Общая характеристика информационных угроз ребенку в сети «Интернет»

ЛЕКЦИЯ-БЕСЕДА

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕГАТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

 

Целевая аудитория: родители (законные представители), педагогические работники.

Развитие коммуникативных навыков, в том числе навыков использования сети «Интернет», у современных детей происходит все более интенсивно с каждым годом. Они быстрее и легче осваивают основы работы с новыми техническими средствами (гаджетами) и сервисами, зачастую не понимая свойственных для «Интернет»-среды опасностей и угроз. В рамках настоящей беседы мы изучим материалы и сведения, необходимые для обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет.

Общая характеристика информационных угроз ребенку в сети «Интернет»

Итак, во всемирной сети существуют следующие виды опасности для несовершеннолетних пользователей:

1) Социальные сети, сайты знакомств. Виртуальное общение деформирует коммуникативные способности и навыки ребенка, усложняя процесс реального общения. Практика показывает, что в онлайн-переписке несовершеннолетний позволяет себе более конфликтные высказывания, использование нецензурной брани и т.д., даже если в реальной жизни подобной риторики он себе не позволял. Вседозволенность и псевдоанонимность сети порождает заблуждение, что в кругу сверстников можно вести себя так же, что, в свою очередь, ведет к социальной изоляции ребенка. Последняя же провоцирует проведение все большего времени в сети Интернет. Круг замкнулся. Помимо того, существуют прямая угроза жизни и здоровью несовершеннолетних от незнакомцев, предлагающих личные встречи, а также различных видов мошенничества. Вывод: Вам следует интересоваться кругом общения ребенка в сети, «мягко» контролируя коммуникацию со сверстниками, уделив особое внимание фактам общения со взрослыми и со сверстниками, с которыми ребенок в реальной жизни не знаком;

2) Суицид-сайты, сайты-форумы потенциальных самоубийц, Интернет-площадки, распространяющие различные молодежные субкультуры, подверженные самодеструктивному поведению, риску самоубийства. Обычно помимо непосредственного общения на подобных ресурсах предлагается к прочтению особого рода литература, ознакомление с которой порой приводит к самоубийству или причинению себе телесных повреждений. Таковыми, например, являются издания: Джей Эшер «13 причин почему», С. Крамер «50 дней до моего самоубийства», Джеффри Евгендис «Девственницы-самоубийцы», Э.Я. Володарского «Дневник самоубийцы» и др. Далеко не все из этих книг писались для целенаправленного деструктивного воздействия на несовершеннолетнего читателя, а некоторые даже считаются классикой психологического романа, однако рассчитаны на читателя, имеющего определенный жизненный опыт. Вывод: следует обращать особое внимание на контент, с которым знакомится Ваш ребенок;

3) Интернет-сайты, веб-сайты порнографической направленности крайне часто встречаются на просторах всемирной сети. По данным различных исследователей доля порнографических материалов от общего объема циркулирующей в сети информации составляет от 4 % до 37 %. Методология этих исследований не позволяет нам однозначно утверждать о подлинности этих сведений, однако дает представление об общей тенденции информационного оборота в сети Интернет. Даже если взять за основу наиболее оптимистичный (4 %) итог исследования, с учетом практически неизмеримого объема циркулирующей информации, это достаточно устрашающие цифры. Кроме того, следует помнить, что оборот порнографии – это бизнес, и заинтересованные в распространении подобной информации лица проводят активную и агрессивную политику по вовлечению в просмотр этого контента максимального числа людей независимо от пола и возраста, в том числе с использованием вредоносного программного обеспечения.

4) Наркосайты. В сети «Интернет» распространены рецепты и советы изготовления наркотических средств, психотропных веществ, информация о «пользе» либо безопасности употребления таковых, завуалированные предложения и места приобретения таких средств и веществ. Для выявления таковых взрослому человеку понадобится знания не только официальных наименований наркотических средств и психотропных веществ, которые определены в утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации», но и арго-наименований, используемых в среде наркоманов. Для примера приведем лишь сленговые названия марихуаны: анаша, башатумнай, бошки, гандж, гарик, драч, дурь, дым, жареха, конопа, конопель, маняга, марго, маруся, маруха, молоко, план, пласт, пластилин, табакерка, трава, травка, шала, шан, шишки, шмаль. Вывод: предлагаем родителям и педагогам ознакомиться со сленговыми наименованиями наркотических средств и психотропных веществ на сайте «Нет наркотикам»1, внимательно следить за употреблением таких слов ребенком, своевременно реагируя на попытку вовлечения его в «нарко-культуру».

5) Сайты, разжигающие расовую, национальную, религиозную рознь и вражду, а также иные формы экстремизма. Данный вид контента хотя и является объектом пристального внимания со стороны правоохранителей, его оборот пресекается в достаточно коротки сроки, однако сама по себе идеология экстремизма характерна для молодых людей в силу малого жизненного опыта, идеальности и максимализма во взглядах. Порой, достаточно одного факта несправедливого обращения или оскорбления и ребенок становится сторонником дискриминации какой-либо социальной группы. Молодежный экстремизм нередко представляет из себя лишь протест и браваду, обусловленные психологическим стремлением обозначить свой статус в социуме посредством дискриминации «чужой» группы людей. Такой группой могут быть как учащиеся соседней школы или болельщики спортивной команды-противника, так и иностранцы или иноверцы. Криминологические исследования говорят о том, что свидетелями или участниками конфликтных ситуаций на почве разной национальной или религиозной принадлежности становятся более трети школьников1. Вывод: следует следить за высказываниями ребенка, осуждающими или превозносящими одну социальную группу над другой, своевременно проводя профилактико-корректирующие беседы о равенстве всех людей в правах и исторических последствиях главенства идей нацизма и фашизма.

6) Интернет-порталы, пропагандирующие насилие и девиантные формы поведения встречаются несколько реже, так как с самой криминальной идеологией ребенок зачастую знакомится «на улице». Вместе с тем, заинтересовавшись, он может свободно найти в Интернете интересующую его информацию и даже смоделировать преступное поведение с использованием игр типа «Тюряга», «Мафия», «GTA» и др. Некоторые из таких игр свободно доступны в качестве приложений в социальных сетях. Вывод: Обращайте внимание на видео-контент, игры и приложения в социальных сетях, которыми заинтересован Ваш ребенок (ученик). Помните, что запрет на просмотр или игру не является однозначным способом профилактики девиантного поведения ребенка. Целесообразно предпринять попытку «заместить» интерес к преступной идеологии другой информацией или занятием.

7) Религиозные секты, повсеместно имеющие веб-представительство наиболее опасны для детей, надлежащий надзор за которыми со стороны родителей, государства и общества не осуществляется. «Виртуальный собеседник» на подобных сайтах может существенно повлиять на мировоззрение подростка, склонить его к совершению преступления «во имя веры», саморазрушению или вовлечь в экстремистскую организацию.

8) Должный уровень защиты ребенка от вредоносной информации в сети «Интернет» может быть обеспечен, если сам родитель является уверенным пользователем современных информационно-коммуникационных систем и технологий. Для полноценного развития в этой сфере рекомендуем родителям освоить Интернет-лексикон, представленный в приложении к настоящим методическим рекомендациям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: