, месячный или квартальный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях;
· бюджет составляется с учетом спроса на продукцию, географии продаж, категорий покупателей, сезонных факторов;
· бюджет включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета потоков денежных средств;
· в процессе прогноза денежных потоков от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть продукции оплачена в месяц отгрузки, в следующий месяц, безнадежный долг.
Одновременно с бюджетом продаж целесообразно составлять бюджет коммерческих расходов. Во-первых, бюджет коммерческих расходов непосредственно связан с бюджетом продаж; во-вторых, коммерческие расходы планируются теми же подразделениями.
Чтобы отдел маркетинга качественно выполнил свою работу по составлению бюджета продаж и коммерческих расходов, необходимо учитывать следующее:
· расчет коммерческих расходов должен соотноситься с объемом продаж;
· не следует ожидать повышения объема продаж, одновременно планируя снижение финансирования мероприятий по стимулированию сбыта;
· большинство затрат на сбыт планируется в процентном отношении к объему реализации – величина этого отношения зависит от стадии жизненного цикла товара;
· коммерческие расходы могут группироваться по многим критериям в зависимости от сегментации рынка;
· значительную часть затрат на сбыт составляют затраты на продвижения товара - это определяет приоритеты в управлении коммерческими расходами;
· в бюджет коммерческих расходов включают расходы по хранению, страховке и складированию продукции.
Основные показатели, применяемые при составлении бюджета продаж:
Выручка от реализации продукции - денежные средства, поступившие в качестве оплаты за реализованные товары и услуги за месяц, квартал, год, включая средства, полученные от реализации готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства, работ и услуг, покупных изделий.
Прибыль – увеличение денежных средств предприятия за период, который характеризует эффективность управления предприятием.
Затраты - размер ресурсов (для упрощения измеренный в денежной форме), использованных в процессе хозяйственной деятельности за определённый временной этап.
По степени зависимости от количества выпускаемой продукции затраты подразделяются на переменные и постоянные.
К переменным относятся затраты, размер которых изменяется пропорционально динамике объема производства.
К ним относят затраты на сырье и материалы, заработную плату рабочих основного производства, отчисления на социальное страхование из этой зарплаты и т.д.
Постоянные – это затраты, абсолютная величина которых постоянной или меняется в незначительной степени при уменьшении или увеличении количества выпускаемой продукции (амортизация, арендная плата и другие расходы, связанные с управлением производства).






