Поэтому пишу и для себя сегодняшнего

Чтобы хоть как-то тормошить свою ленивую душу.

И прошу, обличайте меня, ребята: «Что же ты – говоришь, а не делаешь». И пишите друг другу, если нет сил и времени говорить о главном. Полегчает!

 

Не всегда получается поговорить. Опять же, эмоции мешают. А написать – легче. Можно обдумать, исправить, дополнить. К тому же слова забываются, а письмо можно перечитать хоть через сто лет!

 

А ещё нашлась перьевая ручка с чернилами: так, скажу вам, писать пером – настоящая радость. Недаром каллиграфия в таком почёте у многих народов.

 

ИМЕНА В ТЕЛЕФОНЕ

А началось, когда заметил, листая контакты телефона,

что душа по-разному реагирует на имена.

Мелькают разные чувства, мысли, воспоминания.

На некоторых именах хочется остановиться, другие просто быстрее пролистать.

Вздохнул, брат? Вот и я вздохнул. Почему такое?

 

Иногда тело мгновенно откликается на мысли.

Это говорит о том, сколько в наших тайниках души слежавшейся ветоши, от которой надо бы её очистить.

Просмотреть одежду отношений, вытрясти пыль лицемерия, обид, зависти, блудности,

потребительского отношения к человеку.

 

Хорошо сказал Андрей Десницкий:

«Все мы виноваты перед всеми, с кем доводилось сталкиваться. Хотя бы потому, что не смогли, да никогда и не сможем осуществить в полной мере евангельских заповедей по отношению друг другу. Все виноваты, но у всех есть возможность простить и получить прощение…»2

 

Когда хочется побыстрее перевести взгляд с имени,

надо, наоборот, остановиться и подумать.

Не о том, в чём человек передо мной виноват, а о том,

какое качество моей души затрагивает это желание:

не вспоминать, не встречаться, не говорить.

 

Слышал, монахи записывают в свои синодики всех встреченных в жизни людей.

Вот и я вспоминаю с малолетства свою жизнь и записываю, с кем Господь соединил на минуту или на годы.

Всех ближних, дальних и «врагов», которых надо возлюбить (о «врагах» чуть позже).

 

ЗВЕНЬЯ В ЦЕПИ РОДА

Кстати, незадолго до этого нашёлся старинный бабушкин помянник. Увидел, что бабушка о нас всех молилась.

О живых и об усопших молилась всю жизнь.

 А я узнал об этом только недавно…

 

Стыдно сказать, но свой род я почти не знаю.

Какие-то имена и рассказы раньше звучали.

Но чтобы записать всё, об этом не подумал.

 

Однако род мой никуда не делся.

Мы, сегодняшние, звенья в цепи рода. Мы живём,

потому что жили они. Они и сейчас помогают нам и молятся за нас. Смотрите, как легко земное и Небесное соединилось в идее «Бессмертного полка». А недавно чудесным образом нашёлся паспорт деда Василия, погибшего в Отечественную.

 

Чего же ждут наши деды и прадеды? Вместе с добрыми качествами, вместе с самой жизнью следующему поколению передаются и духовные болезни рода, проблемы и обстоятельства жизни, не разрешённые

в своё время. По разным причинам…

 

Как бы то ни было, сегодня эстафетная палочка в моих руках. И предки, и потомки с надеждой смотрят на меня, имеющего время жизни и возможность привнести что-то доброе в их судьбу.

 

ПРО ВОЙНУ

Казалось бы, какие мы христиане? Одни аборты взять…

И всё же лукавый нас ненавидит. Ещё и за то, что мы – продолжатели своего рода. В котором, может, и настоящие христиане были, и грешники нераскаянные, а уж мучеников, страдальцев – без счёта.

И задача у нас стоит: за время жизни остановить какие-то страсти, искупить какие-то преступления – и тем самым умолить Бога вызволить души из ада.

Отсюда – ненависть духов злобы к самой территории Руси,

к храмам, кладбищам, на которых предки покоятся. Хоть многие сровнялись с землёй и уже не видны. Но духи-то знают всё: где, чьи косточки лежат, а где и чьи потомки ходят. То есть мишень – род людской, мы как звенья в цепи рода, и каждая душа в отдельности.

 

Такая вот духовная война.

 

А если говорить не о человеке, а о человечестве, то, может, русский народ призван и другим помочь из ада выбраться.

Наверное, за это призвание все эти искушения от лукавого, скорби и атаки со всех сторон.

 

Которые, однако, помогают от земного оторваться

и Небесного уже на земле захотеть. Помоги, Господи,

хоть под этими ударами подвигать себя к жизни

по Заповедям Твоим.

 

Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его,

и это всё приложится вам.

Евангелие от Матфея, 6:33

 

О ПРЕДКАХ В НАС

Андрей (Конанос), архимандрит: «Осознаем ли мы, как мало знаем о своих предках? Совсем мало знаем об их жизненном пути, хотя сохраняем в себе черты всех тех людей, с которыми мы не были знакомы, которых никогда не видели, но которые живут внутри нас своими наследственными особенностями…

 

Внутри себя мы сохраняем историю всех своих предков. Даже страшно становится, когда думаешь об этом.

Мы – это не только то, что мы видим сейчас, в нас запечатлены и черты других людей, о которых мы не знаем.

 

Не знаем, насколько они были связаны с Церковью, как сильно они любили Христа, в каких частях света они жили. Мы не знаем об их предпочтениях и интересах, об их знаниях, профессиях – мы не знаем о них почти ничего…
Тема общения с другими людьми является чрезвычайно деликатной, даже когда речь идет об одном человеке.

Ты говоришь с ним одним, но на самом деле он не один.

 

Общаешься с женой, но не только с ней, а и с её матерью, с её отцом, с её братьями и сестрами, с её дедушками

и бабушками и всеми, чьи имена теряются в далёком прошлом.

 

Если мы сумеем осознать это, то станем как-то терпимее, будем подходить к другим людям с б о льшим пониманием, с б о льшим снисхождением и симпатией…»3

 

КОГДА ИСЦЕЛЯЕТСЯ РОД

Слышу вопрос: для чего надо заносить в родословный помянник не только родственников, но и всех

встреченных в жизни людей?

 

Простой ответ: рождение человека, ещё одной живой души в роду, не случайно. Время появления, место, особенности характера – во всём признаки Промысла Божьего.

 

…Дивны дела Твои… Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них ещё не было.

Псалтирь, 138:14,16

 

Болячки рода в моей душе проявляются как при

общении с родственниками, так и при общении

с другими людьми, живущими в одно время со мной.

А будучи обнаруженными, настойчиво напоминают

о необходимости лечения.

 

Можно сказать, что история отношений – это история болезней и исцелений наших душ, которые, хочешь не хочешь, надо лечить, приходить к миру и взаимной любви.

Иначе жизнь не в жизнь и радость не в радость.

 

Вот, помянник помогает увидеть и отдать долги,

сказать слова, простить обиды. И таким образом поработать над своей душой, её качествами. А исцелённое сегодня во мне в какой-то степени исцеляет всю семью, весь род, предков и потомков. В этом смысл.

Папа. Из дневника. Проснулся от небывалого ощущения

радости и лёгкости в душе. Как будто много лет что-то держало на дне, а потом отпустило и ты начал всплывать.

 

Только вечером узнал, что в это утро папе делали операцию. Наверное, телу было плохо, а душа, наоборот, ожила. Может, человек что-то переосмыслил, в чём-то покаялся. И через ожившую душу Бог излил Свою благодать, которая донеслась и до меня. Так мы связаны во Христе Боге.

 

КТО ТАКОЙ БЛИЖНИЙ

Ближний – это человек, который, так или иначе, вошёл в мою жизнь. Человек, которого вот сейчас вижу, с которым

говорю, о котором вспоминаю. Или он сам напомнил о себе.

 

Ближний – это тот, с кем Господь соединил меня на минуту или на всю жизнь, с надеждой на исполнение Своих заповедей по отношению к человеку.

 

Господь заботится сразу обо всех людях. И, соединяя меня

с ближним, Он и другого человека соединяет со мной,

для которого я являюсь ближним и для которого моё поведение тоже несёт какие-то уроки. Так всю жизнь пронзает Промысл Божий о спасении душ.

 

Хорошо сказал протоиерей Михаил Шполянский:

«Капля воды не скатится, веточка не сломается; никто не подойдет и не оскорбит нас, и не поцелует, если это не было попущено Господом к какому-то нашему вразумлению»4.

 

ЛУЧШЕ НИ НАД КЕМ НЕ ВОЗНОСИТЬСЯ

Потому что как только вознёсся

над человеком, так жизнь уже готовит урок, с помощью которого я стал бы в чём-то от него зависеть,

или другим способом это возношение было бы наказано.

Мысль откликается конкретными событиями:

так Господь воспитывает душу.

 

Ты, брат, говорю себе, поймав на превозношении,

поищи и найди, чем ты хуже этого человека.

И вообще, при начале любого разговора лучше заранее предупреди себя, чтобы не возноситься над ним.

 

Есть подсказки. Самое простое: если я такой «духовно грамотный», то почему эту грамоту не воплощаю в жизнь?

 

И от всякого, кому дано много, много и потребуется,

и кому много вверено, с того больше взыщут.

Евангелие от Луки, 12:48

 

Ещё можно попытаться уточнить для себя, по какой причине

хочу превознестись над человеком, и посмотреть в своё сердце: нет ли в нём качеств, похожих на те, которые хочу осудить в другом. Скорее всего, они найдутся и уже проявились в своё время в делах, словах или мыслях.

 

Ещё подсказка – о том, что каждого человека Господь ведёт своим путём. И можно вспомнить, каков я был на разных этапах. И неизвестно ещё, каков буду на следующих.

 

Невозможно кому-либо разгневаться на ближнего,

если сердце его сперва не вознесётся над ним,

если он не уничижит его и не сочтёт себя высшим его.

Преподобный авва Дорофей5

 

НИКТО НЕ ПРОПАЩИЙ

Рассказывает митрополит Лимассольский Афанасий:

  «Мы не можем осуждать ни одного человекаи говорить: “Он пропащий”. Никто не пропащий. Может, сегодня он и пропал, а завтра Бог найдет его. Сегодня, может, у него это окаменение, а завтра Бог найдет способ изменить его.

 

Вспоминаю одного деда, который жестоко мучил свою жену. Когда его супруга умерла, ему был восемьдесят один год. Он причинял ей много страданий; что и говорить, тяжёлый был человек, занозистый, когда был в силе. Такая страшная злоба у него была.

 

А жена у него была святая: день и ночь в церкви – действительно святая женщина. И вот когда приблизились последние дни её жизни, она его упросила, и он за месяц-другой до того, как ей умереть, сжалился и разрешил ей принять монашество. Она стала монахиней, прежде чем умереть.

Она умерла, и он после её смерти, в свои восемьдесят два года, пришёл на Святую Гору. Мы, когда его увидели, спросили: “Ты пришёл сюда, дед, в восемьдесят два года?”

А он тоже пришёл подвизаться, и никто бы не мог сказать ему: “Не надо!”

 

Он пришёл в тот скит, где мы жили, и прожил там два года с половиной. А кончина его действительно была кончиной святого человека, и жил он преподобной жизнью. Так что

у нас есть ещё время, если, конечно, доживём до

восьмидесяти!


Поэтому никогда нельзя говорить о другом человеке:

“Да ну его! Он уже ни на что не годится!” Никогда! Ты не знаешь – может, он в последний момент изменится. Первым, кто попал в рай, был разбойник. И первым, кто попал в ад, был апостол Христов. И то, как это все происходило – для нас великий урок»6.

 

ДВЕ ПРИЧИНЫ

Когда воспринимаю другого человека с возмущением или напряжением, к тому есть как минимум две причины.

Первая – то, что человек воспринимается мной целиком, вместе с грузом нераскаянных грехов и неисцелённых страстей. Но ведь каждый, как и я сам, в разные моменты жизни находится в разном духовном состоянии.

И это состояние по-разному звучит, выглядит, пахнет.

 

Поэтому надо отделять греховную составляющую человека от искры Божией, способности к покаянию, которая в нём заложена. И как же радостно видеть брата, когда он, хоть в чём-то, укротил свою гордыню!

 

Другая причина напряжённости – это неисполнение Заповедей Христовых уже мной по отношению к человеку.

И это не сразу принимается. Как и любое напоминание о работе, которую нужно делать, о долгах, которые надо отдавать. А они разные…

 

Долги старые, залежавшиеся. Долги «новые», появляющиеся чуть не каждую минуту, отдать которые имею возможность сразу. Например, попросить прощения за недолжное слово или укорить себя за негодную мысль

о человеке.

Долги страшные, тяжёлые.

Долги «лёгкие», но в большом количестве.

Денежные. Вещевые.

По возврату украденного, отобранного или мошеннически присвоенного. По раздаче нуждающимся лишнего, неиспользуемого.

 

Долги несказанными словами: прости, я ввёл тебя в грех, соблазнил, солгал, лицемерил, обиделся, предал, струсил, обманул, подозревал, постеснялся сказать, не признался, не обличил, не молился.

 

Долг вовремя сказать себе, детям, внукам и всем другим, что аборт – это убийство родного ребёнка. Ох, дорого обходятся эти не сказанные вовремя слова.

 

Долги по пресечению грязных мыслей, чувств, пожеланий, намерений по отношению к другим людям. Разные долги неблагодарности. Например, человек преподал мне урок любви, а я не поблагодарил его.

ОТДАВАЯ ДОЛГ ЧЕЛОВЕКУ, ОТДАЁМ СВОЕЙ ДУШЕ

Наверное, чем больше долг, тем быстрее хочется отвести взгляд от имени в телефоне. И есть сильное подозрение, что долги эти хоть внешне перед людьми, а если посмотреть глубже, оказывается, перед собой. Отсюда и вздох этот, неожиданный.

 

Опять стоит разобраться, разложить по полочкам.

Есть долги, которые могу и хочу отдать.

Бывает, могу отдать, но пока не хочу,

жду ускоряющего пинка.

Долги, которые не могу отдать.

Долги, которые пытаюсь отдать.

Которые не пытаюсь отдать.

Долги осознанные. Неосознанные. И так далее.

 

Всё не верну, это понятно... Поэтому и даны слова молитвы:

«И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим» (Евангелие от Матфея, 6:12).

То есть прошу простить меня в той мере, в какой я прощаю своим должникам.

 

Работы много. Но если даже не пытаюсь её делать и при этом молюсь, чтобы Бог оставил мне долги, то что это? Наглость, лицемерие, слепота души?

 

Простить другому человеку легче, когда сам потрудишься над своими задолженностями. Когда сам видишь себя грешником, легче понимать и молиться за других.

 

...Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

Евангелие от Марка, 12:31

 

Человек, чувствуя груз своих долгов или долгов рода, осознанно или неосознанно пытается их отдать разными способами и разным людям. Деньгами, вещами, делами, словами, исповеданием, молитвой.

Большой простор для истинного творчества.

 

И чем больше буду отдавать, тем больше душа будет освобождаться. Тогда и ближний будет восприниматься

без напряжения, с радостью!

 

ДОБРОЕ ДЕЛО

Спросит человек: что же я, ничего доброго не сделал?

Тут полезно разобраться, что такое «доброе дело»,

«от чистого сердца». Такая ли прямая линия между

делом и сердцем? При ближайшем рассмотрении выясняю, что частенько эта линия кривая да прерывистая.

 

Присмотревшись, вижу скрытые даже от себя мотивы моих «добрых» дел: расчёт, тщеславие, суеверие, страх, лицемерие, человекоугодие, блуд и далее по списку.

 

Поэтому лучше отложить в сторону свои «добрые дела»,

с ними Бог и люди лучше разберутся. А если и получилось что-то путное в жизни сделать, оно и без моего смакования улетело во Вселенную, ко спасению души.

А чаще всё доброе только с Божьей помощью и получается.

 

...Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая.

Евангелие от Матфея, 6:3

 

МАША. КРИВКА

Из дневника. 2 августа. День Пророка Илии. Еду в храм, в Фащёвку. Идёт девушка под дождём. Остановил. Села. Говорит: «Сколько сейчас вечера?» А сейчас утро: потерялась во времени. Идёт в Кривку! Говорю: «Хочешь, останешься на остановке – или заедем в храм, потом довезу до дома». Поехали в храм. На ней спортивные штаны. Нашёл Ларискино платье – надела, и шарфик на голову.

 

Зашли. «От света свечей, – говорит, – плохо». Руки все изрезаны. Смотрю: женщина раздаёт вафли; я сел, чтобы и мне дала. Говорит: «Помолитесь за упокой Михаила и Елены». Маша в это время – в другой половине храма.

Я вафли отнёс Маше, говорю: «Помолись за упокой Михаила и Елены».

 

От неё возвращаюсь мимо Креста Спасителя – как слёзы брызнули, залили всё лицо, не помню, когда такое было. Эмоций, главное, никаких, а слёзы льют...

Довёз до Кривки. Платье снимать – говорю: «Оставь себе».

 

Заехал в комиссионку: отцу Клеопе обещал ткань на подрясник. Нашёл. Думаю: «Может, Лариске чего подобрать?» А тут и она звонит: «Я у тебя в машине платье забыла». Нашёл за триста рублей. Купил ещё себе штаны. Прихожу домой, штаны надо постирать. Руку в карман – пять фунтов (примерно триста рублей).

 

ДЕЛО – СЛОВО – МОТИВ

Но кроме «добрых» есть другие мои дела, слова и мысли.

И с ними надо разбираться, пока есть время.

Греховное дело сделал – это одно.

Сказал гнилое слово – это другое.

В мыслях начал оправдывать себя, превозноситься

над человеком – это третье.

Не погрешил в делах – словах – мыслях, но вдруг обнаружились грязные чувства – тоже повод

разобраться с собой.

Если и чувствами доволен, присмотрись к мотиву.

А он может быть разный: тщеславный, гордый, блудный, трусливый, корыстный, человекоугодливый и так далее.

 

Нехороший мотив, но он открыл духовную болячку.

Интересно, буду ли я сокрушаться по поводу осознанного мотива? Его же никто не видит.

Я-то хороший, но вот мотив в себе поймал…

В общем, подвёл мотивчик.

И мотивов таких, как блох на собаке.

А там ещё несколько подмотивов откроется.

Приходится узнавать себя получше...

 

КОРНИ

«Ветхозаветный закон предостерегал,

главным образом, от внешних проявлений зла и его плодов,

Господь же указывал на самые корни греха.

 

Так, шестая заповедь Декалога гласит: “Не убей”, а Господь Иисус Христос говорит: не гневайся, не мсти, прощай, не осуждай и даже не суди. Седьмая заповедь поучает: “Не прелюбодействуй”, а Господь поясняет, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем (см.: Евангелие от Матфея, 5:28).

 

Таким образом, Господь открыл нам, что грех зарождается

в нашем сердце, и потому-то и надо начинать борьбу

с грехом с очищения сердца от дурных пожеланий и мыслей,

так как «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. Это оскверняет человека» (Евангелие от Матфея, 15:19).

Епископ Александр (Семёнов-Тян-Шанский)7

 

Следовательно, всем известные ветхозаветные десять Заповедей становятся ближе к исполнению, когда человек пытается изменить своё сердце, прилагая Заповеди Христовы, дух Нового Завета к своей ежедневной жизни.

КОГДА ВЫСТРЕЛ МИМО

Сильно сокрушаться по поводу слов и дел, не признавая их причиной состояния сердца, – всё равно что стрелять мимо.

 

Ах, я такой хороший, а вот как поступил – сокрушается

моя гордыня, которая ненавидит дела, слова и мысли, если они показывают, что не такой уж я хороший.

И всё – человек в уныние укатился. Потому что, из страха заглянуть в своё сердце, остановился на полдороге.

Гордыня не удовлетворена, но и не ослаблена – добирает своё унынием. НЕТ.

Простите, люди; прости, Господи.

Помоги исправить дела и очистить сердце.

Такой подход ведёт к исцеляющему плачу о конкретной болячке, которая стала видна вследствие дела, слова или обличённого в глубине сердца мотива. Ведёт к искренней молитве Христу Спасителю об исцелении души.

 

Бонус! При таком подходе многие вредные, лишние, ошибочные дела и слова просто не будут совершаться

и звучать. А допущенные прежде – станут ближе

к исправлению.

 

ПОЧТА

Из дневника. Зашёл на почту отправить заказное письмо.

А там девушка за высокой стойкой, всё отправляет и всё выдаёт: письма, посылки, бандероли. Сначала мне надо купить подходящий конверт, потом написать адрес, всё вложить, и опять в очередь, на отправку. А очередь человек восемь. Надолго.

 

И вот я стою, в обычном своём состоянии. А какое оно, это состояние? – ропот, недовольство, нетерпение. И вот, в этом состоянии, уставившись в стену, стою в очереди за конвертом.

И тут, в какой-то момент, до меня доходит… Ну, в общем, говорю себе: «Что ты тут стоишь, излучаешь во Вселенную это недовольство? На что ты ропщешь? – сам себе говорю. – Ведь в эту самую минуту много миллионов людей на Земле с радостью поменяются с тобой местами. С радостью.

 

Люди, которые голодные, которые холодные. Которые в разных условиях – больницах, тюрьмах, окопах…

А ты тут стоишь зимой в тёплом помещении,

никто тебя не трогает, и ещё имеешь наглость излучать ропот и недовольство».

И вот, человек так себя поймал, и хотя эти мысли правильные, справедливые, логичные, но принять их душа просто так не может. Не может изменить своё состояние, даже соглашаясь с разумом...

 

Расстояние между мыслью и душой большое, а иногда просто непробиваемая стена. И наверное, многими трудами и упражнениями надо эту стену пробивать, даже когда человек полностью согласен: «Да, я согласен», – и всё равно этот ропот, как собака от мяса, не уходит: гони её палкой – не отойдёт.

 

Ну вот, всё это происходит у меня в голове, в душе, внешне никак не отражается, а внутри идёт лёгкая борьба, скажем так.

В этот момент девочка, которая отправляет письма,

поднимает голову и начинает кого-то искать в очереди.

А надо сказать, стойка довольно высокая и что у кого в руках, не видно. Я в очереди четвёртый или пятый. Девочка находит меня взглядом и говорит: «Вам конверт за шесть рублей».

 

Я нахожу шесть рублей, протягиваю ей через очередь, она также, почти не отвлекаясь, даёт мне конверт, и я отхожу

к столику писать адрес. Немного в шоке.

Заполнил конверт, встал опять, причём девочка почему-то снова сделала попытку принять у меня без очереди.

Потом уже дошло, что произошло.

 

Человек попытался повести себя, в духовном смысле, правильно, попытался укорить себя, попытался одёрнуть себя в мыслях, в состоянии духа, сделал маленькое усилие, небольшую работу над собой.

 

И тут же ситуация вокруг начала приходить в гармонию, или, по-другому, человек получил «пряник» за свой, совершенно незначительный, духовный труд, или благодать Божия сошла на всю эту почту и на девочку – как угодно можно понимать.

 

На почте бываю часто, но этот случай единственный. Вообще, такие ситуации, случаи надо помнить, собирать в какую-то копилку. Слава Богу, помогают прийти в себя.

 

КОГДА ХОЧУ ХРИСТИАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ
Надо уточнить: а что это такое?
Открой, почитай, приложи Евангелие к вашим отношениям и ещё раз спроси себя: хочу ли я, чтобы брат покаялся, исповедовался, чтобы за обиду – благодарил меня, чтобы был мне слугой, положил бы за меня душу, прощал бы меня, возлюбил бы меня, обличал бы меня?

Приму ли я всё это от него? – Мне же тогда тоже надо

отвечать, меняться. И всё же ответ: «Да, хочу».

Радостно мне, когда брат становится христианином.

 

Ну, тогда начинай. Сам. Кто-то ведь должен начинать.

Хоть понемногу, на примере тех ситуаций, которые предлагает жизнь.

 

И тогда, смотришь, брат пойдёт навстречу. Даже если это не выразится сразу, даже если это не выразится совсем.

 

Не ответив сегодня на мирный дух мирным духом, он будет укорять себя, задавать себе вопросы, искать выход.

У него внутри начнётся христианская работа, и при следующей встрече или через время всё равно будет

плод, будет результат, оттого что ты сегодняпопытался быть христианином.

 

ЕСЛИ ПОДОЙТИ К ЗЕРКАЛУ, чтобы увидеть лицо, то можно нечаянно увидеть и душу. Особенно в глазах. Конечно, хочется видеть себя хорошим. Но не всегда получается.

Где-то мелькнуло раздражение, след обиды, неисцелённой страсти, нераскаянного греха.

 

Почему же, несмотря на всё это, человек хочет видеть себя хорошим? – Да потому что душа знает, что под всеми этими наслоениями: «Царствие Божие внутрь вас есть»(Евангелие от Луки, 17:21).

 

Но мне легче гоняться за внешней хорошестью. Маскировать негодные качества, штукатурить эти наслоения, оправдывать страсти. Раньше или позже это кончается внутренним конфликтом, раздвоением, унынием.

 

Особенно дорого, во всех смыслах,

гонка за хорошестью обходится слабому полу.

И если не получается видеть себя хорошей – часто клеится ярлык «я плохая». Как вобьёт себе в голову – и ходит, плачет, унывает. Солнышко, зачем тебе это?

Иногда, даже для того чтобы стать внешне красивой, достаточно гнать от себя мысль, что ты красивая или некрасивая.

 

Будь собой, смотри в сердце, там много всего разного. Займись делом, очищай его от негодного, как чистишь посуду, радуйся и благодари Бога, когда получается,

и некогда будет тебе унывать.

 

Наверное, желание приклеить себе или другому ярлычок

«хороший» или «плохой» – от лукавого, любителя громких осуждений.

А если вдуматься: я такой, какой есть в данный момент времени, со всем, что я есть. И уже в следующий момент могу измениться под влиянием каких-то обстоятельств и моей готовности к ним. И сколько таких моментов в жизни?

И какой тогда смысл в ярлыке?

 

Когда пытаемся утвердиться в своей хорошести,

лицо не разглаживается, напряжение не уходит.

Лицо разглаживается, глаза и морщины становятся другими, когда пытаемся ложь из души изгонять. Когда в ответ на попытки покаяния Господь идёт навстречу.

 

Тогда что-то хорошее происходит и в душе, и в жизни, и на лице. И может быть, тогда, когда-нибудь, человек случайно увидит себя в зеркале, а там – более или менее нормальное лицо. Более или менее. Оно может быть со следами трудов, болезней, скорбей, но в нём уже пробивается простота

и красота образа Божия.

А пока… смотрю в зеркало… Господи, помилуй.

 

Евангелие и житие Христово есть свет. Все, что этому свету противоположно в нас, есть тьма. Как ставим зеркало

перед лицом своим... так нужно ставить души перед зеркалом Евангелия и жития Христова и всё противоположное им очищать, как порок, покаянием и сокрушением сердца.

Святитель Тихон Задонский8

ДВА РАЗБОЙНИКА

Евангелие – реально в ежесекундной жизни.

Вот в памяти два разбойника, распятых рядом со Христом.

Можно воспринимать это как далёкое событие.

Можно в лице разбойников видеть всё человечество.

А можно пытаться не делить людей на тех и других, а постараться увидеть в себе это разделение.

 

Постараться увидеть, что внутри меня присутствуют

тот и другой разбойник. В разных качествах,

в разных количествах. В зависимости от ситуации.

 

И может быть, тогда, помня о Голгофе, из этой точки отсчёта, какое-то время, какое-то расстояние смогу пройти

более или менее правильно.

Потому что увидел в себе этого разбойника,

осознал задачу покаяния.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: