Психология в судопроизводстве и судебно-психологические экспертизы

1. Что изучает судебная психология?

- судебная психология как подотрасль юридической психологии изучает психологические факты, закономерности и механизмы, влияющие на осуществление судебного процесса и соответственно на проявление активности всех лиц в нем участвующих, а также разрабатывает научно-обоснованные рекомендации по повышению эффективности правосудия.

2. При психологическом анализе судебной деятельности выделяют ряд ее специфических подструктур (сторон):

  1) познавательная;

  2) конструктивная;

  3) коммуникативная;

  4) организаторская;

  5) воспитательная.

Учитывая, что каждая из раскрытых сторон судебной деятельности имеет значительное психологическое наполнение, по мнению А.Ю. Панасюка (2006), психологическое обеспечение судебной деятельности должно охватывать практику и судоустройства, и судопроизводства. В этой связи задачи судебных психологов состоят в том, чтобы повысить эффективность судебной практики через участие психологов в формировании судейского корпуса (психологический отбор, психологическая подготовка), организацию психологического консультирования судебных работников, проведение по решению суда психологических экспертиз. Целью психологического обеспечения судебной деятельности является выработка у судебных работников психологической культуры, которая в профессиях «человек – человек» базируется на аутопсихологической и психотехнической компетентности, которые способствуют адекватному судебному познанию, конструктивному общению и взаимодействию всех сторон в суде, выполнению ими своих профессионально-арбитных функций. Для эффективной профессиональной Деятельности судьям требуется овладеть целым комплексом психотехник:

· по психодиагностике типов людей (в том числе на основе непосредственного кратковременного контакта);

· по действенному психологическому воздействию с целью профилактики деструктивных конфликтов и адекватного процессуальным нормам разрешения юридико-значимых проблем;

· психорегуляции собственных негативных эмоциональных состояний, т.к. в повседневной практике судьям постоянно приходится сталкиваться со стрессовыми перегрузками.

3. Эффективное проведение подготовки и заседаний различного видов судов, как показали исследования психологов, во многом зависит от учета психологических факторов, действующих на каждом из основных этапов судебной деятельности:

а) в рамках предварительного исследования материалов дела и выдвижения судебных версий;

б) принятия решения решение относительно положения обвиняемого до суда;

в) планирования судебного разбирательства и решения вопроса о начале судопроизводства;

г) осуществления познания обстоятельств дела в рамках судебного следствия;

д) в ходе судебных прений и заключительных выступлений обвинения и защиты;

е) вынесение приговора (постановления, решения);

ж) осуществления действий в соответствии с принятым судебным решением.

4. Каковы основные факторы, влияющие на решение относительно положения обвиняемого до суда?

Анализ практики и исследование психологов свидетельствуют о действии 5 основных групп факторов:

а) особенности преступления (с большей вероятностью обусловят арест до суда, серьезность преступления, его групповой характер);

б) особенности обвиняемого (наибольшую роль играет криминальный опыт, который крайне редко дает возможность отпуска даже под большой залог, особенно взрослых преступников. Преступники, являющиеся представителями расовых/этнических меньшинств, с низким социоэкономическим статусом и образованием, а также слабовключенные в общество (без наличия семьи, работы, длительной прописки) чаще находятся до суда под стражей, чем контрастные им категории преступников);

в) рекомендации адвоката, мнение прокурора и иных лиц из работников суда, среди которых за рубежом и психолог, активно участвующих в делах по несовершеннолетним (наиболее значимо мнение прокурора в определении размера залога);

г) особенности судьи (наиболее значима расовая принадлежность, т.к. судьи – представители расового большинства отдают большее предпочтение представителям своей расовой группы, а представители меньшинства не обращают внимания на расовую принадлежность);

д) корпоративная культура, сложившаяся в суде (может доминировать практика арестов до суда).

5. Назовите основные виды допроса, применяемые в суде:

  1) обычный (в форме "свободного рассказа");

  2) перекрестный;

  3) шахматный;

  4) повторный;

  5) дополнительный.

6. Каковы основные факторы, которые могут негативно влиять на свидетельские показания?

  1) особенности формулировки вопросов;

  2) инструкция перед опознанием;

  3) влияние более поздней информации;

  4) уровень уверенности;

  5) установки и социальные ожидания.

7. Учитывая, что задачей судьи в ходе судебных прений является превенция конфликтного противостояния адвоката и прокурора, то какие психологические закономерности следует учитывать судьям?

- после судебных прений могут возникнуть затруднения в мыслительной деятельности судьи, т.к. в наличии не только контрастность высказанных на судебных прениях взглядов, но и могло быть оказано на присутствующих суггестивно-манипулятивное воздействие. Ведь адвокаты как заинтересованные лица в своих выступлениях, учитывая неограниченность во времени судебных прений и свой процессуальный статус, пытаются отстоять свою версию рассматриваемого события и стремятся оказать на судей, а также на жюри присяжных (если оно присутствует) нужное воздействие, опровергнув модель события или его отдельные элементы, которые отстаиваются прокурором как ключевые, а также изложить свои предложения относительно возможного смягчения наказания или оправдания подсудимого. В этой связи при проведении судебных прений весьма велика роль профессионально-коммуникативной компетентности судьи по превенции конфликтного противостояния адвоката и прокурора, а также оказания процессуально-содержательного воздействия на жюри присяжных.

8. Каковы основные факторы, которые могут влиять на решение судей?

1) Факторы, влияющие на решение о виновности, в том числе:

а) характеристики подсудимого (наиболее значимыми при признании виновным являются расовая/этническая принадлежность и криминальный опыт: виновными чаще признаются несовершеннолетние представители этнического / расовая меньшинства, имеющие криминальный опыт);

б) особенности судебного процесса (значимым является наличие адвоката по найму, т.к. виновными чаще признаются подсудимые, которых защищает адвокат, бесплатно предоставленный судом);

в) особенности судьи (наличие опыта работы в прошлом в качестве прокурора или их помощника, а также принадлежность судьи к сторонниками консерваторов или к лицам с протестантским вероисповеданием).

2) Факторы, влияющие на решение о выборе меры наказания, в том числе:

а) особенности совершенного преступления (на увеличение меры наказания влияют: серьезность совершенного преступного деяния, использование оружия, групповой характер и роль, которую играл подсудимый в преступной группе);

б) особенности подсудимого (криминальный опыт, расовая и этническая принадлежность, социоэкономический статус, пол, раскаяние);

в) специфика судебного процесса (имевшее место освобождение из-под стражи до суда, рекомендации работника суда, проводившего интервью с подсудимым и встречи с его семьей, присутствие в зале суда родственников подсудимых, авторитетность адвоката);

г) особенности судьи (сложившиеся у него модели каузальной атрибуции (приписывание причин поведения человека в зависимости от его личных характеристик) или атрибуции ответственности (приписывание ответственности за действия внешним факторам).

9. Каковы главные причины объективного вменения в отечественных судах?

- согласно исследованиям А.Ю. Панасюка (1992) и Петровой (2003), основными моментами проявления «объективного уклона являются: 1) воспитание судьи как личности в рамках определенной культуры; 2) наличие у судьи личного профопыта, в рамках которого сформировались фиксированные обвинительные установки; 3) подверженность судей воздействию сложившегося в обществе социального стереотипа «арестовали – значит виновен»; 4) специфика формирования современного процессуального законодательства и практики судопроизводства, при которой во многом из-за перегрузки в деятельности судов нет должной тщательности и критичности при ознакомлении материалами, представленными в виде аргументов в обвинительном акте (заключении), подготовленном органами следствия.

10. Чем наиболее часто вызывается появление судебных ошибок?

  1) недостаточной профквалификацией судей;

  2) индивидуально-психологическими свойствами судей и их профессиональной деформацией;

  3) внешними воздействиями на суд («телефонное право», СМИ и др.).

В итоге решения, принимаемые в суде, являются часто результатом не только тщательного проведения процесса, рационального анализа состава преступления и выбора меры наказания, но и подпадают под действие психологических механизмов, свойственных обыденному сознанию судей. В итоге решение судьи обусловлено психологическими составляющими, связанными с особенностью личности судьи, характером их отношения к типу рассматриваемого дела и людям в нем проходящих, социально-психологической особенностями развития конкретных стадий судебного процесса. Согласно исследованиям Т.Г.Морщаковой (1995), наличие у судей ригидной психологической установки в отношении объективного вменения при рассмотрении определенного типа уголовных дел характерно примерно для 50% случаев отмены приговоров, как не отвечавших требованиям закона. В частности, примером негативного влияния обвинительной установки судей, которая сформировалась во многом и под влиянием внешнего давления, выступает несправедливое решение о смертной казни ряда обвиняемых по ставшему достоянием гласности в 1980-х годах "витебскому делу", связанному с осуждением на смертную казнь серийных сексуальных преступников. Наряду с установками, обусловленными профессиональной деформацией судей, нарушения в конструктивной деятельности суда могут быть связаны с ложными и лживыми свидетельскими показаниями, с целенаправленным информационно-психологическим воздействием в суде, которое используют адвокаты обвиняемого. И хотя в данной связи судья после обращения адвоката противоположной стороны судья дает указание принять во внимание возражение о процессуальной недопустимости подобного и просит жюри присяжных не обращать на это внимание, но последнее всё же может присяжными игнорироваться. 

11. Согласно исследованиям, целесообразно проводить с присяжными специальное досудебное тренировочное обучение правилам судебной процедуры и стандартам доказательности, чтобы профилактировать прежде всего вынесения ими суждений до получения всей информации по делу. Для чего это еще необходимо?

- Вердикт присяжных во многом формируется под влиянием поведения и комментариев судьи. Поэтому судья, участвуя в отборе коллегии присяжных и «настраивая» их на участие в судебном процессе, разъясняет правовые нормы, делает коррективы по ходу судебного процесса и акценты по исследованию доказательств, а также произносит напутственное слово перед тем, как присяжные уйдут в совещательную комнату и обсудят вопросы, которые включены судьей в вопросный лист, служащий ориентиром при принятии ими решения.

12. Среди присяжных можно выделить, как свидетельствует исследование отечественного психолога М.В.Верстовой (2007), специфичных группы людей, которые позитивно или негативно относятся к факту своего привлечения в жюри присяжных:

- среди добровольно согласившихся участвовать в качестве члена в работе жюри присяжных имеются люди, которых условно называют:

· «Борцы за справедливость» - люди, хорошо осведомленные о характере работы суда присяжных, верят в его справедливость, а поэтому возможное участие в суде связывают с восстановлением справедливости в обществе, вынесением компетентного решения. Отношение к работе в коллегии присяжных - позитивное, преобладающие эмоции – ответственности и радости.

· «Социальные активисты» - люди, осведомленные о осведомленные о существовании суда присяжных, верящие в его справедливые решения, а поэтому свое участие в суде присяжных связывают с общественным признанием, возможностью быть нужным и востребованным в обществе, способностью повлиять на решение суда. Отношение к работе в коллегии присяжных - позитивное, преобладающие эмоции - радости и гордости за себя в связи с возможностью участия в значимом для общества деле.

· «Познаватели» - люди, частично осведомленные о суде присяжных, в меньшей степени верят в его справедливость. Свою позицию в суде присяжных связывают с возможностью получения новых знаний, информации, впечатлений. Отличаются эмоционально-нейтральным отношением к возникшей ситуации участия в работе суда присяжных, но с преобладанием эмоций интереса и удивления.

- Среди отказывающихся принять участие в работе в качестве члена присяжных наблюдается три специфичных группы людей:

· «Нигилисты» - люди, осведомленные о роли и функциях суда присяжных, но не верящие в справедливость данного органа. Свой отказ от участия обосновывают невозможностью повлиять на судебные решения. При описании своей позиции им свойственно обращение к широким обобщениям относительно устройства общества в целом. Отличаются эмоционально-негативным отношением к возникшей ситуации участия в работе суда присяжных, с преобладанием эмоций раздражения, недовольства, гнева.

· «Деловые» - люди, отличающиеся неполной осведомленные о суде присяжных и частичной верой в его справедливость. Свое возможное участие в суде присяжных связывают с собственной некомпетентностью в данном виде деятельности, а также с отвлечением от значимых для них дел. Отличаются эмоционально-нейтральным или слабо-отрицательным отношением к возникшей ситуации участия в работе суда присяжных, преобладающие эмоции – настороженность, недовольство.

· «Эмоционально-тревожные» - люди, в большинстве своем не осведомленные о суде присяжных и не верящие в его справедливость. Свое возможное участие в суде присяжных связывают с сильным эмоциональным напряжением, которое может повлиять на принятие неправильного решения. Отличаются отрицательно-негативным отношением к возникшей ситуации участия в работе суда присяжных, преобладают страх, тревога, волнение.

13. На неадекватность вердикта жюри присяжных по конкретным уголовным делам могут повлиять социально-психологические феномены:

1) феномен публичности (нахождение в суде и выполнение обязанностей присяжных для людей, не являющихся представителями правовой системы, является стрессогенным, а в итоге всеми присяжными в судебной аудитории при открытом рассмотрении уголовного дела испытывается эмоциональная напряженность, даже если они удовлетворены работой в жюри и позитивно относятся к этому правовому институту, причем женщины оценивают уровень стресса выше, чем мужчины. Среди основных факторов, вызывающих стресс, выступают (по уменьшению значимости):

· нарушение привычного распорядка дня (длинный рабочий день в суде, длинный судебный процесс, длинное обсуждение вердикта, длинные перерывы в судебном процессе, изменение обычного распорядка дня);

· сложность судебного процесса (большое количество новой информации, сложность доказательства);

· реакция на доказательства (демонстрация видео- и фотоматериалов с места преступления, чувства, которые выражают потерпевший подсудимый);

· важность решения (знание к каким последствиям может привести вердикт, страх сделать ошибку);

· исполнение обязанностей присяжного (ожидание вызова в суд и процедура отбора);

· взаимодействие с другими присяжными (необходимость быть в меньшинстве, не соглашаться с другими присяжными);

· внешне воздействие (страх пред репрессиями, публичность судебного процесса).

1) социально-психологические явления в жюри присяжных как малой группе при вынесении вердикта (проявление во взаимодействии таких феноменов, как "эффект ореола отдельных членов группы", "влияние большинства", "групповая поляризация", "влияние консолидированного меньшинства" и ряд других, которые могут вносить субъективные искажения в требуемое законом объективное вынесение справедливого вердикта).

                                                       14. Дайте определение судебно-психологической экспертизы:

- это специальное психологическое исследование, проводимое сведущим лицом - психологом, в отношении человека или ситуации, которая назначается постановлением суда при наличии общего (процессуального) и специального (психологического) оснований для получения судебного доказательства по  делу, а именно заключения психолога-эксперта.

15. Какие типы судебно-психологических экспертиз выделяют в процессуально-содержательном плане?

  1) по месту проведения: амбулаторная, стационарная, в суде;

  2) по процессуальному положению подэкспертного: экспертиза обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и др.;

  3) по формально-процессуальному аспекту: первичная, повторная, дополнительная.

16. Назовите виды судебно-психологических экспертиз в зависимости от специфики субъективного состава уголовного дела:

  1) по установлению эмоционального состояния;

  2) по выявлению способностей стороны в полной мере осознавать значение своих действий и / или в полной мере руководить ими;

  3) по определению способностей потерпевших, свидетелей

     правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные объяснения, показания;

  4) по определению личностных особенностей сторон в деле (психологическое портретирование);

  5) по исследованию особенностей профессионального функционирования людей в человеко-машинных системах;

  6) по определению содержания и иерархии основных мотивационных линий личности;

  7) по наличию или отсутствию у лица в период, предшествующий смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству.

17. Назовите основные виды судебно-психологических экспертиз по гражданским делам:

1. О признании недействительными сделок с пороком воли (Ст. 177, 178, 179 ГК РФ).

2. О возмещении ущерба, причиненного дееспособным гражданином, не способным в момент причинения ущерба понимать значения своих действий или руководить ими (ст. 1078 ГК РФ). 

3. По регрессивным искам о возмещении вреда (ст. 1079 ГК РФ)

4. В случаях, когда необходимо выяснить, не действовало ли лицо при условиях указанных в ст. 107 УК (ограничение составов правонарушений).

5. В спорах о праве на воспитание детей (ст. 65, 66, 67, 68, 69, 72, 73, 76, 140, 141 Семейного кодекса РФ).

6. По определению психологических оснований пригодности определенного лица заниматься определенной профессиональной деятельностью (ТК РФ).

18. Назовите наиболее часто проводимые комплексные судебно-психологические экспертизы:

1. психолого-психиатрическая;

2. психолого-сексологическая;

3. психолого-автотехническая;

4. психолого-почерковедческая;

5. психолого-вокалографическая (фонетическая);

6. психолого-лингвистическая;

7. психолого-искусствоведческая;

8. психолого-педагогическая;

9. медико-психологическая и др.

19. Когда назначается и в чем суть судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ)?

- КСППЭ проводится по следующим основным направлениям:

· установление типа аффекта в момент совершения противоправных действий у лиц, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями);

· констатация или отрицание у подозреваемого (обвиняемого) факта наличия до совершения преступления невроза и иных неблагоприятных пограничных характеристик личности;

· определение общего недоразвития психики несовершеннолетних, связанных с нарушениями их познавательной деятельности;

· выявление признаков психофизической или психической инфантильности;

· установление признаков функциональных нарушений высшей нерв ной деятельности, приведших к неблагоприятным психическим состояниям;

· определение психического состояния свидетелей и потерпевших, обнаруживающих признаки олигофрении, психопатии и иных пограничных состояний.

В качестве вопросов КСППЭ, которые наиболее часто ставятся перед двумя экспертами, выступают:

· какова способность несовершеннолетнего подэкспертного, у которого есть отклонения в психическом развитии, верно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;

· имеется ли у несовершеннолетнего подэкспертного склонность к фантазированию, повышенной внушаемости, пассивной подчиненности или к конформизму, а также наличие таких черт личности, как лидерство, агрессивность, жестокость и др.;

· какова способность взрослого подэкспертного правильно ориентироваться в преступной ситуации в силу недостаточного умственного развития.

21. Когда назначается и в чем суть судебной психолого-сексологической экспертизы (КСПСЭ)?

- КСПСЭ проводится при расследовании дел об изнасиловании (ч.1 ст. 131 УК РФ), половом сношении и иных действиях сексуального характера с лицом, не достигшим 14 – летнего возраста (ст. 134 УК РФ), где актуально выяснение вопросов, касающихся личности потерпевшего.

Перед психологом в рамках КСПСЭ обычно ставятся следующие вопросы:

· могла ли потерпевшая понимать характер и значение совершаемых с ней действий уровня ее психического развития и психологических особенностей личности;

· в каком психическом состоянии находилась потерпевшая в момент совершения преступления;

· не обнаруживает ли потерпевшая признаков повышенной внушаемости с учетом ее психического развития

Перед сексологом в рамках КСПСЭ ставятся следующие вопросы прежде всего в области о для потерпевшей роли половой жизни, в том числе с учетом социального и психофизиологического аспектов, а именно:

· каков уровень знаний в области интимных отношений;

· имеются у несовершеннолетнего потерпевшей (потерпевшего) признаки преждевременного полового созревания;

· имеется ли у обследуемого лица поведенческие средства сдерживания сексуальных притязаний, избежания нежелательных контактов;

· имеется ли у потерпевшей (потерпевшего) способности к пониманию значения сексуальной направленности действий посягателя;

· мог ли пострадавшая (пострадавший) предвидеть возможные биологические и социальные последствия сексуальных действий.

21. Когда назначается и в чем суть комплексной судебной психолого-автотехнической экспертизы (КСПАЭ)?

- КСПАЭ является совмещением решения чисто инженерно-технических задач с изучением психологических аспектов восприятия водителем дорожной обстановки. Главная задача двух экспертов – психолога и инженера-автомеханика в КСПАЭ – установить причинную связь между исправностью автомобиля и особенностями личности водителя и его психического состояния в момент дорожно-транспортного происшествия (ДТП). В этой связи психологу обычно поручается: установить способность водителя к приему и переработки поступающей информации о дорожно-транспортной ситуации и с учетом его индивидуальных психологических свойств и психофизиологического состояния в момент ДТП, а также дать заключение о том, каким образом соответствовали как дорожная обстановка, так и приборы и другие средства отражения информации психофизиологическим возможностям водителя при принятии решения до момента ДТП. Перед экспертом – автомехаником ставятся прежде всего вопросы, касающиеся исправности автомобиля, особенностей управления им.

22. Когда назначается и в чем суть комплексной судебной психолого-почерковедческой экспертизы (КСППЭ)?

- КСППЭ проводится с целью изучения интеллектуальной деятельности лица на основе его письменных авторских документов. При этом психолог анализе почерка и содержания текста отвечает на следующий вопрос: в каком психическом состоянии находилось лицо, исполнявшее данный документ (в состоянии страха, гнева, злости, обиды, зависти и т.д.). Эксперт-криминалист основное внимание уделяет лишь почерку, отвечая на единственный вопрос: действительно ли именно данный человек, по которому имеются и другие авторские документы, является исполнителем документа, находящегося в материалах дела.

22. Когда назначается и в чем суть комплексной судебной психолого-вокалографической (фонетической) экспертизы (КСПВ(Ф)ПЭ)?

  - КСПВ(Ф)ПЭ проводится на основе исследования магнитных и видеозаписей, на которых фиксировались следственные действия (например, при фиксации чистосердечного признания, явки с повинной и последующем отказе от показаний, как якобы данных под психологическим давлением следователя).

Перед психологом в данном виде экспертизы обычно ставятся следующие вопросы:

· имеются ли в материале допроса, зафиксированном аудио- или видеоноситель, признаки вербального психологического внушения на испытуемого со стороны допрашивающего или иных лиц;

· является ли речь, записанная на носителе, заученной, прочитанной или свободной, а также давал ли показания допрашиваемых путем свободного припоминания;

· имеются ли в зафиксированном материале допроса признаки интонационного (паравербального) воздействия (за счет повышения голоса, приказных интонаций и т.д.);

· каково по речи из фонограммы или из видеосъемки поведения эмоциональное состояние допрашиваемого и др.

Эксперт-криминалист должен в рамках указанной экспертизы установить:

· подвергалась ли представленная фонограмма (видефильм) обработке (склейке, электроакустическому монтажу и т.д.);

· использовались ли технические средства для преднамеренного искажения голоса говорящего и др.

23. Когда назначается и в чем суть комплексной судебной психолого-лигвистической экспертизы (КСПЛЭ)?

- КСПЛЭ проводится с целью решения вопросов о защите чести, и деловой репутации в случаях оскорбления или клеветы, защиты авторских и других смежных прав. Кроме того, данный вид экспертизы востребован в случаях факта экстремизма (возбуждения национальной, расовой и религиозной вражды, призывов к свержению конституционного строя и т.д.).    

       В рамках КСПЛЭ психологу могут быть поставлены следующие вопросы:

· какое влияние на личность могли оказать отдельные слова, словосочетания, выражения фразы, использованные в публичном выступлении (статье);

· в каком психологическом состоянии находилось лицо в момент и после прочтения публикации в СМИ, получения информации об оскорблении;

· имеется ли причинная связь между психическим состоянием лица и наступившими последствия (потеря деловой репутации, чести и достоинства);

· причинен ли моральный вред физическому лицу и как он им переживается.

Перед специалистом лингвистом в рамках КСПЛЭ ставится задача ответить на следующие вопросы:

· содержит данное выражение (предложение) сведения, унижающие честь и умаляющие достоинство, порочащие деловую репутацию физического или юридического лица;

· имеются ли в статье (радиопередаче, видеосюжете) признаки умаления деловой и общественной репутации физического или юридического лица, а также оскорбительная оценка его деятельности, деловых и моральных качеств и т.д.;

· если сведения, содержащиеся в статье (радиопередаче, видеосюжете), не соответствуют действительности, то можно ли их считать порочащими деловую репутацию, честь и достоинство человека и др.

23. Когда назначается и в чем суть комплексной судебной психолого-искусствоведческой экспертизы (КСПИЭ)?

- КСПИЭ проводится с целью исследования прежде всего данных, связанных демонстрацией кино- и видеофильмов, печатных изданий, содержащих сцены жестокости, насилия, садизма, которые могут пагубно повлиять на подрастающее поколение, воспитывая в них враждебность, бесчувствие. Это актуально в тех случаях, когда к уголовной ответственности привлекаются лица, которые создают, демонстрируют подобные фильмы или занимаются их распространением. Кроме того, данный вид экспертизы актуален при исследовании материалы эротического и порнографического содержания. При этом порнографическая продукция – это натуралистические и циничные изображения сексуальных действий, в которых смакуются сцены разврата, непристойности на тему садомазохизма, педофилии, зоофилии, некрофилии. Экспертизы для решения таких вопросов, как эмоциональное и интеллектуальное воздействие на зрительную аудиторию (особенно, на детей и подростков) фильмов ужасов, боевиков или порнофильмов.

       Сложность проведения КСПИЭ состоит в том, что перед экспертами - психологам и искусствоведам – предстоит доказать, что сцены жестокости, насилия, истязаний, порнографии возбуждают в человеке низменные чувства, способствуют психическому перевозбуждению, формированию установок на садизм, беспощадность, издевательству и глумления над личностью и т.д. Экспертам предстоит однозначно ответить на следующие вопросы:

· имеются ли в фильме или печатной продукции сцены или изображения, пропагандирующие культ насилия, жестокости и садизма;

· являются ли сцены половой жизни в кинофильмах или печатной продукции эротическими или порнографическими и др.

24. Когда назначается и в чем суть комплексной судебной психолого-педагогической экспертизы (КСППЭ)?

- КСППЭ проводится педагогом и психологом с целью выявления закономерностей обучения и воспитания ребенка, установления у него социальной и психической депривации, педагогической запущенности, психофизического инфантилизма, недостатков интеллектуального развития и возможности улучшения психического развития, а также способностей родителей (одного или обоих) по воспитанию или обучению ребенка.

24. Когда назначается и в чем суть комплексной судебной медико-психологической экспертизы (КСМПЭ)?

- КСМПЭ проводится медиками и психологами с целью установления психологических последствий наличного соматического заболевания, а также определению влияния ранее перенесенных лицом заболеваний на возникновение у него умственной отсталости и других негативных психических дефектов.

25. Каковы современные тенденции в развитии судебно-психологических экспертиз?

- В последние годы в мировой практике судом все чаще стали назначаться экспертизы по экстремизму, по игровой зависимости и противоправному, глобальному финансовому мошенничеству с использованием компьютерных сетей Интранет и Интернет, транснациональных корпораций, коррупционному поведению. Кроме того, все более расширенное применение имеют экспертизы по аномальным субъектам преступления: наркотическая зависимость, аутоэротичекая фатальность и др.

В отечественной практике в последнее время возрастает востребованность на проведение и таких видов СПЭ, как экспертиза социально-психологических особенностей членов преступной группы, деятельности тоталитарных религиозных псевдорегиозных групп, психологическая экспертиза морального вреда и др. Представляется, что с расширением правовой практики и с дальнейшим развитием психологической науки будут углубляться и перспективы применения как в целом судебно-психологической экспертизы, так и использования в ней более разнообразных методов психологического исследования.

26. В чем психологическая суть парадигмы «восстановительное правосудие»?

- Парадигма «восстановительное правосудие» (restorative justice), находящая все больше сторонников с момента своего появления в 1960-х годах, обосновывает альтернативное карательному подходу понимание ответственности, которая должна базироваться на формировании у правонарушителя «воссоединяющего стыда» (по терминологии Дж. Брэйтуэйя), в том числе на основе медиационной процедуры примирения преступника и его жертвы, реализации иных реабилитационных программ («круги правосудия», «семейные конференции» и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: