Или территорию своего сердца

 

ДРУГАЯ ЧАША

Бывает, что человек уже готов раздражиться, воспылать каким-нибудь «праведным» гневом, и тут вспоминает что-то такое из своей жизни, что как на весах уравновешивает начинающийся «праведный» огонь.

 

И вот думаешь: а может, Господь попустил мне в своё время что-то недолжное совершить, чтобы я сейчас это «что-то» положил на другую чашу весов? Чтобы, пусть не по любви, но хоть как торгаш или наёмник что-то со своей душой делал, как-то ее взвешивал и смирял.

 

О ПОТЕРЯННОЙ БЕСПОЩАДНОСТИ К СЕБЕ

«В силу профессиональных “искривлений сознания” у меня есть некоторые особенности – ни на кого специально не гляжу, при этом всё важное вижу, чувствую.

В Питере стоял необычно крепкий морозец под тридцатку, который заползал даже под мембраны и термуху, как диверсант.

 

Отъезжаю с адреса в пригороде Питера и вдруг вижу картину – по перекрёстку мечется дядя, а у дяди во лбу бесновато сверкает диодный фонарик. Говорю себе: “То, что это городской сумасшедший, – к бабке не ходить. Ну и по закону подлости и моего, так сказать, везения он сейчас кинется ко мне и сладострастно наблюёт мне на капот, ибо так устроен твой мир”.

 

Дядя, как-то бочком и на полусогнутых, бегал, бегал от машины к машине – и вдруг видит меня и, видимо, понимает: вот тот, кто мне нужен, бегу блевать, благо машина мытая. И семенит ко мне мелкой рысью на неуверенных ногах.

Сокрушённо думаю: “Ну посмотри, как удачно, а...” А у меня ещё красный горит, как засахарился, а дядя уже скребётся в окошко одеревеневшими перчатками, виновато улыбаясь. Я ему жестами семафорю: “Вали отсюда, касатик, по четвергам не подаю”. Ну, он безропотно – прыг, и ко второй машине, и опять мимо, мимо… зябко трётся к машинам, пугая их своим фонариком и внешней безнадёгой.

Выезжаю на перекрёсток и боковым зрением вижу машину, которая мордой заехала в сугроб. Года восьмидесятого “Фольксваген-Гольф”, крепко червивый, до уровня “побит дробью”, торчит дряблой задницей из снега.

Как-то на автомате еду дальше, сто метров, двести, и вдруг жёстко, до рези в глазах, понимаю, что этот маленький человечек, лет шестидесяти, – в неразрешимой беде (а у него транзитные номера). Наверное, у него закончился бензин, у него прокололось колесо, у него двигатель заглох. И сейчас он мечется, мечется, мечется… залезет в машинку (а уже поздно, смеркается) и замёрзнет на питерском инфернальном морозе минут за сорок.

А я, брезгливо проехавший мимо парень, только что был весь из себя православный… Только что Господь мне послал самый важный экзамен моей жизни, а я его бездарно …! Губу оттопырил – и как с тем мытарем. Любви в сердце не хватило… Степень ужаса, который испытал, не описать… Меня парализовало омерзительное отвращение к себе.

Через две сплошные, на посту ГАИ, перед одеревеневшими от моей наглости ментами, разворачиваюсь и мчу назад. Если бы они остановили, бросил бы машину и побежал бегом к нему! Потому что понимал, вся моя жизнь сейчас теряет всякий смысл, если уже не потеряла. Мчу и перебираю решения: ему нужно дать денег или нужно я не знаю что – вызвать эвакуатор, его нужно хватать и

куда-то селить, нужно привязать верёвкой это корыто и тащить куда-то…

То есть надо что-то делать, потому что, если я этого не сделаю, вся моя жизнь оказалась бессмысленна. Потому что всю свою жизнь я шёл к этому поступку, и я его не совершил. Тот экзамен, который я должен на этой планете выдержать, я завалил немилосердно, в ноль.

 

Домчался до сугроба, а он уехал... Его там нет. Он просто дорогу искал. Он не местный, у него номера были транзитные… Я такую малость не дал человеку. Не хватило беспощадности к себе, потому что я, ничтожество, испугался, что он мне, козявочкой замерзшей, крыло поцарапает…
Господи, дай мне сил не оступиться так ещё раз, не потяну такого позора дважды!» (А.Кочергин. Из проекта «На пол-листа»)9.

 

ПРОГРАММА СПАСЕНИЯ

Обжигает мысль о том, что вот сейчас 2020 год; казалось бы, что осталось от человека, погрязшего в грехах, страстях, не прошедшего миллион искушений?

И вот о спасении души этого человека Господь заботится видимым образом. Представляете? Вот об этой моей душе Господь всё равно заботится каждый день и час.

Верит в меня!

И не нами она пишется, программа спасения. Что мы можем написать, не зная всей картины? Не зная замысла Творца о мироздании. Не зная всей цепи, в которую мы встроены звеном от предков до потомков. Нам дана жизнь со всеми её фрагментами, условиями, испытаниями. Разная жизнь для каждой души. Нам дан Христос, Евангелие. Помоги, Господи, искать правды Твоей.

 

ТУПИК САМООПРАВДАНИЯ

Привычная, к сожалению, картина: человек сказал слово,

а ему в ответ – десять. Пулемётная очередь. Так, на всякий случай. Вопрос: что я всё время так агрессивно защищаю?

И от кого – может, от самого себя? Может, это прошлое, нераскаянное и неисправленное, держит меня в окопе самооправдания?

 

Если любой диалог я превращаю в дуэль с победным выстрелом за мной, значит, я прав и во всём остальном – такая логика. Дух самооправдания требует всё новой пищи, мешает мне видеть себя, исключает покаяние. Ведёт человека, семью, народ в тупик. Следующая цель лукавого – уничтожить, пока не успели покаяться.

 

Например, чтобы не думать об убитых в абортах,

вместо покаяния чаще звучит самооправдание.

Отсюда бесконечная череда праздников и развлечений, заглушающих совесть; ропот или унылое согласие с ударами судьбы – бесплодное, если не ведёт к работе над своей душой.

 

И неважно, когда это произошло, двадцать лет или двадцать секунд тому назад. В моём отношении к чему угодно – от соучастия в детоубийстве до грязной мыслишки – видны два пути: поиск самооправданияили поиск покаяния.

 

Из беседы. Ефрем Филофейский:

«Святой Антоний Великий говорит: “Если человек обвиняет себя, то находит успокоение, а когда обвиняет другого, возмущается”.

 

Испытайте это сами во время искушения. Скажите, что виноват другой, – и тут же почувствуете внутренний дискомфорт, возмущение, скорбь.

 

Но стоит вам только сказать: “Виноват не он, а я; что говорить о других – на себя надо смотреть, за мной столько всего… так что не мне и говорить!” – и тут же начинаешь ощущать под ногами твёрдую почву и уже не боишься упасть…»10

 

СТУПЕНЬКА

А что в начале, у Иоанна Предтечи? –

«Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Евангелие от Матфея, 3:2).

Так ведь оно каждую секунду всё ближе.

Я же эту Евангельскую ступеньку не замечаю или пытаюсь перепрыгнуть.

А надо бы, в начале любой мысли, любого слова-дела, держать её в поле зрения, чтобы не спотыкаться.

Она в начале, она для меня, эта ступенька. Не для других.

Тогда и всё последующее, что хочу понять в Евангелии, сказать другим людям или себе, будет правильнее услышано, сказано и понято.

 

КАМЕНЬ

…И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне

Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.

Евангелие от Матфея, 16:18

 

На щеках апостола Петра бороздки от слёз –

следствие отречения от Христа и постоянного покаяния.

В руках – ключи от Царствия Небесного.

Пётр, исповедуя свой грех, уберегается от гибельного самоутверждения, увлекает за собой кающихся грешников. Таким образом, указан путь к спасению.

 

Апостол Пётр имеет в памяти эпизод, который

не даёт ему гордиться или тщеславиться. И поэтому он твёрд к искушениям, как камень или скала. И каждый из нас, помня свои неправые дела, слова, мысли, может использовать их к покаянию.

 

И, опираясь на то, на что, казалось бы, опереться нельзя

– на свою духовную немощь, – человек может увидеть, как Господь приходит на помощь. И даёт силы исправить то, что сам я, по гордости, исправить не мог, хоть и пытался.

 

Сила Моя совершается в немощи.

2-е Послание к Коринфянам, 12:9

 

НЕВИДИМАЯ СТЕНА

«Как бы мы ни говорили Господу: “Боже, я хочу творить Твою волю!” – из глубин наших будет подниматься крик: “Но не в этом! Не в том!.. Да, я готов принять ближнего моего – но не этого ближнего! Я готов принять все,

что Ты мне пошлешь, – но не то, что Ты на самом деле мне посылаешь...”» (митрополит Антоний Сурожский)14.

 

Например, надо попросить прощения, вернуть украденное или признаться в обмане. А у меня не получается. Даже когда «случайно» попадается на пути человек, которого обидел. Не могу переступить через гордыню. Упираюсь

в невидимую стену. На душе муторно.

 

Начинаю искать всякие оправдания, чтобы полегчало: что «достаточно осознать и помолиться»; «попозже»; «ну, он же тоже виноват». И другие оправдания ищу себе в книгах, советах, мнениях.

 

Не легчает. Самооправданием только увеличиваю клубок прежних нераскаянных, неисправленных грехов.

А за него, в свою очередь, лукавый держит когтями так, что даже не могу сказать «прости». Чем больше клубок – тем сильнее держит. Хватка слабнет, только когда начинаю распутывать, хоть по ниточке.

 

Но и тут свои тонкости. Я ещё могу что-то сделать на уровне дел, слов, мыслей; чувства могу уравновесить; могу разобраться с собой на уровне мотива.

 

НО. Что я могу сделать на уровне духа? Самом главном уровне, от которого всё остальное исходит и зависит?

Дух остаётся непредсказуемый, поражённый, мятущийся: бросает то в осуждение, то в раздражение. Всюду примешивается гордость, спасительного смирения не хватает.

 

Могу нажать выключатель, и лампочка загорится,

но не могу просто так включить в сердце постоянную, чистую, евангельскую любовь к Богу, людям, своей душе. Приходится признать: нищий я духом.

Отсюда – настоящая, нелицемерная молитва:

«Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей" (Псалом 50, 1:12).

 

Отсюда – движение ко Христу, как к духовному Врачу

и Спасителю, к усвоению Его качеств и отказу от каких-то своих. «На познании и сознании немощи зиждется

все здание спасения» (святитель Игнатий (Брянчанинов))11.

 

Тут хорошо бы не останавливаться

и, опираясь на познание своей немощи, на примеры текущей жизни, питать постоянную внутреннюю молитву, поддерживать вакуум, голод по Богу в сердце.

 

Потому что ступенька лестницы духовной нищеты, на которую только что мысленно наступил, перестаёт быть духовной. Она уже осознанная, плотская, моя, и влечёт к самоутверждению. Надо поблагодарить Бога и нащупывать следующую.

 

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Евангелие от Матфея, 5:3

 

И часто так бывает, что, когда человек смирится сердцем, откажется от своей «правоты», Бог помогает и даёт силы признаться в обмане, вернуть долги, исправить злые дела.

 

КОШАКИ

Из дневника. Дня три тому назад ездил в город. Перед поездкой настроение было пасмурное, на душе тяжело. Даже Ленка заметила.

 

В городском доме живут мои близкие и ещё пять кошек.

Которые гадят в комнатах. Приехал ещё и для того, чтобы убрать.

 

Вся эта история длится больше месяца.

Сначала сильно раздражался, возмущался, что никто не убирает, что никому, кроме меня, это не нужно.

Потом помаленьку успокоился. Обзавёлся веничком, совочком, привёз опилки. Даже построил тёплую вольеру на чердаке.

 

Но кошаки всё равно оттуда сбегали, чтобы творить свои гнусные дела. Приехал, смотрю: вход под тумбочку, который я загородил от кошек, отгорожен. Спрашиваю Серёжку. Говорит: «Я отгородил». – «Зачем?» – Молчание…

 

Тут я понимаю, что прямо сейчас разнесу всю эту халабуду вдребезги пополам. Такое искушение, словами не передать. Опять же, краем – мысль: «Искушение-то от лукавого…».

 

Далее вот что происходит. Сам от себя не ожидал, говорю как есть. Падаю перед сыном на колени, прошу у него прощения и разрешения убрать кошачье дерьмо в маминой комнате. Такая вот сцена…

Серёга, конечно, тоже в шоке. Через какое-то время всё убрали, сын помогал, и я поехал в деревню.

 

По дороге смотрю, а на душе, изнутри, необычайно светлеет. Как солнышко встаёт.

Явная радость и лёгкость в душе. Весна среди зимы!

Если есть благодать Божия, то вот она! Держалось это

состояние около полутора суток!

 

Вывод: не так важно, под каким предлогом человек смиряет, укрощает свой гордый дух, под каким предлогом страдает мой «ветхий человек» – страстная часть души.

Главное: чем сильнее страдает, сохнет, уменьшается гордыня, тем больше места в душе для благодати Божией.

Отсюда небывалая лёгкость и радость.

 

Теперь понимаю христиан-подвижников духа, монахов, юродивых, которые считали, что день прошёл зря, если не претерпелось в нём поношения, унижения или

оскорбления. Вспомним случаи из жизни нашего почти современника, отца Виталия (Сидоренко).

 

То есть унижается, ослабляется худшая, греховная половина, а лучшая получает свободу и благодать.

Лучшая – та, где место Царствию Небесному.

Оттого и небывалая, забытая, детская радость на душе.

Они, подвижники духа, эту несравненную радость знали.

А мы, «нормальные», не понимаем...

 

Ещё не всё. Перед Рождеством в Задонском монастыре встретил монахиню Арсению. У неё послушание: с кошками разбираться. Поговорили, поделился опытом про вольеру. Уж не знаю почему, она говорит: «Ну привози, может, пристроим». С утра отвёз трёх чёрных в монастырь. Такая вот перемена к лучшему в жизни кошаков. И в моей!

 

Ещё вывод: если кто-то или что-то меня достаёт, раздражает, то это не прекратится, пока не пойму, до каких качеств моего сердца это искушение хочет достучаться.

Не прекратится, пока не изменю, с Божьей помощью, мотивы, чувства, мысли, дела по отношению к этому искушению. Не прекратится, пока не перестану реагировать страстно. Такая вот даже от кошаков может быть польза душе. Слава Богу за всё!

 

ОБИДЫ – НЕНАВИСТЬ – ПРОЩЕНИЕ

Наверное, про обиды каждый может написать свою книгу:

– обиды маленькие, минутные;

– обиды многолетние;

– обиды, которые причиняю я;

– обиды тяжёлые, до разрыва, до развода, до гроба;

– обиды по самомнению, то есть когда приписываю человеку то, о чём он и не подозревает;

– обиды «сладкие», «горькие», прощённые, непрощённые…

 

И все эти обиды могут исчезнуть как дым при перемене

к ним отношения. Хорошо сказал хороший человек: «Обиженный христианин – это нонсенс».

 Действительно, если я стараюсь воспринимать всё со мной происходящее как стимул для работы с неисправностями души, то где тут место обиде?Ещё и благодарить надо!

 

А если уж проникла в сердце или сидит там давно, то лучше эту боль от обиды и желание от неё освободиться направить для поиска и обличения страстей-попутчиков обиды, сначала своих, а затем – обидчика. Полегчает!

 

Ненависть тоже бывает разная. Например, внушаемая духами злобы накануне встречи, разговора, примирения.

 

Зная, что любящий брата своего любит и Бога, они

[демоны] влагают в сердца наши ненависть друг к другу.

Преподобный Антоний Великий12

 

Ненависть может возникать к людям с более чистой душой, которые призывают меня брать с них пример. Это трудно, потому что надо расставаться со своими страстями. Наверно, отсюда и крики «…распни Его!» (Евангелие от Иоанна, 19:15).

 

Бывает ненависть-уныние к себе, своим греховным качествам, если ненавижу их в общем, слепо, без разбора.

Уклоняюсь от честного разговора с самим собой.

 

И напротив, если мысль касается конкретной духовной болячки, если её называю или хотя бы вижу очертания, шарик лопается, ненависть к себе преобразуется в исцеляющую молитву ко Христу Спасителю.

 

Самая популярная – ненависть к «врагам», когда не желаю понять, что их атаки направлены на состояние моего сердца, на страсти, которые лелею и оправдываю, потому что не вижу от них никакого вреда для своей бессмертной души.

 

От сумы, тюрьмы, болезни, войны, говорят, не зарекайся.

Но, бывает, это единственные средства, чтобы дух

ненависти ушёл из сердца. Иссяк, перегорел, был признан ложным уже здесь, на земле.

 

Потому что, окажись я за гробом со своей ненавистью, что только не отдам, чтобы сделать шаг назад и от неё, мучительной, избавиться.

 

…и уже всё прошлое не имело для них значения.

Может, Господь и свёл этих мужиков в дружбе и соперничестве, а теперь и на соседних койках, ради этих минут, когда один мог доверить и сказать, а другой принять и простить. Искренне и легко.

Когда можно без всякого напряжения или стеснения сказать друг другу ВСЁ. И это не вызывало никакого страстного движения в душе. Можно было рассказать

о женщинах, деньгах, зависти, подлых планах, мерзких мыслях по отношению к другу, и в то же время сопернику.

И говорить о себе как о чуждом.

И ответ на эти слова был спокойный: у них был один на двоих примиритель – смертельная болезнь…

 

Наверное, простить всех и каждого –

один из желаемых итогов земной жизни.

Но не всегда получается. Пишет близкая:«По своему опыту знаю, что мне самостоятельно прощение не даётся вообще. Простила только одного человека, и то во сне. Мне показали его, и я простила, заглянув ему в глаза. Чувство однозначно подарено Богом. Так что – как можно простить, если не прощается? Усилием воли? Только просить, чтобы Бог освободил от злобы».

 

Действительно, КАК?

И тут понимаешь, насколько сердце поражено гордостью, обидчивостью, местью, как трудно бывает «уговорить» его.

Да и лукавый разжигает, ненависть – его пища.

 

Иногда говорю: «прости», «прощаю». Слова-то хорошие, но идут ли они от сердца? Если нет, то так и скажи: «Брат, умом понимаю, но сердце гордое, каменное, прости как можешь, и я стараюсь тебя простить». Вот – начало!

 

И всё ли я сделал, чтобы простить другого?

Поговорил с ним? Сам помог кому-то простить меня?

 

Лёгкость прощения даётся по мере изгнания из сердца лжи, лицемерия, гордыни. Разными способами.

И книжка эта, работа с помянником для того же.

 

И Бог всё видит, поможет. Даже когда человек, измучившись, просто обратится: «Господи, прости прегрешения вольные и невольные, спаси и сохрани (имя обидчика), и меня, грешного, помилуй». Проверено, легчает!

 

КАК ПОМОЧЬ ЛЮДЯМ

Тут вот протиснулась тонкая мысль. Наверное,

иногда надо говорить себе: я человек противный.

Вижу, как лезет сластолюбие, гордыня, раздражительность, блудливость, меркантильность и прочее. Люди

это чувствуют, и я для них – неприятный человек.

 

Как помочь этим бедным людям, которые терпят мои гнусности? Очень просто. Нужно встать на их сторону. Стать человеком, который желает изменений в своей душе так же, как ближние, которые вынуждены наблюдать и терпеть меня сегодняшнего.

 

То есть: лицемерие из души гнать, гордыню укрощать, злые дела исправлять. Вот, если буду в этом направлении себя подгонять, то увижу, что и людям со мной легче.

Ненавидят меньше, улыбаются шире, начинают и со своей душой что-то делать. В общем, нужно пожалеть людей, которые вынуждены находиться рядом со мной, мерзким грешником. Помоги, Господи!

 

ТЕЛЕГРАММА

У каждого есть возможность отправить Богу телеграмму. Например, с человеком непонятности, сложные отношения. Так позвони, напиши, встреться, обличи себя, попроси прощения, усмири гордыню, поделись, помоги. ВСЁ. Телеграмма улетела. Ангел доставил Богу телеграмму.

 

ДЕФОЛТ

Из дневника. Немногие помнят, а ведь был такой дефолт в девяносто восьмом году. Когда доллар, который вчера стоил шесть рублей, сегодня стал стоить тридцать. А я незадолго до этого взял в долг 15 тысяч «зелёных», да ещё под жуткие проценты. Такой вот «коммерсант».

 

И вот, узнав про этот дефолт, я стою и понимаю, что эти деньги и проценты я не выплачу н и к о г д а. Всё. Приехали. Все мои «дела» перестали иметь смысл. Я стал лёгок как пушинка.

 

И наверное, от этой лёгкости в душу

на минуту вошло спокойствие и необъяснимая радость. Даже как бы приподнялся над землёй…

Ну а потом, уже на земле, Володя рассказал ситуацию

Сане. И Саня выручил меня, без всяких процентов,

на неопределённый срок. Спасибо, братья. Помню.

 

Но откуда была та неземная радость на душе?

Почему она иногда возникает, когда радоваться, по земным меркам, нечему? Может, потому, что человек отключается от суеты, смиряется душой, сбрасывает груз гордыни? Наверное, полный ответ на земле так и не узнаем.

Хотя надо пытаться.

 

ЧТО ПЛОХОГО В ГОРДОСТИ

В прежние времена гордость считалась недостатком, дурным и опасным качеством. Люди с печалью смотрели на гордого, полагая, что в его судьбе будут смиряющие удары.

Но для себя объясняю удары судьбы, болезни и скорби,

чем угодно, только не гордостью сердца.

Просто не вижу от неё вреда или не вижу её в себе.

 

В сегодняшней шкале ценностей дух гордыни укрепился на почётном месте, под разными предлогами проникает во все поры жизни, искушает людей с малолетства

и, к сожалению, одобряется нами.

 

Смотрите, сколько железа, раздражения, осуждения, превосходства в голосах современных шоу, фильмах, сериалах. Но, если я это смотрю – значит, мне это нравится, резонирует с таким же холодом и железом в моём сердце. Господи, помилуй!

 

А хуже всего, если гордость, как качество души, будет во мне при переходе в вечность. Тогда она продолжит требовать своё, искать поводы гордиться даже перед Творцом. А это неправильно, вредно для самого человека. Поэтому «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Соборное послание святого апостола Иакова, 4:6).

 

 Упражнения от гордости:

«…Принуждать себя выслушивать и быть внимательными к чужому мнению.

Не торопиться верить в истинность открытых тобою мыслей.

Не умеющим видеть свои грехи рекомендуется обращать внимание – какие грехи видят в них близкие люди, в чем упрекают. Почти всегда это будет верное указание на наши действительные недостатки».

Священник Александр Ельчанинов13

Ещё лекарство от гордости предлагает хороший человек:

«В первую очередь это осознание своего Я как средства,

а не как цели. Именно потому, что человек знает, что в нём – образ Божий, он говорит Ему: “Это не я, а Ты”.

А та часть Я, которая не Ты, – земля и в землю вернется.

 

Трезвый взгляд на себя – начало смирения,

которое – главное лекарство от гордости.

Смиренный осознаёт свою причастность не только Богу,

но и земле, но тем твёрже на ней стоит.

 

Гордый принимает свои миражи за правду, а смиренному дается умение правду просто видеть. Это и разрушает порочный круг устремлённости глаз души на себя самого.

 

Другое природное лекарство против гордости – любовь

и благодарность. Гордость несовместима с любовью:

в любви к другому человеку мы забываем свое Я, как бы жертвуем им, и в любви к Богу – тоже.

Так же изгоняется гордость и благодарностью людям, сделавшим нам добро, или Богу, сделавшему нам всё.

 

Приобретая способность гордиться, мы тут же теряем способность благодарить. Еще одно лекарство зависит

от нас самих: открыться другим, сломать барьеры между собой и ими, возводимые гордостью.

 

Это трудная операция, как хирургия на себе самом, но она эффективно разрушает патологический механизм самозамыкания гордости. Открытость для воздействия других – это зависимость от них, послушание им. Последнее легче, если понимать, что это послушание через них – Богу.

 

И перейдя через рубеж гордыни, когда человек уже не в силах помочь сам себе, он может получить лекарства от самой жизни и от Бога. Жизнь часто подносит гордому под нос нашатырь страдания. Бывает, мы сами не понимаем, за что оно нам, – и всё равно приходится принять эту горькую пилюлю, волей или неволей.

 

Страдание гордого – знак противления Богу. Но это и возможность остановить свой бег в дьявольской упряжке, куда нас запрягли, и вместо этого тяжёлого и смертоносного хомута принять иго Христа.

 

Оно бесконечно легче, чем бремя гордости, только гордые этого не знают. Тяжкие удары судьбы учат этому, разбивая нашу упряжь, как скорлупу, чтобы впустить Бога.

 

Смирение – это вера: положиться на Него, а не на свои силы, взвинчиваемые под кнутом гордости, принять зависимость от Него. В смиренной душе гордыня исчезает, как мираж, каким она, в сущности, и является – она ведь самообман.

 

Вместо нее водворяется мир Христов. Это независимость от любых уколов мира и судьбы, которую тщетно рисует в душе гордыня. Эта независимость реальна, потому что она – зависимость от Бога. Зависимость предельная, вплоть до беззащитности, до слияния с Ним на кресте»14.

ПОСТОМ И МОЛИТВОЙ

Пост – сознательный выход на линию фронта борьбы с собственной гордыней.
Ограничиваешь бесов чревоугодия – начинают терзать другие: гнева, блуда, тщеславия и прочие, их много.
Так как силы неравны, вспоминаешь о своей духовной нищете, начинаешь больше, искреннее, горячее

молиться ко Христу Спасителю. Вот и получается:

«Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Евангелие от Матфея, 17:21).

 

Пост может быть по церковному уставу, по ограничению в чём-либо, вольному или невольному.

Переносишь без ропота болезнь или другую скорбь – пост.

Перестал курить, играть, смотреть телевизор – пост.

Смолчал, когда очень хочется ответить, – тоже пост.

Удержался от блудной мысли или осуждения –

и это в копилку поста.

Во время Великого поста, в 2020 году, объявился очередной вирус. Люди сидят по домам: серьёзный пост для многих.

 

Невольно появился шанс подумать о жизни, по-настоящему примириться с близкими, остановить какие-то страсти.

Процесс болезненный, сопровождается ломкой: недокормленные бесы терзают человека.

 

И лучше не «откупаться» от них, а принять вызов, пересмотреть шкалу жизненных ценностей, разорвать сочувствие к привычным страстям. А их, видать, накопилось много, раз попущен планете такой вирус-пост. Помоги нам, Господи, спаси, Христос.

 

СЕКРЕТ ТВОРЕНИЯ. ПУТЬ, ИСТИНА И ЖИЗНЬ

Блокада Ленинграда. Даже представить не могу. Бомбёжки. Холод. Голод 125 граммов хлеба в день. И его ещё надо получить. И вот в квартире, где взрослые умерли, девочка осталась одна. И она мечтает. Мечтает о мышке.

 

Нет, не для того, чтобы её съесть. Хотя ели тогда… не только мышей. Она мечтает посадить её в банку, чтобы была рядом, и кормить её, делиться последним. Мышке ведь много не надо.

 

Понимаешь, брат? Когда зацепиться уже не за что, ребёнок открыл для себя Путь, Истину и Жизнь. Открыл для себя смысл жизни, возможность спасения в том, чтобы быть нужным кому-то, что-то отдавать от себя. Мышку девочка так и не поймала. Но, может быть, сама мысль помогла ей дожить до эвакуации на Большую землю.

 

Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал:

истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети,

не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится,

как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном.

Евангелие от Матфея, 18:2–4

 

Наверное, один из секретов Творения, изначальная направленность Творца – отдавать, умаляться, служить. Ведь если где-то уменьшается, значит, где-то прибавляется, создаётся. Возможно – Вселенная, материальная и духовная. Так и человек призван быть сотворцом, через исполнение Заповедей Христовых, на примерах

своей жизни.

 

Но между вами да не будет так: а кто хочет между

вами быть бо́льшим, да будет вам слугою; и кто хочет между

вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын

Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили,

но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Евангелие от Матфея, 20:26–28

 

КАМО ГРЯДЕШИ?

 

Симон Пётр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь?

Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь

за Мною идти, а после пойдешь за Мною.

Евангелие от Иоанна, 13:36

 

Эти слова получили продолжение в предании:

«Святой апостол Пётр находился в Риме, когда император Нерон начал гонение на христиан (64 г. по Р. Х.). Ученики апостола Петра уговорили его покинуть Рим, чтобы не лишиться пастыря. Из любви к ним Пётр согласился.

Выйдя из города, на древней Аппиевой дороге апостол встретил Иисуса Христа. На вопрос “Куда идешь, Господи?” (“Камо грядеши, Господи?”) Спаситель сказал: “Иду в Рим, на второе распятие”. Устыдившись, Пётр вернулся в город и принял мученическую смерть»15.

Так и в моей ежесекундной жизни. Начиная с мелочей, ткань жизни состоит из ситуаций, в которых надо бы отвергнуть себя, распять свою многоликую гордыню.

Насколько я уклоняюсь от этого труда,

от этой боли – настолько перекладываю её на другого.

Возможно – на Христа, возможно – на своих близких,

а возможно – на тех самых невинных младенцев, которых мы казним прямо в животах их собственных матерей.

 

Да, это возможно, что боль, которую мы не хотим испытать в борьбе с собой, перекладывается на эти хрупкие плечики. Учёные выяснили, что ребёнок в животе матери не имеет болевого порога. Он испытывает боль по максимуму.

 

А я, получается, своей самостью и гордыней одобряю,

поддерживаю, питаю дух абортного мышления на земле.

Это когда «успех», диплом, желание «пожить для себя»

или просто поблудить покупается болью невинного дитяти. Такой вот обмен, с далеко идущими последствиями.

 

«Дай кровь и прими дух», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов)16.

Когда человек до крови воюет со своей самостью –

Дух Божий приходит в сердце.

 

Когда сдаюсь без боя страстям – значит, кто-то, где-то прольёт за меня свою кровь. Но тогда и дух в моё сердце, в мою жизнь приходит совсем другой. И злобствует там, и командует: « Кто кем побеждён, тот тому и раб»

(Второе Соборное послание святого апостола Петра, 2:19).

 

Помоги, Господи, боль от обид, испытаний, ломку от неудовлетворенных страстей лучше мне с молитвой переносить САМОМУ, чем перекладывать на плечи другого.

 

ЦЕЛЬ

Возможно, если будешь нести свой крест,

особых скорбей в жизни и не будет. Но не это твоя цель.

Твоя цель – Царство Небесное. Со Христом.

 

ЗОЛОТО БОЛЕЗНЕЙ И СКОРБЕЙ

Мчится, например, человек на машине. Авария. Переворачивается. И тут он от всей души: «Господи, помоги! Господи, помилуй!» И Господь вот этот искренний крик, вопль от всего сердца слышит и часто помогает.

Р-раз и машина на колёса встала.

 

То есть получается, что эти экстремальные ситуации помогают нам к Богу обратиться. А в безопасно-сытом состоянии нам вроде ничего и не надо, и сердце спит.

 

И что сказать в этом случае?

  Помоги, Господи, или внутреннюю, духовную войну вести, или пусть хоть внешними скорбями сердце пробуждается.

 

Получается, что так, если уж честно говорить. Как ещё нас пробить? Как ещё сердце своё пробить? Вот ведь в какое положение попадаем. Господи, помилуй!

 

Как говорят знающие люди,

самое безопасное место при обстреле – в ванной. Можно залезть в неё вместе с детьми – убережёт от осколков.

Из дневника. 16.01.2015. Лилия Орлова:

«У меня всё слава Богу! Живу в Донецке и очень благодарна Богу за то, что живу в зоне АТО.

Раньше я слышала о Боге, читала Библию, но, как Бога Живого, не знала. И вот благодаря этой ситуации я реально вижу заботу Бога и Его любовь.

 

Моя семья на полном обеспечении у Него.

Теперь мы каждый раз, когда встаём, ложимся, идём

куда молимся и просим защиты и благословения.

 

Когда люди находятся в безопасности, они

не так часто говорят, да и просто помышляют о своих

духовных падениях и о том, что они угасают в вере и любви.

 

Казалось бы, что ещё нужно? Войны нет, есть всё необходимое для жизни: свет, вода, газ и тепло, работа и финансы. Можно свободно читать что хочешь и ходить в церковь. Почему не ценим то, что имеем?

 

Хочу сказать, что я тоже была из таких людей. Стыдно говорить, но факт. Я не ценила всего этого. Оказавшись в поле так называемого АТО в Донецке, могу сказать:

приезжайте к нам в Донецк – и вы всегда будете

в полной духовной готовности, тут не забудешь

помолиться и исповедаться, а в течение дня на языке

или просто в уме Иисусова молитва “Господи

Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного”.

 

Ежесекундное же ожидание смерти делает нас бодрее, грехи видны более отчетливо. Если ранее ты считал какой-либо грешок мелочью и не боялся гневить Бога, то сегодня и от него бежишь, как от града, и укрываешься в убежище, которое даёт наш Спаситель»17.

 

Весна, 2020 год. Италия, очередной вирус. Юлиан Урбан:
«Кошмар нарастает, как река, становится все больше и больше. Сначала больных было несколько, потом десятки, а затем сотни, и теперь мы больше не врач и, а сортировщики на ленте, и мы решаем, кому жить, а кого отправлять домой умирать...

 

Ещё две недели назад мы с коллегами были атеистами;

это было нормально, потому что мы врач и и мы знаем, что наука исключает существование Бога. Я всегда смеялся над моими родителями, идущими в церковь.

Девять дней назад к нам поступил семидесятилетний пастор. Он был добрым человеком, у него были серьёзные проблемы с дыханием, но у него была Библия, и он произвел на нас огромное впечатление, он читал ее умирающим, держа нас за руки…

 

Теперь мы должны признать: мы, как люди, достигли наших пределов, мы не можем сделать больше, каждый день умирает все больше людей. И мы измотаны, умерли двое наших коллег, другие заразились.

 

Мы поняли: здесь, где человеческие возможности достигли предела, нам нужен Бог, и мы стали просить у Него помощи... Мы разговариваем друг с другом и не можем поверить, как свирепые атеисты, теперь каждый день в поисках мира, просим Господа помочь нам заботиться о больных.

 

Вчера умер пастор; несмотря на то, что за последние три недели здесь было более ста двадцати смертей и мы все были полностью истощены, он сумел, несмотря на свое самочувствие и наши трудности, принести МИР, который мы уже не надеялись найти.

Пастор пошел к Господу, и скоро мы тоже последуем за ним, если так будет продолжаться….

Я не был дома шесть дней и не помню, когда я в последний раз ел, и я осознаю свою бесполезность на этой земле,

и я хочу сделать свой последний вздох, помогая другим.

Я счастлив, что вернулся к Богу, среди страданий и смерти моих собратьев»18.

Настоятель Михаило-Архангельского храма села Фащёвка Николай Кононович говорил, что если бы не сын Григорий,

с детства тяжело больной, то он, может, и не стал бы священником. Гришу Господь принял к Себе.

Но испытания не оставляют отца Николая. То болезни,

то гонения, то скорби. И надо видеть, как безропотно

и даже с радостью они переносятся. Какой нам пример!

 

МЕРА СТРАДАНИЙ

«Садовник срезает ветви, чтобы дерево быстрее росло и лучше плодоносило. Если он превысит меру и срежет лишнее, дерево засохнет.

Верь, что твоё страдание никогда не может превзойти меры. Бог наблюдает за каждым человеком заботливее

и милосерднее любого садовника.

Послушай, как рассуждает преподобный Нил Сорский:

Если горшечник знает меру предержания сосуда в огне, чтобы тот не лопнул, неужели Бог не знает меры наших страданий?– Верь, Господь имеет большее рассуждение, чем человек» (святитель Николай Сербский)19.

 

 

Из дневника.2009 год. Еду из Задонска в Хлевное. Навстречу человек с котомкой. Проехал. Чувствую, нехорошо как-то. Развернулся подвезти. Зовут Николай, идёт на источник. По виду – издалека, может, с Украины. «Мой адрес, – говорит, – Советский Союз». Сорок три года, болят руки. Был на источнике года три назад, помогло.

 

Идёт. Сумочка, баклажка воды, кусок хлеба, немного денег – и всё. Глаза просветлённые. Остановились у магазина:

– Может, еды какой, колбаски купить?

– Не, – говорит, – не надо.

– Что ж ты ешь?

– Хлебушек.

– Ну, может, молочка, кефирчика?

– Молочка, – говорит, – можно.

 

Доехали до источника святителя Тихона Задонского,

он обрадовался. Я его сфотографировал, дал чуть денег и уехал. Потом, чувствуя, что совесть не на месте, приехал на источник, но Николая там уже не встретил.

Фотография непонятным образом отовсюду исчезла.

Не могу найти, до сих пор жалко. Лицо очень светлое.

 

Потери, болезни, нищета, одиночество... Но есть огромное богатство у человека в самом скорбном его положении.

Возможность исторгнуть из сердца крик по поводу всей неправды своей жизни.

Которая, может, только в этом положении и стала видна.

Когда меньше зацепок за земное, становится ближе Небесное.

Становится легче отвергнуться себя, своих страстей

и привязанностей.

Легче пробить сердце беспощадным разбором полётов, легче изгнать из души гордыню, лицемерие, ложь.

Легче пролить в молитве горячие слёзы о своей душе

ко Христу Спасителю. И это может быть огромным богатством и подарком своей душе, своим близким, предкам, потомкам и всей Вселенной.

 

Всегда, при любой скорби, можно обратиться к Тому,

Кто умалил Себя до Крестной смерти. Изменил в Себе возможности человеческого сердца, чтобы и человек

мог наследовать Жизнь Вечную, следуя за Ним.

И тогда страницы смерти моей души будут превращаться

в страницы жизни. Помоги нам, Господи, спаси, Христос.

 

ЗАБОЛЕЛ – ЛЕЧИ СКОРЕЕ ДУШУ, ПОЛУЧИШЬ ДВОЙНУЮ ПОЛЬЗУ: И ОТ БОЛЕЗНИ, И ОТ ИСЦЕЛЕНИЯ

Из дневника. Весна, 2013 год. Впервые за пятьдесят пять лет здоровье конкретно подвело. Быстрая потеря веса, бледная кожа, после еды слабые, но изматывающие боли в животе, отказ от некоторых продуктов, бессонные ночи, уплотнение, перекатывание в желудке и так далее.

 

Хуже всего – ощущение полной беспомощности и невозможности остановить этот процесс.

Жизнь уходила из тела, как вода уходит из пруда, открывая дно-душу. А на этом дне, Господи, помилуй, среди ила и грязи, все мои дела – безбожная жизнь в самолюбовании, гордыне, блуде и прочем.

 

Так ужаснулся человек, что написал покаянное открытое письмо всем близким и дальним, попытался спихнуть себя с пьедестала из страстей и грехов. Наверное, это и стало,

по милости Божией, переломным моментом

в «истории болезни».

 

Дальше вот что происходит. Как-то ужинаем втроём.

Лена подаёт мне овсянку.

Полинка при этом произносит:

Кормить рак!

Немая сцена…

Лена переспрашивает:

Что ты сказала?

Полинка чётко, с той же интонацией, повторяет:

Кормить рак!

Полинке два с половиной года. Ни раньше, ни позже это словосочетание она не говорила. Слава Богу, такой вот «диагноз» через детскую душу.

 

Почитал про Тулио Симончини, итальянского онколога. Он утверждает, что природа рака – грибковая, кандидная. Почему-то кандида эта не переносит бикарбонат натрия (соду). Что я теряю? Решил попробовать.

 

Дня через три, наверное, впервые за полгода спал всю ночь. Довольно быстро исчезли признаки рака желудка. Месяца за два восстановился вес. Слава Богу, живу, для чего-то Господь оставил на Земле.

 

Так понимаю, главное даже не сода, а то, что человек ужаснулся, оглянувшись на свою жизнь под влиянием болезни. А соду и сейчас пью, кислотно-щелочной баланс, понимаешь! Наверное, всё это похоже на сказку.

Но собственный опыт куда дену?

 

И ещё. Печально, что мучаем себя, и близких, и врачей, избегая видеть первую причину болезней тела – свою больную, нераскаянную душу. С неё надо начинать.

 

ДИАЛОГ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ

Один человек получил помощь. А сам, в похожей ситуации, не помог другому. И сразу у меня появилось чувство права, даже обязанности, как-то наказать его. Также и я, согрешая, вызываю у людей желание наказать меня.

 

Тот же закон срабатывает внутри человека.

Появляется желание наказать СВОЮ худшую половину души, если она согрешила и тащит всю душу в ад.

Весы требуют равновесия.

 

Поэтому человек, вслед за совершённым грехом, часто сам наказывает себя. Делает как бы во вред себе. Но душа не заботится о здоровье или кошельке. У неё другая задача – войти в Царствие Небесное.

 

Исследуя свою жизнь, можно увидеть, как

происходит этот диалог преступлений и наказаний.

Причём в самой форме наказания часто скрыта расшифровка, намёк, в ответ на что пришло наказание.

 

Например, совершённое детоубийство, аборт, может вызывать у других, родившихся, детей желание всячески наказать родителей – строптивостью, вредными привычками, жестокостью, безволием, отчуждённостью.

 

В масштабах народа, давно поддающегося

на провокацию по «закону» истреблять своих детей,

разные искушения и наказания только нарастают.

И в глубине души люди знают, что согрешили и достойны наказания.

 

Что делать-то? – Для начала пересмотреть жизнь,

пытаться хоть как-то будить своё каменное сердце.

А разбуженному сердцу Господь и подскажет, и поможет.

И в народе всё доброе начинается с количества сердец, которые забьются в правильном, Евангельском направлении.

Есть один человек, которому надо рассказать о Боге так, чтобы он понял и изменил жизнь. Этот человек – я сам.

 

СЕМЕЙНАЯ ИСТОРИЯ

Ольга Подолян:

«В свое время супружеская жизнь моих родителей

и наше с сестрой детство было не очень веселым...

Папа пил, в наглую, без стыда, ходил “налево”, бранил и колотил маму, последние лет десять жизни не работал нигде.

 

Ругань и бессонные ночи были обычным явлением в нашей семье. (Укажу и то, что папа мой, Царствие ему Небесное, сам остался сиротой в двенадцать лет, после того как его отец забил до смерти жену и повесился сам.)

 

Но он никогда от нас не уходил.

Он нас любил. Был жесток, но любил.

В спокойные дни он был весел, любил что-то

мастерить, руки у него были золотые и трудолюбивые.

И, по всей видимости, эти моменты и придавали маме

сил и надежды претерпевать все то, что следовало за этим.

 

Поэтому истинны слова, что не надо смешивать человека, как образ Божий, и грех. Страсти искажают и уродуют все Божественное начало.

Нам с сестрой, ещё детьми, было невдомёк: почему мы

все это терпим, почему терпит мама?

 

Мы обвиняли и его в жестокости, и ее в том, что она не уходила и не прекращала весь этот ужас, а терпела.

Мы с сестрой ушли из родительского дома в замужество,

и мама осталась с ним одна, без той крохотной защиты, которую мы собой представляли.

 

Три года назад мама заболела раком груди, переживали все, а папа сказал, что, если с мамой что-то случится, ему без нее не жить. И в день, когда маму оперировали, папа дома умер. Он этого не пережил, не пережил самой мысли о том, что может остаться без неё.

 

Тридцать пять лет самоотречения, жизни только для детей и одержимого мужа, тридцать пять лет терпения, боли и надежды... Я многого не понимала. Не понимала,

пока не уверовала.

 

Правильно говорят, что для верующих нет вопросов, а для неверующих нет ответов. Когда приходит вера, всему

в жизни находится объяснение, а если не находится – надо просто подождать и просить Бога просветить и укрепить!

 

Семья – это маленькая Церковь. “Мученичество” на греческом означает “свидетельство”. Брак – это добровольное мученичество. Слава Богу за блага,

Им посылаемые, но слава Ему и за те скорби, которыми

Он нас укрепляет и ведёт к Себе!

 

Если человек оставляет тебя, ты можешь попросить его

не делать этого, попытаться вразумить, но заставить

не в силах, и тогда грех его на нем, а когда ты оставляешь человека – ты бросаешь свой крест.

Будет ли от этого утешение?

Вы сами знаете, что нет! Ибо кто душу свою положит

за ближних своих, тот её спасет! А кто свою душу уберечь хочет – тот её и погубит.

 

Свою мать безмерно почитаю и благодарна ей за ее пример женской преданности семье, верности мужу

и стоянию в своем мученичестве. От неё я никогда

не услышала ропота на свою судьбу и жертвенность.

 

Знаете, как иногда бывает? Люди жертвуют чем-либо,

 а потом только и слышишь: я ему (им) всю жизнь отдала,

я, бедная(ый), натерпелась… Поют себе оду, одним словом. Она не помышляла ни о другом мужчине, ни о другой семье, как могла, сохраняла свою. Папа покоится уже четвертый год, но она остаётся ему преданной, не принимая никакие проявления внимания к ней мужчин.

 

Тихо и скромно живет в её сердце

только всё хорошее, что связано с ним,

это чувство она свято хранит и не разменивает.

А я горько каюсь в том, что в детстве таила обиду на неё за то, что мы продолжали жить с папой, не утешала её,

а просила бросить всё; каюсь и за то, что не молилась о нём при жизни, не ведая, как страшно бесы его истязают.

 

Молюсь за его душу сейчас, буду молиться,

пока буду жить, добрыми делами поминать его имя

и надеяться на милость Божию к нему и ко всем нам.

Потому что верю: любовь победит! Она уже победила!»20

 

Духовная жизнь матери незаметно, бесшумно

помогает душам её детей.

Преподобный Паисий Святогорец21

 

Ещё про семью: «Мальчик в приюте для сирот нарисовал мелом на полу маму и лёг спать на ее руках»22.

Вероятно, и моим близким приходится дорисовывать то,

что не даю им в жизни…

 

ДУХОВНЫЕ ВЕСЫ

Наверное, Господь может положить чьи-то страдания на другую чашу, уравновесив мои грехи. Чьи-то страдания

за мои преступления.

А я в земной жизни даже не буду знать, и тот человек не будет знать. Но, наверное, в жизни будущего века мы встретимся и узнаем.

 

Наверное, это повторяется в миллионах случаев.

Происходит подобное сознательному подвигу Христа.

Если это так, то, творя беззакония, я должен понимать, что кто-то пострадает за мои злые дела.

Наверное, чаще те, кто ближе, кто соединён семейными связями.

 

Может, в этом так называемая проблема отцов и детей. Когда дети строптивы, дерзки, непослушны, потому что чувствуют, что страдают вследствие нераскаянности грехов родителей.

 

ПАПА И МАМА, ДЕДУШКА И БАБУШКА, ЛУЧШИЙ ПОДАРОК ДЛЯ МЕНЯ – ВАША ВЕРА В ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ ДУШИ

Мы надеемся на пенсию, но раньше пенсий не было – надеялись на детей, внуков. Конечно, хочется, чтобы дети-внуки тебя любили и заботились. А когда дети-внуки будут тебя любить? По-настоящему будут любить, когда будут чувствовать, насколько папа, мама, дедушка, бабушка заботятся не только об их теле, но и о душе.

Вот простейший пример такой заботы: вовремя сказать детям, внукам, да и всем другим,что аборт – это убийство родного дитяти.

 

«– Есть у вас дети?

– Как же, – отвечают, – сыновья и дочери.

– Как же вы хотите устроить их судьбу?

– Да так: сына хочу видеть инженером,

у него самого к этому наклонности,

дочерей замуж отдать за богатых и знатных людей.

– И вы думаете, что они будут счастливы?

– Конечно! – отвечают с уверенностью.

 

А о том, как постараться, чтобы дети стяжали Христа,

не думают. Говорят, все можно купить за деньги.

Только Христа ни за какие сокровища мира нельзя купить.

А без Христа нет жизни, нет спасения» (преподобный Варсонофий Оптинский)23.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: