План-конспект урока
Дисциплина «Специальная методика обучения естествознанию»
Тема: «Растения осенью»
Группа С(Д)О-17
Выполнила
Ян Наталия
Симферополь, 2020
Предмет: Мир природы и человека.
Класс: 4
Тема урока: Растения осенью.
Цель урока: изучение осенних изменений в живой природе.
Задачи урока:
· образовательные – изучить сезонные изменения в живой природе.
· коррекционно-развивающие – развить пространственное представление, образное мышление, развить способность анализировать, сравнивать, обобщать.
· воспитательные – воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация, учебник, карточки с заданиями, набор картинок.
| Этап урока | Время | Содержание урока | Деятельность ученика |
| 1. Орг. момент. | 2 мин | Подготовка рабочего места. Психологический настрой. Приветствие. Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. Руки? – На месте. Ноги? – На месте. Локти? – У края. Спина? – Прямая. | Дети готовятся к уроку, проверяют наличие тетрадок и ручек на столах. |
| 2. Актуализация знаний. | 5 мин | – Что такое осень? (Осень – это время года. Осень длится 3 месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь) – Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите. – Сколько осенних месяцев? – Сейчас я прочту стихотворение. Вы внимательно слушайте и подумайте, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке. – Ветки голые стучат, галки чёрные кричат, В ветках редко просинь. Льдинка хрустнет не звонко, крикнет птица тонко, Будто есть попросит. – О чём говорится в стихотворении? | Слушают учителя, отвечают на вопросы. |
| 3. Постановка темы урока. | 2 мин | – Вы все молодцы! – Тема нашего урока: «Растения осенью». | Слушают учителя. |
| 4. Изучение нового материала. | 13 мин | – Сегодня на уроке мы рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений. – Давайте представим, что мы в осеннем лесу. Что вы видите в лесу? (Деревья, кустарники, травы) – Что происходит с деревьями осенью? (Листья на деревьях становятся жёлтыми, красными, оранжевыми, затем они опадают.) – Как называется это явление в природе? (Листопад. Деревья стоят голые.) – А вы знаете, почему листья падают с деревьев? – Это происходит из-за того, что осенью начинает холодать, почва постепенно замерзает, и корням деревьев становится всё труднее добывать из неё воду. К зиме дерево совсем перестанет получать воду и питание из почвы, если бы листья продолжали оставаться на дереве, то вся вода испарилась бы через их поверхность и дерево погибло. Поэтому дерево и сбрасывает листья. – В нашем лесу много деревьев. Какие деревья вы знаете? (Осина, ель, сосна, пихта, дуб, берёза, рябина) | Слушают учителя, отвечают на вопросы. |
| 5. Физкультминутка. | 3 мин | Мы листики осенние, на ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели и на землю тихо сели. Ветер снова набежал и листочки все поднял Закружились, полетели и на землю снова сели. | Выполняют необходимые действия. |
| 6. Продолжение работы по теме урока. | 12 мин | – Откройте учебник на с.6. – Давайте выполним с вами задание 1 и 2. Кто хочет ответить? – А кто хочет выполнить задание на с.7? – Переворачиваем страницу. Выполняем задания на с.8. Кто желает? Не бойтесь, я вам помогу. – Петрова, прочитай, пожалуйста, рубрику «для любознательных» на с.9. – А кто желает выполнить задания? – А сейчас возьмите карточки, которые лежат перед вами. На каждой из них написаны предложения. Вы должны прочитать их и сказать какие из них правда, а какие нет. Ошибки надо будет исправить. Будьте внимательны: 1. Береза, осина – хвойные деревья, сосна и ель – лиственные деревья. (не правда. Береза, осина – лиственные деревья, а сосна и ель – хвойные деревья) 2. Хвойные деревья сбрасывают хвоинки осенью. (не правда. Хвойные деревья НЕ сбрасывают хвоинки осенью) 3. Цветы и травы желтеют, увядают и засыхают. (правда) 4. Кустарники желтеют и засыхают. (правда) 5. Морковь, капусту и свёклу собирают летом. (не правда. Морковь, капусту и свёклу собирают осенью) | Выполняют задания, отвечают на вопросы. |
| 7. Итог урока. | 5 мин | – Какая тема нашего урока? – Какие растения вянут осенью? – Какие растения цветут осенью* | Отвечают на вопросы. |
| 8. Рефлексия. | 3 мин | Ходит осень в нашем парке, Дарит осень всем подарки: Фартук розовый — осинке, Бусы красные — рябинке, Зонтик жёлтый — тополям, Фрукты осень дарит нам. | Слушают учителя. |








