Методическое пособие по теме

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

ВОРОНЕЖСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ)

 

 

Методическое пособие по теме

« Натюрморт. Декоративность и способы ее достижения.»

2 класс ДХШ,

количество часов 9

предмет «Прикладная композиция»

 

 

                                                                                      Выполнила:

                                                                                      Студентка 4 курса

                                                                                      Группы 4 «А»

                                                                                      Пожилых Е.А.

 

ВОРОНЕЖ 2020

 

Класс: 2 класс.

Тема: «Натюрморт. Способы организации пространства. Декоративность и способы ее достижения.»

Количество часов по теме: 9 часов.

Вид занятия: прикладная композиция.

Цель: создать декоративную композицию на тему «Натюрморт», с помощью стилизации формы и средств выразительности.

Задачи:

1) Обучающие:

Формирование умения стилизации формы (фрукты, предметы быта, драпировки);

Обучение созданию цветовой гаммы композиции.

2) Развивающие:

Развитие творческих способностей, художественного вкуса, чувства цвета и гармонии;

Развитие чувства пропорции, соразмерности, масштаба и материальности;

Развитие воображения и мыслительных способностей;

Закрепление знаний художественной деятельности.

3) Воспитательные:

Формирование внимания, наблюдательности, усидчивости и работоспособности;

Воспитание уважения к профессиональной деятельности художника.

Формирование навыков учащихся, художественно-эстетической оценки результата собственной изобразительной деятельности.

                                        Оборудование                                             

Для ученика: бумага формата А2, карандаши, линейка, ножницы, журналы, цветная бумага, клеящий карандаш, кисти, клей ПВА.

Для учителя: методическое пособие.

 

Литература:

1. Власов В. Г. Стили в искусстве. – СПб.: Лита, 1998. — 672 с.

2. Голубева О. Л. Основы композиции. – М.: Искусство, 2004.–117 с

3. Даглидян К. Т. Декоративная композиция – М.: Феникс, 2010. – 312 с.

4. Иттен И. Искусство цвета. – М.: Д. Аронов, 2004. —52с.

5. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. – М.: Владос, 2005.–144 с.

Электронный ресурс удаленного доступа:

1. История коллажа. Фотоколлаж. [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://ges-design.ru/service/collage/kollage-hist.htm

 

Ход выполнения методического пособия.

Лист №1 «Аналоги в технике коллаж с применением журналов».

Дайте определение «натюрморт» и какие виды натюрморта вы знаете. Натюрморт – это в дословном переводе с французского "мёртвая натура", т.е. изображение неодушевлённых предметов (домашней утвари, посуды, фруктов, цветов и т.д.). Возник этот жанр более 400 лет назад в Голландии и Испании.

Натюрморт бывает декоративный и живописный.

А также натюрморты различают по колориту (теплый, холодный), по цвету (контрастный, нюансный), по освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света), по постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный).

Сегодня на занятии мы будем выполнять работу на тему «Натюрморт» в декоративном стиле. Мы попробуем через средства выразительности (композицию, линию, пятно, цвет и фактуру) передать весеннее настроение. Работа будет выполнена в технике «коллаж».

Что же такое коллаж? Коллаж – это один из способов достижения декоративности, а именно технический прием в изобразительном искусстве, при котором на какую-либо основу наклеивают материалы, отличающиеся от нее цветом и фактурой.

Коллажи делятся на две большие группы: "объемные" и "плоские". В нашем случает коллаж будет плоским и сделан из журналов. Что бы понимать каков будет конечный результат нашей работы предлагаю взглянуть на лист «Аналоги коллажа из журналов».

Перед работой, важно разобраться в теме урока. Давайте подумаем, что у нас ассоциируется с весной? Цветы, солнце, май, красота и свежесть.

Весна – это самое необыкновенное время года. Весной оживает природа, после холодной и уже надоевшей зимы. Воздух наполняется непередаваемым ароматом цветов. Весенняя природа неповторима и очаровательна.

При создании весеннего натюрморта в технике коллаж мы будем использовать холодный колорит. Колоритом в натуре называется цветовой облик предметов, зависимый от световой среды, от собственного цвета предметов. Несмотря на то, что наш натюрморт будет декоративным, при его создании мы буем опираться на его реальный облик. Ощущение свежести и свободы, которое возникает у нас, когда наступает весна, можно передать через пастельные холодны тона. Назовите холодные цвета. (Синий, фиолетово-серый, изумрудный). Но поскольку в нашей постановке будут присутствовать цветы и фрукты мы будем также использовать и теплую цветовую гамму. Назовите теплые цвета. (Красный, желтый, оранжевый, коричневый).

В натюрморте главное – это гармоничное сочетание холодных и теплых оттенков и тональное объединение цветов. Но поскольку у нас декоративный натюрморт, то ключевую роль играет композиция постановки.

Слово «композиция» в переводе с латинского буквально означает составление, связывание, соединение частей. Композиция – это важнейший организующий момент художественной формы, придающий произведению единство и цельность.

В процессе создания декоративной композиции размещение и распределение изобразительных элементов происходит по определенной схеме логической последовательности, заложенной автором. Поэтому прежде чем, начать построение композиции давайте обратим внимание на схему «Основы композиции».

 

 

Лист №2 «Основы композиции».

Создавая произведение искусства, то есть гармонию, необходимо выполнить два ее непременных условия: первое – равновесие, второе единство и соподчинение. Таковы основные законы композиции.

Остановимся на композиционном равновесии. Это такое состояние композиции, при котором все ее элементы сбалансированы между собой. Равновесие зависит от расположения основных масс композиции, от организации композиционного центра, от пластического и ритмического построения композиции, от ее пропорциональных членений и от ее цветовых, тональных и фактурных отношений. Выделяют статическое и динамическое равновесие.

Статическое – это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее неустойчивой неподвижности (горизонтальная или вертикальная композиционная ось).

Динамическое – это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики (композиционная ось наклонена).

Равновесие по-разному проявляется в симметричных и асимметричных композициях.

Симметрия – это уравновешенное расположение форм относительно осей или точки, а асимметрия – отсутствие или нарушение симметрии. Человек всегда тяготеет к равновесию форм, что создает более полный психологический комфорт, но уравновесить симметричную композицию гораздо легче, чем асимметричную и достигается это более простыми средствами, так как симметрия уже создает предпосылки для композиционного равновесия.

Симметричное равновесие достигается, когда объекты, равные по визуальной массе, размещаются на равном расстоянии от точки опоры или оси в центре. Симметричное равновесие вызывает ощущение формальности

Асимметричное равновесие достигается, когда объекты по разные стороны от центра имеют одинаковую визуальную массу. При этом на одной половине может находиться доминирующий элемент, уравновешенный несколькими менее важными фокальными точками на другой половине. Асимметричное равновесие более динамично и интересно. Оно вызывает ощущение современности, движения, жизни и энергии.

Для достижения выразительности в декоративной композиции немаловажную роль играет ритмическая организация и взаимосвязь изобразительных элементов на плоскости.

Ритм как композиционный прием декоративно-прикладного искусства – это повторение элементов объемно-пространственной и плоскостной-орнаментальной формы и интервалов между ними, объединенных сходными признаками. Возможно ритмическое чередование различных фигур с убыванием или нарастанием каких-либо качеств (размеров, поворотов, меры сложности и т.д.).

Существует два вида повторности- метрическая и ритмическая (метр и ритм).

Метрический ряд (метрическая повторность)– характеризуется закономерным повторением одинаковых элементов и интервалов между ними.

Ритмические ряды (ритмическая повторность) образуются чередованием более выразительных элементов (акцентов) и менее выразительных — пассивных (интервалов).

В основном метрические композиции статичны. Ритм в отличии от метра придает композиции динамизм.

Для того, чтобы любая композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминанту, которая может состоять из нескольких элементов или одного большого, это может быть и свободное пространство – композиционная пауза.

Композиционный центр – наиболее заметный и вызывающий повышенный интерес участок картинной плоскости, а доминанта – главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные.

При организации доминанты важно учитывать законы визуального восприятия плоскости – доминанта всегда располагается в активной части, т.е. ближе к геометрическому центру композиции.

Также возможны два композиционных центра, но один из них должен быть ведущем, а другой подчиненным первому.

Тождество, нюанс и контраст являются классическими средствами композиции, с помощью которых решаются многие композиционные задачи.

Тождество – это равенство, совпадение одного или нескольких объективных свойств у различных форм (сходство элементов по размерам, форме и т.д.).

Нюанс – незначительное отклонение объективных свойств у двух или нескольких форм, при котором сходство их выражено значительно сильнее, чем различие.

Контраст – резкое количественное различие объективного свойства у форм, различие, доведенное до степени противопоставления. Контраст как противопоставление, борьба разных начал в композиции – всегда был одним из наиболее широко используемых средств в живописи, архитектуре, моделировании. Контраст в первую очередь проявляется в сталкивании предмета и пространства, объема и плоскости, а затем в отношениях между предметами, пятнами, линиями по размеру, по форме, цвету. Контраст подчеркивает свойства формы, делает их более впечатляющими.

Нюанс и контраст дополняют и обогащают друг друга, контраст подчеркивает нюанс, выявляет его игру, нюанс смягчает, дополняет контраст.

Помня основные законы композиции всегда нужно стремиться к устойчивому зрительному равновесию всех компонентов композиции в различных ее направлениях- вверх и вниз, вправо и влево, по диагонали. И композиция должна быть гармоничной с любого положения, в любом повороте.

 

Лист №3 «Цветовые гармонии».

Роль цвета в декоративной композиции натюрморта так же велика, как

и в живописном произведении.

Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов.

Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких друг к другу тонов или же из различных цветов, имеющих одинаковую светосилу. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью

Обратим внимание на схему «Контраст дополнительных цветов».

Название «дополнительные цвета» указывает на то, что каждый из пары цветов дополняет свой противолежащий до белого цвета. Наиболее удобной системой для анализа цветовых сочетаний можно считать спектральный круг, в котором цвета спектра располагаются последовательно, кольцом. Противолежащие по кругу дополнительные цвета будут простыми парами цветовых сочетаний. Они создают наибольший цветовой контраст. По мере того как мы переводим свой взгляд от одной части изображения к другой, окрашенной в дополнительный цвет, мы ощущаем, что краски в картине все больше и больше загораются. Это качество красок картины оставляет у нас ощущение цветовой гармонии.

Здесь уместно сказать о черной краске как наименее интенсивной и наименее яркой, поскольку в практике существуют разные, непримиримые точки зрения на применение этой краски; одни считают ее употребление недопустимым, другие ее превозносят. Черная краска, как яд в медицине, может вылечить и может убить; поэтому необходимо хорошо знать, когда и сколько ее нужно взять. Черная краска как наименее интенсивная должна употребляться на конечных стадиях работы в поверхностных частях красочного слоя, сдерживая и обогащая яркие нижележащие краски.

Теперь поговорим про нюанс и контраст в цвете.

Цветовая гамма бывает контрастной, с сильными переходами между светлыми и темными, серыми и насыщенными цветами, либо нюансной, на основе плавных и незначительных переходов между оттенками.

Если разместить все представленные оттенки на цветовом круге в виде точек, мы увидим, что расстояние между ними в нюансной и контрастной гаммах отличается.

Нюансные сочетания отличаются едва заметными цветовыми различиями, общностью цветового тона и воздействия, близостью свойств, цельностью. Нюансная гармония создает ощущение размытости границ и плавности переходов, сдержанностью и спокойствием. Нюанс заметней всего на светлых и ненасыщенных, приглушенных цветах. Нюансные сочетания пастельных тонов особенно эффектны, они подчеркивают рельеф, плавность переходов, игру света и тени.

Любое цветовое различие делится по контрастности на слабое, среднее и сильное. Слабый контраст образует нюансные сочетания, сильный – контрастные. Наибольшую степень контраста образуют максимально удаленные друг от друга, противоположные на круге цвета: черный-белый, оранжевый –голубой.

Для контрастной цветовой гаммы свойственны выраженные тоновые различия, резкие переходы. Контраст выделяет особенности и выразительность каждого цвета на фоне других. Характер контрастных гамм отличается активностью и динамизмом.

Контраст может быть выражен по одному или нескольким параметрам одновременно.

Виды контрастов:

· по светлоте

· по насыщенности

· по тону

Контрастные по светлоте тона располагаются на цветовом круге близко к черному и белому полюсам. Контраст по светлоте – базовый для человеческого восприятия и поэтому самый сильный, он используется как художественный прием, когда необходимо активное воздействие.

Контрастные по насыщению тона располагаются на цветовом круге с краю и в центре. Наиболее сильный контраст по насыщенности возникает между чистыми цветами и ахроматическими.

На примере таблицы рассмотрите сочетание цветов, которые вы можете использовать в своей работе исходя из колорита натюрморта.

Все ли понятно с цветом в работе? Продолжим.

 

 

Лист №4 «Средства выразительности в композиции».

В декоративной композиции важную роль играет, то насколько творчески художник может переработать окружающую действительность и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией.

Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы объемных и цветовых отношений.

Жанр натюрморт наиболее показателен и многообразен в плане изучения признаков декоративной стилизации. Натюрморт может быть декоративным за счет изменения формы объектов, использования активных цветовых контрастов, введения декоративного контура и др.

Стилизация может идти по пути максимального упрощения, а может, наоборот, за счет усложнения формы и активного наполнения изображения декоративными элементами.

Рассмотрим некоторые из способов стилизации:

· предельное упрощение предметов и даже доведение до определенных символов;

· частичный или полный отказ от объемной моделировки формы;

· усложнение формы изображаемого объекта: деформирование (плавная пластика или рубленые прямоугольные формы), заострение природной формы;

· изменение соотношения пропорций;

· деформация пространства, использование перспективных искажений.

· свободное размещение предметов в плоскости листа (изменение реального местоположения).

Также необходимо помнить про средства выразительности в композиции. Назовите какие основные средства выразительности вы знаете?

Линия – один из основных формообразующих элементов, она наиболее точно передает характер очертания любой формы. Линия выявляет не только границы формы, но и эмоции художника. Линии подразделяются на три типа: прямые – вертикальные, горизонтальные, наклонные кривые.

В отличие от линии пятно, как, правило, заполняет большую часть графической плоскости. Пятно чаще работает на силуэт, поддерживает линию в листе, организует плоскость листа, работает в контраст белому.

Модуль применяется для создания фактур, разнообразия светлого и темного, получаемых за счет уплотнения и разрядки расстояний между модулями. Модуль может изменяться не только по размеру, но и по тону, и по цвету.

Растр – это точечная, линейная структура графического изображения простого рисовального или графического знака, многократно повторяемого в определенной последовательности. Растровые структуры могут быть нерегулярными, с различными и хаотично расположенными ячейками.

Фактура и текстура представляют собой активные средства художественной выразительности. Фактура создаёт зрительный образ формы и выступает одним из источников осязательной информации. В сочетании с формой фактура объема или пятна может значительно усилить воздействие на зрителя, на его чувственно-эмоциональное восприятие, вызвать определенные образы, воспоминания, ассоциации.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, выделим основные задачи, которые следует решить в работе над декоративным натюрмортом:

1) максимально обобщать участвующие в композиции элементы в плоской форме (стилизовать);

2) определить общую светлоту и распределение тоновых пятен;

3) обобщать композицию, подчеркнув орнаментально-ритмическую основу натюрморта, выявить композиционный центр, уравновесить части.

Изучив и повторив основные законы и средства выразительности композиции, мы можем приступать к практической части нашего занятия.

 

 

Лист №5 «Эскизы».

И первым этапом в практической части будет построение композиции в виде эскизов.

Наша задача на данном этапе найти хороший ракурс, сделать ряд поисковых эскизов с натуры и попробовать стилизовать их под коллаж.

Можно построить натюрморт на плавной тягучей пластике силуэтов кувшинов и драпировок, используя мягкий и ненавязчивый контур. А можно взять за основной композиционный принцип рубленные прямоугольные формы с динамикой линии, наполняя их упрощенным геометрическим декором.

Необходимо уже на этапе эскизов думать о цельности листа, чтобы композиция не перенасыщалась множеством элементов и декором.

Так же надо определиться с композиционным центром и как он будет выделен в нашей работе, тоном, цветом или формой.

То есть сделать так, чтобы задуманный вами композиционный центр был явно темнее, или явно светлее остальных элементов на картине, тогда в работе будет акцент и внимание зрителя будет сосредоточено на главных элементах постановки.

Предлагаю вам в течении урока обращать внимание на аналоги натюрморта, что бы вы имели наглядное представление об исполнении декоративных натюрмортов в технике коллаж.

 

 

Лист №6 «Эскизы в цвете».

После того как мы сделали эскизы в карандаше и выбрали лучший ракурс, нам необходимо определиться с цветовым решением.

Здесь мы используем все наши знания о цветовых гармониях.

Цветовая композиция – это совокупность цветовых пятен, организованных по какой-либо закономерности и рассчитанных на эстетическое впечатление. В зависимости от количества цветов и оттенков, входящих в цветовую композицию, выделяют следующие виды композиции.

Монохромные композиции: в таких композициях доминирует один цвет. Монохромное цветовое сочетание - основывается на сочетании цветов одного цветового тона, при наличии оттенков с различной светлотой и насыщенностью. Подобные композиции спокойны, уравновешенные, сдержанные, но при этом статичные. Динамику подобной композиции можно придать, создавая сильные контрасты по светлоте и контрасты по насыщенности между цветами. Монохромные композиции являются самыми простыми.

В контрастных композициях используют противоположные в цветовом круге цвета. О таких цветах мы говорили в начале урока. Контрастные сочетания не должны быть слишком яркими. Хорошо смотрятся сочетания светлых оттенков выбранного цвета в композиции, выдержанной в пастельных тонах.

Например, розовый с неярким голубым, лиловый с желтовато-коричневым. Можно также использовать сочетание светлого оттенка одного цвета с темным оттенком контрастного цвета.

Полихромные композиции иначе называют многоцветными, или радужными. В них используют цвета из разных или даже из всех частей цветового круга. Здесь важно избежать чрезмерной яркости. Поэтому лучше использовать более приглушенные оттенки.

 

Лист №7 «Эскизы в разных материалах».

Одним из главных этапов является определение техники, в которой будет выполнена данная работа.

Как только мы определились с композицией и цветом, то надо подумать и о способах достижения цели нашей работы.

Декоративный натюрморт можно сделать гелиевой ручкой (черно-белый вариант) или акварелью (многоцветная композиция), а можно сделать гуашью (монохромная композиция). Но мы будем делать натюрморт в технике коллаж.

Особенностью коллажа является способность или выделить основную мысль изображения, или наоборот – закамуфлировать ее, средствами цвета, фактуры используемых материалов.

 

 

Лист №8 «Инструменты».

Изобразительная работа начинается с подбора инструментов. От того, как оборудовано рабочее место, во многом зависит не только технический, но и творческий успех. Поэтому давайте проверим все ли инструменты у вас на месте. Как вы думаете, какие инструменты нам необходимы? Для первых этапов нам понадобятся мягкие карандаши и ластик, а для создания коллажа необходимы кисти, жидкий клей ПВА, клеящий карандаш, линейки разной длины, канцелярский нож и ножницы.

Поскольку ножницы и нож — это режущие инструменты, то надо помнить технику безопасности при работе с ними, а именно:

· при работе внимательно следите за направлением резания;

· не держите ножницы лезвием вверх;

· не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями;

· передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

Помимо инструментов надо помнить о материалах. Для нашего коллажа мы будем использовать только журналы, но также можно сочетать их с цветной бумагой и гофрированным картоном.

Продуманный подбор материалов и инструментов – начало успешной работы.

Теперь посмотрите на вариант моей композиции натюрморта и поэтапное ведение работы.

 

Лист №9 «Линейное построение натюрморта».

Первое что мы сделаем на формате А2 – это по линейке отчертим границы нашего коллажа, размеры работы – 30*45. Далее по выбранному эскизу мы делаем линейное построение натюрморта.

Мы наметим расположение главных элементов композиции (ваза с цветами, тыква, кувшин и корзинка), определим линию горизонта и передний план. Установим примерные пропорции предметов по отношению друг к другу.

Необходимо создать композиционное равновесие, что бы предметы не были слишком маленькие или наоборот не помещались в рамки листа. Так же необходимо обратить внимание на передачу объемных форм.

В декоративном жанре объем показывается условно, минимальной моделировкой или темным пятном в теневой части. Добиться плоскостности в композиции можно, используя членение на части, поэтому разделим предметы и фон на плоскости еще на этапе линейного рисунка.

 

 

Лист №10 «Этапы создания коллажа».

Следующий этап нашей работы – это цвето-тональный разбор и проработка самого яркого предмета и его окружения. Мы находим в журнале фрагмент или картинку нужного нам цвета и оттенка. Необходимо заранее нарезать самые главные группы цветов. Начинаем клеить вырезанные части примерно по нашему линейному контуру.

Поскольку самый яркий предмет по цвету в нашем натюрморте – это тыква, то следует начать с нее. Параллельно вместе с тыквой необходимо прорабатывать ее окружение, а именно синюю драпировку и кувшин. Как только мы довели один элемент до законченности, то можно переходить к второстепенным предметам.

Что бы работа велась цельно, надо разобрать большие локальные по цвету плоскости (правильно определить тон и цвет). Аккуратно клеим журналы в местах синей и светло фиолетовой драпировок.

Тем самым, к концу этапа мы почти полностью закончили фон, и дальше можем прорабатывать основные элементы нашей композиции, учитывая тон и контраст, между предметом и фоном.

Последующим этапом в создании коллажа будет моделировка вазы. Надо точно определить цвет и тон предмета по отношению к фону.

 

 

Лист №11 «Этапы создания коллажа».

Затем наступает один из самых сложных – этапов начальная проработка букета. Мы полностью завершаем фон и приступаем к одному из главных предметов постановки.

Ваза с цветами должны выделяться на фоне, хотя цвет вазы и фона схож, но мы делаем вазу светлее и более изумрудней.

Все вырезки из журналов для определенного участка должны быть максимально схожи, что бы издалека казалось, что это один кусок. Таким образом мы должны создать красивый орнамент из фрагментов журналов с плавным переходом.

Вместе с вазой начинаем прорабатывать букет (с краев, чтобы определить цвето-тональные отношения цветов к фону).

Следующим этапом, легко догадаться, будет – цвето-тональный разбор букета. На этом этапе мы полностью завершаем создавать образ весеннего букета, прорабатываем основные массы цветов, не детализируя.

Очень важно идти по нашему линейному рисунку и стараться не наклеивать вырезки большого размера, которые перекроют линию границы.

Предпоследним этапом коллажа будет моделировка корзинки. Это один из самых сложных предметов нашей композиции, потому что он состоит из множества ломаных линий и разделен на прямоугольные ячейки, которые показывают плетенную фактуру корзины. Хоть корзинка находится на второстепенном плане, ее надо выделить, что бы она не слилась с задним фоном по тону. А также необходимо сделать намек на светотень, хоть у нас и декоративно-плоскостной натюрморт.

Когда все основные объекты нашей постановки сделаны, в работе остаются небольшие пустые и недоработанные места.

Конечные стадии – важная и ответственная часть работы, завершающая ее; в это время уже виден результат. Все изображение оценивается в значительной степени по тому, что сделано в конечных стадиях. Мало хорошо начать работу, нужно ее хорошо закончить.

Конечные стадии сводятся к двум видам изобразительной работы: к обобщению и детализации. Детализации по большей части подлежат главные места изображения, на которые сосредоточивается внимание зрителей, так как эти места имеют основное познавательное значение и раскрытие их требует более глубокой разработки; обобщению подлежат главным образом второстепенные места изображения.

 

 

Лист №12 «Детальная проработка предметов натюрморта».

Детализация – самая сложная в техническом отношении стадия. Деталь должна быть нанесена свежо, решительно, убежденно; только тогда она способствует выразительности изображения.

Нам осталось сделать хвостик у тыквы и немного детализировать букет. Надо помнить, что тыква главный предмет, и стараться что бы хвостик тыквы не потерялся на фоне кувшина.

Итак, детализация – завершающая стадия работы. Детальной разработке подвергаются наиболее ответственные места изображения. Детализацией выявляется центр композиции, на котором сосредоточивается внимание зрителей.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: