Кодекс профессиональной этики педагога

Практическое занятие №15

Тема: Принципы профессиональной этики общения

Цель: формирование представлений об этике и этических принципах общения.

 

Главной сферой реализации человеком своих деловых и личностных качеств является трудовой коллектив. Как бы ни был регламентирован трудовой процесс, какими бы жесткими ни были экономические взаимосвязи людей, каждый из них должен соблюдать общепринятые этические, нравственные нормы поведения. Издавна в трудовой морали выделяется профессиональная этика, которая определяет этические принципы и нормы поведения людей в рамках конкретного вида трудовой деятельности. Профессиональная этика отражает особенности нравственного сознания, взаимоотношений и поведения людей, обусловленные спецификой профессиональной деятельности.

 

Под этикой принято понимать:

1.Этика - учение о нравственности, морали.

2.Этика - совокупность норм поведения.

Этические нормы – это система общих ценностей и правил этики, соблюдения которых организация требует от своих сотрудников.

Этические нормы – это совокупность правил речевого общения (поведения), которые обеспечивают гармонизацию интересов общающихся.

Этические нормы предполагают такое речевое общение, которое опирается на основные этические понятия, такие как «добро», «долг», «совесть», «ответственность».

Практические задания

 

Задание 1

Изучите Кодекс профессиональной этики педагога, определите основные принципы профессиональной этики общения(записать в тетради).

Задание 2

Дайте несколько определений сущности понятия педагогического такта:

· Быть приветливым - это значит…

· Быть внимательным - это …

· Быть предупредительным - это значит…

· Быть бескорыстным - это…

· Быть вежливым - это значит…

· Быть тактичным - это…

· Быть справедливым - это…

· Быть доброжелательным - это значит…

· Быть требовательным - это…

 

Задание 3

Прочитайте типичные нарушения педагогического такта:

1) непоследовательность педагога в своих требованиях, расхождение указаний;

2) излишняя строгость педагога, которая исключает установление благоприятного психологического контакта с воспитанниками;

3) многословие педагога в процессе воспитывающего воздействия, которое снижает действенность педагогического влияния;

4) однообразие воспитывающих высказываний и недостаточная требовательность педагога в процессе общения с учениками;

5) сухость, преобладание рассудительности в обращении, что затрудняет установление оптимального педагогического общения;

6) частое указание на недостатки учеников и излишнее захваливание снижает интерес к спортивным занятиям, деловую активность, усложняет взаимоотношение между педагогом и учениками;

7) неуместная ирония в обращении с учащимися, которая снижает интерес к занятиям, вызывает замешательство и скованность.

Согласны ли вы с этими перечисленными нарушениями педагогического такта педагогами? Аргументируйте свой ответ. Приведите примеры.

 

 

Задание 4

Тестирование «Этика поведения в организации».

Ответьте на вопросы и подсчитайте результат.

Определите свою систему ценностей в нижеследующих ситуациях, используя такой код: совершенно согласен — СС; согласен — С; не согласен — НС; совершенно не согласен — СНС.

1. Не следует ожидать, что рабочие будут сообщать о своих ошибках руководству.                         

2. Возможны случаи, когда руководитель должен игнорировать требования контракта и нарушать стандарты безопасности, чтобы справиться с делом.

3. Не всегда возможно вести точную регистрацию расходов для отчетности, поэтому иногда необходимо да­вать примерные цифры.               

4. Бывают случаи, когда нужно скрыть неблагоприятную информацию от начальства.    

5. Нам следует делать так, как велят наши руководители, хотя мы можем сомневаться в правильности этих действий.         

6. Иногда необходимо заняться личными делами в рабочее время.    

7. Психологически иногда целесообразно задавать цели, немного превышающие норму, если это поможет стимулировать усилия работников.

8. Я бы любыми способами узнал «желательную дату» отгрузки заказа, чтобы заполучить этот заказ.   

9. Можно пользоваться служебной линией связи для личных телефонных разговоров, когда ею не пользуется компания.                                            

10. Руководство должно быть ориентировано на конечную цель, поэтому цель обычно оправдывает средства.

11. Если ради получения крупного контракта потребуется устройство банкета или легкая деформация политики компании, я дам на это разрешение.

12.  Без нарушения политики компании и существующих инструкций жить невозможно.

13. Отчеты по контролю товарных запасов нужно составлять так, чтобы по полученным товарам фиксировались «нехватки», а не «излишки». (Этическая проблема здесь та же самая, что у кассы, когда кассир дает меньше сдачи.)

14. Использовать время от времени копировальную машину компании для личных или местных целей — вполне приемлемо.

15. Унести домой то, что является собственностью компании (карандаши, бумага, ленты для пишущей машинки и т. д.) для личных нужд, — приемлемая до­полнительная льгота.

 

Оценка ответов в баллах: СНС — О, НС — 1, С — 2, СС— 3.

Если вы набрали в сумме:

0-5 баллов: Вы демонстрируете очень высокий этический уровень, но искренны ли вы?

6-10 баллов: Высокий этический уровень.

11-15 баллов: Приемлемый этический уровень.

16-25 баллов: Средний этический уровень.

26-35 баллов: Требуется моральное совершенствование.

36-44 баллов: Происходит быстрое «соскальзывание в пропасть».

45 баллов: Охраняйте ценные вещи от самого себя.

Домашнее задание

Прочтите эпизоды несоблюдения правил педагогического этикета, которые наблюдали студенты у педагогов в период педагогической практики:

1) в общении с учащимися ( крикливость, грубость, повышенная раздраженность, фамильярность и т.п.);

2) в общении со студентами-практикантами: претензии и упреки в адрес преподавателей университета: «И чему только вас там учат?», «Ох, как плохо учат вас профессора?» или «Увы, ваши ученые не подготовили вас к практике»;

3) безразличие или беспомощность в решении ситуаций: «Не знаю, что с вами делать?», «Не стойте с унылым лицом!», «Вас много, а я одна».

Вопросы (ответы записать в тетради):

1. Какие правила педагогического этикета нарушены?

2. К каким последствиям приводят подобные нарушения?

3. Как следует реагировать участникам в данных условиях?

 

 

Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из основ кодекса профессиональной этики учителя является установление основных требований, которые определяют отношение учителя к самому себе, к педагогическому труду, к ученическому и педагогическому коллективам и т.д.

Кодекс профессиональной этики педагога

Отношение к образовательному учреждению – преданность, благодарность.

Отношение к работе – усердие, ответственность, исполнительность, бережливость, чувство гордости за свою работу.

Отношение к старшим коллегам-педагогам – уважение, учтивость.

Отношение к ученикам – сотрудничество, внимание.

Педагогическая мораль определяет педагогическую целесообразность и необходимость установления партнерских отношений с учащимися за счет

· уважения личности учащегося

· обращения к учащимся по имени (звук собственного имени для человека – самая приятная мелодия; услышав его, ученик «автоматически» настраивается на доверительное общение с человеком)

· исключения в общении с учащимися крика и оскорблений. При восприятии слов ребенок сначала реагирует на интонацию и лишь потом усваивает смысл сказанного. Крик педагога вызывает у ученика реакцию защиты и теряет воздействующую силу.

· планирования учебной и внеучебной деятельности совместно с учащимися

· раскрытия и развития индивидуальности каждого учащегося в урочной и внеурочной деятельности

· выявления и поощрения индивидуальных положительных качеств, достижений учащихся

· учета мнения учащихся, признания собственной вины во всех возникающих проблемах

· реализации на практике права учащихся на собственное убеждение и выбор.

Требования кодекса профессиональной этики по отношению к родителям учащихся:

· сознание и нравственная ответственность перед родителями учащихся за результаты обучения и воспитания.

· поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей ответственности за организацию такого сотрудничества, так как родители учащихся и педагог – это две стороны, взаимно ответственные за воспитание ребёнка перед обществом. Педагогическая целесообразность этого требования основана на необходимости всесторонней информации о ребёнке и учёте её в работе педагога, а также на необходимости преодоления разнобоя в требованиях по отношению к ребёнку между сторонами. При этом контакты педагога с родителями учащихся должны носить постоянный характер. Причины нежелания педагога устанавливать контакты с родителями учащихся могут лежать в области высокой самоуверенности в своих педагогических возможностях, равнодушии, отсутствии чувства сознания и ответственности.

· повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей. Причём педагогическая целесообразность этого велика – педагог приобщает детей к важной стороне нравственности, заставляет их задуматься, с какими интересными и уважаемыми людьми они живут. Хотя иногда педагогу приходится прибегать к усилиям, дабы преодолеть отчуждение, которое могло возникнуть в отношениях между ребёнком и его родителями. Педагог, который смог повлиять на рост авторитета родителей в глазах своих детей, поднимает и свой авторитет.

· недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей. Ведь всякая небрежность и предвзятость в суждениях о детях ими переживается и передаётся своим родителям, которые чутко реагируют на это. Педагог обязан давать ученикам только объективную характеристику. Когда педагог осведомлён о семейных устоях и умеет понять родительские чувства, он говорит о ребёнке уважительно и со знанием дела, приобретая в родителях союзников в обучении и воспитании.

· тактичное предъявление необходимых требований к родителям с целью улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов их родителей, но без перекладывания на них своих обязанностей. Это означает, что родители могут в чём-то ошибаться, совершать непедагогические действия, в чём-то пренебрегать воспитанием детей, следовать устаревшим воззрениям – и педагог из соображений сотрудничества и создания благоприятных условий для педагогического процесса должен помочь развивать педагогическую культуру родителей, объяснять им зло педагогической безграмотности по отношению к их ребёнку. Однако при этом педагог не должен пытаться переложить свои обязанности на родителей, так как этим он расписывается в собственном педагогическом бессилии и нежелании нести ответственности за ученика.

· анализ критических замечаний родителей учащихся по отношению к педагогу. Профессиональная мораль требует от педагога доброжелательного отношения к замечаниям родителей в его адрес. Хотя психологически педагогу далеко не всегда приятно бывает слышать критические замечания, так как многие их высказывающие мало осведомлены в педагогике вообще. Критика от родителей учащихся приобретает более конкретный и деловой характер, когда педагог сам организует родителей на неё, убедив их в том, что ему необходимо знать их мнение о том, правильно ли его понимают ученики и родители, имеются ли промахи в организации педагогического процесса. Требовательный к себе педагог с развитой самокритикой всегда найдёт в замечаниях родителей нечто полезное. Тем более что при отсутствии критики недовольство родителей сохраняется, приводя к взаимному непониманию и недоверию к авторитету педагога. В конечном итоге родители должны оценивать и положительные качества педагога.

В своей книге К.М. Левитан определял необходимый минимум этических норм педагога, но, окончательно сжав его, можно выделить главный «Не навреди!» Не навреди воспитаннику, не навреди коллеге, не навреди себе, чтобы не навредить никому.

Профессиональная этика предполагает высокий уровень общей культуры специалиста. Педагогическая культура – это некоторая совокупность ценностных отношений к образованию, к ребенку, которые предметно и практически реализуются в образовательных процессах. Задача современной школы, направленная на создание условий для саморазвивающейся свободной и ответственной личности, под силу только педагогам с высоким уровнем культуры. Профессиональное сознание, профессиональную культуру педагога возможно формировать только как культуру специалиста в области человеческого общения, хотя, бесспорно, с предметным «уклоном».

Культура общения - доброжелательность, эмпатия (умение видеть мир глазами других), умение понять другого, умение управлять своим состоянием, чувствами, чуткость, такт, внимание, требовательность к себе, терпимость к другому, оптимизм. Внешний облик идеального педагога (обобщение ответов учащихся 9-11 классов): приятное выражение лица, лёгкая улыбка, веселые добрые глаза. Качества, которые учащиеся больше всего ценят в педагоге: чувство юмора, терпение, доброта, весёлый характер, чуткость, внимание, требовательность к себе.

И не случайно существует такое понятие как педагогический такт. Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

Основные элементы педагогического такта перечислены выше в кодексе профессиональной этики педагога. А проявляется он в следующем:

– во внешнем облике педагога;

– в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

– в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

– в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;

– в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

– в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры учителя.

Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре учителя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: