Методика формирования у умственно отсталых учащихся умений пользоваться чертежным принадлежностям и решать задачи геометрического содержания

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

По дисциплине: Основы математики с методикой обучения

Тема работы: Формирование у учащихся старших классов геометрических понятий

Цель работы: ознакомить студентов с методами, приемами, средствами формирования геометрических знаний у учащихся старших классов вспомогательной школы, показать основные направления работы по закреплению данного материала в процессе практической и бытовой деятельности школьников, формировать умение организовывать работу над геометрическими фигурами и телами.

Теоретическая часть

Содержание геометрического материала, который предлагается для изучения в старших классах вспомогательной школы. Какое место занимает раздел «Элементы наглядной геометрии» в программе по математике для старших классов?

В соответствии с программой вспомогательной школы учащиеся изучая наглядную геометрию знакомятся,

во-первых:с геометрическими фигурами: точка, отрезок, круг, многоугольник и т.д.) и геометрическими телами (шар, прямоугольный параллелепипед, в частности, куб, цилиндр и др.), их элементами, свойствами, моделированием;

с взаимным расположением фигур и геометрических тел (предметов) на плоскости и в пространстве;

с величинами (длина, площадь, объём) и единицами мер (линейными, квадратными, кубическими).

С инструментами для измерения и вычерчивания геометрических фигур (линейка, рулетка, чертёжный треугольник, циркуль, транспортир);

Во – вторых - приобретают навыки измерения, вычерчивания и моделирования фигур;

В – третьих - учатся полученные знания связывать с жизнью, например, узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические формы и применять знания при изучении других учебных предметов.

Геометрический материал в программе по математике в вспомогательной школе расположен концентрически. Почти на каждом году обучения учащиеся возвращаются к уже изученной геометрической фигуре, но знания о ней расширяются, углубляются, систематизируются.

Эффективность изучения геометрического материала обеспечивается правильной организацией его изучения. Особенностью расположения материала в программе является «забегание» вперёд. Такой же подход прослеживается и при формировании понятий о геометрических фигурах и их свойствах, свойствах и законах арифметических действий и других понятий. Например, 5-м классе знакомятся со смежными сторонами и диагоналями прямоугольника, в 6-м классе прямоугольник рассматривается как частный случай параллелограмма, в 7 -8 классах даётся понятие о площади прямоугольника; в 9 классе любые прямоугольник и треугольник выступают в роли граней различных геометрических тел: любого параллелепипеда, пирамиды. Вычисляя площади боковых поверхностей тел, школьники вычисляют площади этих фигур.

Учитывая, что учащиеся школы VIII вида склонны к медленному запоминанию и быстрому забыванию. Программа предусматривает наряду с изучением нового материала небольшими порциями постоянное закрепление и повторение изученного. Программа каждого класса начинается с повторения основного материала предыдущих лет обучения. Причём повторение предполагает постепенное расширение, а главное, углубление ранее изученных знаний.

Основные свойства геометрических фигур и тел, которые изучаются в старших классах.

Во вспомогательной школе в старших классах дети знакомятся с шаром, кубом, брусом, с элементами куба и бруса: вершина, ребра, грани. Знакомим учащихся с гранями, ребрами, вершинами, их количеством. Свойствами граней куба: грани куба – квадраты равны между собой. Грани бруса – прямоугольники, в том числе квадраты. Сопоставление геометрических фигур и тел.

Учитель сообщает новое название бруса – параллелепипед. Обращает внимание на параллельность одних и перпендикулярность других ребер параллелепипеда. Учащиеся доказывают параллельность одних и перпендикулярность отдельных ребер. На основе наблюдений и практических умений учащихся приводится к выводу, что «брус» – это параллелепипед.

Учитель на моделях, на предметах имеющих форму параллелепипеда знакомит учащихся с длиной, шириной и высотой параллелепипеда. Учащиеся показывают длину, высоту.

Учащиеся с нарушениями интеллекта с данным материалом знакомятся, начиная с 5-го класса.

Объясните роль наглядности при изучении геометрического материала в старших классах вспомогательной школы.

В качестве наглядных средств используются модели геометрических фигур, тел, изготовленные из цветного картона или плотной бумаги, дерева, пластмассы и других материалов (многоугольники, углы, круги и окружности, параллелепипеды, пирамиды, конусы, цилиндры, шары и т. д.), плакаты с изображением фигур, реальные конкретные предметы, которые по форме тождественны или имеют сходство с изучаемым* геометрическими фигурами, чертежи всех геометрических фигур, тел, единицы измерения длины, площади, объема (там, где возможно, в натуральную величину), таблицы соотношения этих мер, единицы измерения площадей и объемов геометрических фигур,) наборы игр (геометрические мозаики, домино, лото, строительные конструкторы), диафильмы, кодоскопы и др. ТОО.

Преподавание элементов геометрии невозможно сделать действенным, если учащиеся только наблюдают работу учителя ил одного из товарищей с наглядными пособиями. Каждый учени? должен на уроке математики работать с раздаточным геометрическим материалом. Поэтому наборы раздаточного дидактического материала должны находиться и у учащихся, и у учителя. Наряду с геометрическими фигурами в качестве раздаточного материала используются полоски бумаги, палочки разной длины, пластилин.

При изучении геометрического материала широко применяютс? также измерительные и чертежные инструменты (как классные,] так и индивидуальные): линейка, рулетка, циркуль, чертежный треугольник, транспортир. При изучении отдельных тем полезно использовать модель раздвижного угла, треугольника, модели еди-1 ниц измерения площади и объема и др.

Методика формирования у умственно отсталых учащихся умений пользоваться чертежным принадлежностям и решать задачи геометрического содержания.

Формирование измерительных и чертёжных навыков осуществляется в определённой последовательности (поэтапно):

1этап - показ действия учителем с комментированием его выполнения;

2этап - выполнение этого действия учеником совместно с учителем или под его руковод ством; громкое «проговаривание» учеником этап приёмов выполнения действия

3этап - самостоятельное выполнение действия учеником (учитель контролирует его правильность); объяснение приёмов работы с помощью наводящих вопросов;

4этап - автоматизация навыка путём многократного повторения действия; умение самостоятельно объяснить приёмы работы.

Выполнение измерительных и чертёжных работ необходимо связывать с закреплением теоретических знаний. Для этого используются задания, связанные с построением фигур, равных данным (построить параллелограмм, равный данному (предъявляется либо чертёж, либо модель аналогичной фигуры)). Выполнение такого рода заданий возможно при актуализации всех теоретических знаний о данной фигуре. Учащиеся должны чётко представить себе необходимые и достаточные для построения фигуры данные, уметь снять нужные размеры. Должна быть чёткая согласованность речевой и предметно – практической деятельности. Такого характера задания могут выполнять учащиеся с лёгкой формой умственной отсталости, которым доступен 1 уровень усвоения программных требований по математике.

Объясните последовательность и методику организации работы по изучению в 5-10-х классах основных геометрических фигур: - угол; - круг, круг; - треугольники; - квадрат, прямоугольник.

В старших классах, кроме умения выделить, подсчитать число элементов геометрической фигуры или тела, от учащихся требуется описать основные свойства их элементов (равенство всех сторон и всех углов квадрата, равенство противоположных сторон и всех углов в прямоугольнике и т. д.). Пользуясь такой схемой, учащиеся запоминают ее, и им уже не требуется задавать дополнительных вопросов. В старших классах учащиеся должны уметь называть линии, которые можно провести в фигуре (радиус, хорду, диаметр, высоту и т. д.).

При целенаправленно организованных наблюдениях ученики способны подметить также общие признаки, т. е. существенные свойства фигур, и отвлечься от несущественных. Например, для треугольника существенным признаком является наличие трех углов (сторон, вершин), несущественным — длина сторон, положение, материал; для угла существенным признаком является наличие двух лучей, которые исходят из одной точки — вершины угла, а несущественным — направление лучей, длина.

Очень важно при изучении геометрических фигур варьировать несущественные признаки геометрических фигур, подчеркивая при этом, что существенные признаки остаются неизменными. Например, при изучении свойств квадрата с учащимися проводится лабораторно-практическая работа, которая состоит в следующем. Каждый ученик получает квадрат; учитель обращает внимание детей на то, что каждый из них получил разные по цвету, размеру, изготовленные из разного материала четырехугольники; учащимся предлагается измерить все углы четырехугольника (квадрата); устанавливается, что, несмотря на то что у всех квадраты разные, углы всех фигур прямые. Далее учитель просит измерить стороны. Учащиеся убеждаются, что стороны одного и того же квадрата равны. Далее учитель показывает квадраты разных цветов (желтые, зеленые и т. д.), разного размера (большие и маленькие), изготовленные из разных материалов (деревянные, пластмассовые и т. д.), в разном положении и обращает внимание на то, что все несущественные признаки не влияют на основные свойства фигуры. Однако, если изменить хотя бы один существенный признак в квадрате (и в любой другой фигуре), то получится уже другая фигура. На модели квадрата, сделанной из палочек одинаковой длины, учащиеся пытаются изменить существенные признаки, например длину одной или двух сторон, величину углов. Получается уже новая фигура. Различные упражнения по моделированию фигур из палочек, полосок бумаги помогают учащимся лучше усвоить основные свойства фигур, понять существенные признаки, которые лежат в основе определения фигур.

Важно, чтобы и сами учащиеся, особенно в старших классах, упражнялись в варьировании несущественных признаков при постоянстве существенных признаков и приводили примеры, когда изменение существенных признаков приводит к видоизменению фигуры. В этих случаях полезны упражнения с моделями фигур, выполненными из проволоки. На них можно быстро изменить величину угла, размеры сторон. Учащиеся смогут наблюдать, как изменения свойств элементов фигуры отражаются на фигуре в целом. Полезны практические упражнения с палочками на достраивание фигур, например такие: «Три палочки образуют часть фигуры; что нужно сделать, чтобы получился квадрат (прямоугольник)? Какую фигуру можно построить из одной, двух, трех, четырех, пяти палочек?» И т. д.

Весьма полезно и в младших, и в старших классах моделирование из геометрических фигур различных предметов, например домика, машины, флага, елочки, вертолета, тележки и человечка, лесенку, Буратино и т. д. Дети делят геометрические фигуры линиями на части, разрезают, а потом конструируют знакомые геометрические фигуры. Необходимо работать и с конструктором. Эта работа развивает соображение, смекалку, формирует геометрические представления, совершенствует и развивает пространственные представления.

Характеризуя элементы фигур, их свойства, учащиеся должны назвать признак сходства или различия. Например: «У прямоугольника и параллелограмма по четыре стороны, противоположные стороны этих фигур равны и параллельны. В этом сходство прямоугольника и любого параллелограмма. У прямоугольника и любого параллелограмма по четыре угла. В этом сходство фигур. У прямоугольника все углы прямые, у любого параллелограмма два противоположных угла тупые, а два других — острые. В этом различие прямоугольника и любого параллелограмма».

Большое значение при изучении геометрического материала имеет лабораторно-практический метод. С помощью этого метода учащихся можно подвести к определенным выводам и обобщениям. Этот метод может быть использован, например, для того, чтобы дать учащимся знания о сумме углов в треугольнике. Учитель предлагает начертить произвольный треугольник или взять модель готового треугольника. Ученики измеряют с помощью транспортира углы треугольника и находят их сумму. После практической работы каждый учащийся называет сумму углов треугольника. Сумма углов треугольника равна 180. У всех учеников были разные треугольники. Ученики на основании практической работы приходят к выводу, к формулировке правила. Этот п} познания называется индуктивным путем. От частного, конкретного учащиеся приходят к общему. Индуктивный путь часто используется при знакомстве учащихся с новым материалом как в младших, так и в старших классах школы VIII вида.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Предмет: Математика

Класс: 6

Тема урока: Геометрические тела

Цель урока: Познакомить с новым понятием геометрическое тело, названием геометрических тел (куб, брус).

Задачи урока:

образовательные – научить узнавать и различать брус и куб на основе изготовления моделей параллелепипедов из разверток;

коррекционно-развивающие – корректировать наблюдательность, произвольное внимание, учить пользоваться полученными знаниями, устанавливать причинно-следственные связи, использовать математические термины в связной речи;

воспитательные – воспитывать самостоятельность в творческой деятельности, уважительное отношение к одноклассникам.

Оборудование: демонстрационный материал (плакаты, модели геометрических тел), карточки с заданиями.

 


Этап урока Время Содержание урока Деятельность ученика
Организационный момент. 2 мин - Здравствуйте, ребята. - Прозвенел для всех звонок, Начинаем наш урок. - Встали около своих мест. Руки опустили. Успокоились. Сядет тот, кто назовет геометрическую фигуру - Проверьте свою готовность к уроку. Вижу, что вы готовы! Сегодня будет необычный урок. Кто догадался, чем? Как мы можем назвать все понятия, которые мы назвали? Верно, а на каком уроке мы с вами изучаем геометрические фигуры?   Приветствуют учителя. Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание. Отвечают на вопросы.
Введение в тему 6 мин - Чтобы было легче изучать новое, начнём мы с повторения, Работаем устно. Ответьте на вопросы: 1) Самая простейшая геометрическая фигура – это... 2) Отрезок – это... 3) Периметр – это... - Сейчас будьте внимательны! Я проговорю определение геометрической фигуры, в вы должны будете сказать о какой фигуре идёт речь. (Учитель вслух говорит понятие прямоугольника и квадрата) Хорошо. Молодцы! Работали дружно, вы знаете и различаете геометрические фигуры. Хочется особенно отметить ….(оценивание одного-двух учеников за правильность ответов и активность). Отвечают на вопросы.   Устно выполняют задания.   -Прямоугольник.   -Квадрат.
Сообщение темы и задач урока 6 мин  - Переходим к теме сегодняшнего урока. А как звучит тема урока, вы узнаете, решив примеры, и заполнив таблицу. - Какие слова получились Проговорите их. - Тема нашего сегодняшнего урока «Брус. Куб». - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с геометрическими телами брус и куб. Чтобы достичь поставленных целей и задач, выполнить весь план и получить положительные отметки вам нужно быть активными, внимательными наблюдательными, стараться быть самостоятельными и отвечать полными ответами. - Я уверена, что знания, которые вы получите на уроке, будут вам полезны. Вы станете внимательнее и наблюдательнее. - Мы с вами повторили геометрические фигуры, переходим к следующему этапу. Отвечают на вопросы.   Тема:   «Брус. Куб».
Актуализация знаний 7 мин Оформление работы в тетради. - Посмотрите на доску. Назовите сегодняшнюю дату. Назовите вид работы. (Классная работа) - Запишите в тетради число, классная работа, тему урока: Брус. Куб. Брус часто называют прямоугольный параллелепипед. Два названия одного геометрического тела. (Учитель демонстрирует плакат Брус=Прямоугольный параллелепипед) - Так как ещё называют брус? Прочитайте название. Будьте внимательны, это сложное и длинное слово. - Мы записали тему урока. Переходим к следующему этапу. -Ребята, посмотрите на экран и назовите предметы, которые нас окружают. Чем они похожи? Какие у них общие признаки? - Верно.Предметы могут быть сделаны из разного материала и окрашены в разные цвета, отличаться мелкими деталями, но по форме они напоминают друг друга. - Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием – геометрическое тело. Мы уже знаем одно понятие – геометрические фигуры. - Назовите геометрические фигуры, которые вы знаете? (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник). Рассмотрим геометрические тела: куб, брус (Демонстрация моделей и плаката) Раздать бруски и кубики учащимся. - Берём брус (куб) в руки, прикладываем к листку бумаги и обводим одну из сторон. Затем остальные. На что похоже? На какую фигуру? - Делаем вывод: КУБ – геометрическое тело, каждая грань которого похожа на квадрат. БРУС – геометрическое тело, каждая грань которого похожа на прямоугольник. - Почему брус называют именно прямоугольным параллелепипедом? Геометрические фигуры – плоские. Геометрические тела – объемные. Называют дату, вид работы.   Оформляют работу в тетрадях, следят за посадкой при письме.   Дети отвечают на вопросы, выполняют инструкции учителя.   - Предметы имеют похожую форму.   - На прямоугольники.   - На квадраты.   - Потому, что он составлен из прямоугольников
Физминутка 2 мин. - А теперь я предлагаю вам отдохнуть и перейти к следующему этапу урока – физминутке, которая пройдёт в виде творческого задания. Я поделю вас на три группы, каждой из которых необходимо будет построить сооружение. При «строительстве» вы будете использовать кубики в форме геометрических тел. На эту работу вам даётся 2 минуты. Выполняют движения.
Закрепление изученного материала 15 мин - Хорошо, молодцы! Какие уже знакомые вам геометрически тела вы использовали при «строительстве»? Рассмотрим брус более подробно. Поверхность его состоит из 6 прямоугольников, которые называются гранями. Стоит запомнить, какая грань как называется: та грань, которая обращена к нам называется передней, точно такая же грань имеется сзади - это задняя грань, боковые грани - левая и правая. Та грань, которая сверху, называется верхняя, а грань, на которой фигура стоит, называется нижней или основанием. Стороны граней называются рёбрами, а точки пересечения сторон –вершинами. - Ребята, у вас на партах лежат листочки с изображением бруса и куба, ниже таблица. Элементы Ку Брус Грани Квадраты – 6 Прямоугольники – 6 Ребра Отрезки – 12 Отрезки – 12 Вершины Точки – 8 Точки – 8 - Заполните таблицу: Юля, Лиза, Данил и Коля запишут количество вершин, Вика Миша, Максим и Карина количество вершин и ребер, а Даллер, Наташа и Паша количество вершин, ребер и граней. Работа в парах. Даю вам 1-2 минуты. Кто выполнит задание, поднимет руку. - Молодцы ребята, с задачей справились. А теперь вклейте таблицу в тетради. - Ребята, скажите, а можете ли вы сами сделать брус или куб? Как? - Чтобы понять, как нужно правильно изготовить брус или куб, мы сейчас его развернем и посмотрим на него в развернутом виде. Получилась «развертка», от слова «развернуть». - С помощью развертки мы с вами сможем сделать модель бруса или куба. Для изготовления модели развертку необходимо согнуть по пунктирным линиям, язычки аккуратно промазать клеем.   Выполняют инструкции учителя.   Изготавливают модели.
Домашнее задание 2 мин - А сейчас откройте дневники, запишите домашнее задание (на доске - С. 179, № 707 (1,2,3). Записывают дифференцированно домашнее задание в дневники.
Итог урока 5 мин. - Подведем итоги. - Какую тему мы сегодня изучали? - Приведите примеры предметов, имеющих форму бруса. - Какую форму имеют грани бруса? - Какую форму имеют грани куба? - Ребята, вы были дружными, активными, проявили старание, правильно отвечали на мои вопросы, выполнили все, что было запланировано. Оценивание. Молодцы! Спасибо за урок! Отвечают на поставленные вопросы.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: