Общие принципы и примерная схема проведения мотивационного интервью

Общие принципы проведения мотивационного интервью:

1. Мотивация изменений должна происходить от клиента, а не извне.

2. Клиент ставится перед проблемой разрешения противоречий. Противоречия между нынешним поведением и важными задачами будут мотивировать изменения. Сам клиент является бесценным источником путей разрешения проблем.

3. Агрессивное убеждение не эффективно в разрешении противоречий. Стиль консультирования должен быть спокойный и дипломатичный. Избегайте споров. Выражайте сопереживание. Умелое слушание является основой.

4. Готовность к изменениям не возникает сама собой, а является продуктом личностных изменений. Важным мотивом является вера в возможность перемен. Чем больше имеется альтернативных подходов, тем больше надежда на положительный результат. Новые перспективы предлагаются, а не навязываются.

5. Клиент несет ответственность за выбор и осуществление собственных изменений.

Примерная схема проведения мотивационного интервью.

1. Сообщите, что вы собираетесь задать несколько специфичных вопросов по поводу стиля жизни и стрессов клиента. Задайте несколько общих вопросов.

2. Поднимите проблему поведения риска, задав открытый вопрос, «Какое место поведение риска занимает в вашей жизни?» (злоупотребление алкоголя и наркотиков – это всегда поведение с риском для жизни)

3. Узнайте как поведение риска влияет на здоровье пациента, «как поведение риска влияет на Ваше физическое состояние?»

4. Попросите пациента описать его обычный день, который отражает его поведение риска (перед употреблением психоактивных веществ). Задайте прямой вопрос: «Не могли бы Вы в течении 5-10 минут рассказать о событиях этого дня? Что именно произошло, что вы чувствовали?»

5. Во время рассказа «подталкивайте» пациента, задавая прямые вопросы, например: «Что Вы почувствовали в этот момент? Что случилось после этого? Что Вам хотелось сделать прежде всего?» Не высказывайте своего мнения о проблеме.

6. Далее задайте следующий вопрос: «Каковы положительные моменты поведения риска?» Суммируйте его ответ (раскрепощенность, приподнятое настроение, ощущение свободы…).

7. «Каковы менее положительные моменты поведения риска? Что именно Вам не нравится в этом? Влияет ли это как-то отрицательно на Вашу жизнь?».

8. Опишите пациенту все положительные и менее положительные моменты своими словами. Например: «Вы говорите что Ваше поведение помогает Вам расслабится, когда чувствуете усталость, но с другой стороны Вы говорите, что Ваше поведение иногда заставляет Вас испытывать чувство вины?». Предоставьте пациенту время подумать над этим.

9. Избегайте использовать слово «проблема», пока сам пациент не сделает этого. Не убеждайте пациента в том, что «менее положительные моменты» и есть суть проблемы. Не делайте предположений. Вы можете вникнуть в суть проблемы, спросив клиента, что ему нравиться и что не нравится в его поведении.

10. После установления нежелательности поведения (либо сам пациент проговаривает это, либо консультант), тема разговор переводится на доверительное обсуждение с человеком того, что он имеет (с использованием уже полученных данных социально-психологической карты и их анализа). Выясняется самый сохранный ресурс пациента (Здоровье/семья, контакты/ работа, деятельность).

11. Далее задается прямой вопрос: «Как Вы будете жить, потеряв это? Скоро ли это (потеря) может произойти?». Техника основана на феномене, что большинство людей терпеть не могут терять. Перспектива потерять то, что они имеют, порождает более сильную мотивацию, чем перспектива что-то получить.

12.  В заключение по ситуации выясняется, насколько очевидны для пациента преимущества и необходимость дальнейшей трезвой жизни (его намерения, ожидания, объяснения). От кого он надеется получать поддержку? Откуда может исходить опасность срыва (зона риска)?

13.  Домашнее задание для пациента: План действий на 3 месяца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: