Натуралистические концепции

ФФК 1 курс, группы 920991з,920992з,  26.05.20, 14.25-16.00

Срок выполнения:26.05.20

ЛЕКЦИЯ №2. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ВОПРОСЫ ПО ЛЕКЦИИ (ответы студентов, сканы или фотографии, написанные от руки, с указанием Ф.И.О., факультета, курса, группы, даты лекции прислать 26.05.20 на почту Хвалиной Н.А. goroshek1972@mail.ru)

 

1. Какие натуралистические теории психического развития можно выделить в психологии?

2. Что выступает в качестве движущих сил психического развития в отечественной и зарубежной психологии?

3. Какие три этапа становления педагогической психологии можно выделить?

 

ЛЕКЦИЯ №2. «ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»

План

1. Натуралистические и социологические теории психического развития

2. Закономерности психического развития человека. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского

3.История становления педагогической психологии

НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Натуралистические концепции.

Согласно представителям натуралистических концепций основной причиной психического развития являются биологические факторы (влечения, инстинкты, задатки), а согласно социологическому – социальные факторы (общество, культура, социальные связи).

К натуралистическим концепциям относятся:

  1. Теория рекапитуляции.
  2. Нормативный подход.
  3. Теория трёх ступеней.
  4. Теория конвергенции двух факторов.

1.Теория рекапитуляции (Ст. Холл).

По мнению автора в основе психического развития лежит биогенетический закон, разработанный Э. Геккелем: «зародыш в своём эмбриональном развитии проходит те же стадии, что и весь род за время своего существования». Поэтому, по мнению Ст.Холла  

«онтогенетическое развитие психики ребенка  (индивидуальное развитие) есть краткое повторение стадии филогенетического развития психики человека» (историческое развитие). Последовательность стадий задана генетически, миновать какую-либо из них нельзя, поэтому ребенок переживает эти стадии во сне или в игре.

 

2.Нормативный подход (А. Гезелл).

Развитие – простое, количественное увеличение. Качественные изменения автор не учитывал. С его точки зрения, основным признаком развития является изменение темпа психического развития: максимальный темп развития на начальных этапах, и минимальный – в конце.

А.Гезелл является основателем психологии, как нормативной дисциплины. Он провёл диагностику большого количества детей и, на её основе, определил нормы психического развития. В дальнейшем, опираясь на эти нормы, он проводил диагностику детей.

                                                   

3.Теория трех ступеней (К. Бюлер).

В основе психического развития лежат врожденные структуры, которые самораскрываются в процессе жизни. Автор выделил три стадии психического развития:

1)инстинкт;

 2)дрессура;

 3)интеллект.

В основе выделения этих стадий лежит не просто созревание организма и усложнение взаимоотношений с окружающим миром, но и переживание удовольствия от выполненных действий. Движущей силой психического развития является переход удовольствия с конца на начало. На первой стадии – сначала действие, потом удовольствие, на второй – действие и удовольствие вместе, на третьей – сначала удовольствие, потом действие.

Автор никогда не относил себя к биогенетистам, однако, он перенёс законы развития животных на законы развития человека, что является неправомерным.

 

4.Теория конвергенции двух факторов (В. Штерн).

Человек рождается с определенными задатками, инстинктами (первый фактор развития), воздействие среды – второй фактор. Развитие – результат сближения внутренних данных с внешними обстоятельствами.

Психическое развитие – самораскрытие, имеющихся у человека задатков, которые определяются той социальной средой, в которой находится человек. Основным механизмом развития является интероцепция – соединение внутренних целей ребёнка с целями, которые ставит перед ним общество. По мнению автора, неправомерно ставить вопрос: развивается психическая функция извне, или изнутри. Воздействуют и биологический и социальный факторы, но их воздействие –  на каждом этапе разное, поэтому нужно учитывать сензитивные периоды психического развития. В этой теории биологический фактор выступает в качестве источника психического развития, а социальный – лишь в качестве условия. Поэтому эта теория относится к натуралистическим концепциям.

 

Социологические концепции.

  1. Родоначальником социологического направления является Э. Дюркгейм. С его точки зрения, решающую роль в психическом развитии играют коллективные представления больших общностей людей (обычаи, традиции, вера, идеалы). Развитие происходит благодаря усвоению обычаев, традиций и т.д. Усвоение происходит благодаря подражанию, а со способностью к подражанию, человек рождается.
  2. По мнению П. Жане. развитие – установление связей с природой и обществом. Основой психического развития являются социальные взаимоотношения.
  3. По мнению М. Мид, характер человека зависит от того, чему и как его учат, а также от условий жизни.

 

 

2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ Л.С. ВЫГОТСКОГО

Движущие силы психического развития –  это те факторы, которые определяют и являются источниками психического развития.

 

Зарубежная психология (З.Фрейд, Э.Эриксон, К.Бюлер, В.Штерн, Ст.Холл) Отечественная психология (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин)

1. Понятие развитие

Приспособление к окружающей среде. Не подчиняется  действию биологических законов, а подчиняется действию общественно-исторических законов.

2. Ход развития

От индивидуального к социальному. От социального к индивидуальному.

3. Источники развития

Находятся внутри индивида. Находятся вне индивида.

4. Условия развития

Наследственность и среда. Морфофизиологические особенности мозга, общение.

5. Движущие силы психического развития

Преформизм (развёртывание изначально заложенных структур), конвергенция двух факторов. Обучение и деятельность.

 

Культурно-историческая теория развития психики Л.С.Выготского

Л.С.Выготский сформулировал ряд законов психического развития:

  1. Закон формирования ВПФ.
  2. Закон метаморфозы: развитие – есть цепь качественных изменений.
  3. Закон неравномерности детского развития: каждая психическая функция имеет свой, оптимальный период развития.
  4. Детское развитие имеет свои ритм, который не совпадает с общим ритмом течения времени.

 

   Общепризнанной теорией психического развития является культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского. Исходным пунктом этой теории является вопрос о соотношении реальных и идеальных форм. Реальные формы – это натуральные, природные свойства человека, которые составляют органическую основу  развития психических свойств. Идеальная форма является продуктом исторического развития. В культуре, в готовом виде, содержатся те качества и свойства, которые должны возникнуть у человека. Натуральные психические функции преобразуются в ходе развития в высшие психические функции (речь, логическая память, произвольное внимание и т.д.)

Превращение натуральных форм поведения в культурные происходят в условиях взаимодействия индивида  с идеальными формами в конкретных общественно исторических условиях его жизни.

Источником психического развития, по мнению Л.С.Выготского, является  социальная ситуация развития – это своеобразное и неповторимое отношение ребёнка с окружающей действительностью, прежде всего социальной.

Закон формирования ВПФ: «Всякая психическая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах: сначала - социальном, потом -психологическом; сначала между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая.

Движущей силой психического развития, по мнению Л.С.Выготского, является обучение. Обучение создаёт зону ближайшего развития – разница между тем, что ребёнок усваивает самостоятельно и тем, что он усваивает под руководством взрослых. Зона ближайшего развития – это развитие завтрашнего дня.

По мнению А.Н.Леонтьева, условиями психического развития являются общение и морфофизиологические особенности мозга. По мнению автора, движущей силой психического развития является деятельность.

   

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: