Управление в сфере взаимодействия общества и природы

Административно-правовой механизмом охраны окружающей природной среды

Между идеей закона и осуществлением этой идеи существует большая разница - не всегда положения закона, как бы ни был он хорош, реализуются на практике.

1.1. Административно-правововой механизм охраны окружающей природной среды это самостоятельный институт российского экологического права, проявляющийся в системе эколого-правовых норм и экологических правоотношений, направленных на выполнение закрепленного в законе экологического императива.

Экологический императив -приказ, требование по неукоснительному соблюдению правил рационального природопользования и охраны окружающей природной среды, невыполнение которых влечет применение мер ответственности. 

Задачи:                                

- обеспечение законности и справедливости в государственном регулировании рационального природопользования и охраны окружающей среды;

- обеспечение приоритета охраны окружающей среды перед экономической целесообразностью;

- обеспечение плановости государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

- обеспечение оптимального сочетания государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды с местным самоуправлением.

Формами реализации административно-правового механизма является

Управление в сфере охраны окружающей среды Экологическое нормирование экспертиза и оценка воздействия на окр.среду Экологическое лицензирование Экологическая сертификация и аудит Экологический мониторинг Экологический контроль

Управление в сфере взаимодействия общества и природы

Виды органов государственного управления:

Функции:

1) учета природных ресурсов и других объектов природы и ведения соответствующих государственных кадастров;

2) планирования мероприятий по использованию и охране природных объектов;

3) распределения и перераспределения природных объектов;

4) воспроизводства природных объектов;

5) пространственно-территориального устройства природных объектов;

6) контроля за использованием и охраной природных объектов;

7) разрешения споров о праве экологопользования.

Органы общей компетенции осуществляют управление использованием и охраной природных ресурсов наряду с решением других задач: развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.

К органам общей компетенции относятся:

1. Федеральное Собрание РФ,

2. Президент РФ,

3. Правительство РФ и администрации субъектов РФ,

4. органы местной администрации.

1. Роль Федерального Собрания РФ минимальна: 1. принятию решения об объявлении зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия; 2. ряд контрольных полномочий.

2. Природоохранительная деятельность Президента:

- определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики;

- нормотворчество;

- гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды;

- обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

3. Компетенция Правительства РФ и правительств субъектов РФ:

- обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии;

- осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;

- проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан.

- организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов;

- координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

4. Полномочия органов местного самоуправления:

- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

- организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

- организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

- осуществление муниципального лесного контроля и надзора;

Специальные органы

органы, созданные исключительно для решения задач в сфере взаимодействия общества и природы, осуществляющие свои функции на всей территории РФ самостоятельно и через свои территориальные органы.

Госкомэкология (Государственного комитета РФ по охране окружающей среды) России осуществляет:

· государственную политику в сфере охраны окружающей среды,

· обеспечивает экологическую безопасность и сохранность биологического разнообразия,

·  осуществляет государственный экологический контроль,

· государственную экологическую экспертизу;

·  и управляет государственными природными заповедниками и другими особо охраняемыми территориями, находящимися в его ведении.

Министерство природных ресурсов осуществляет:

· проведение государственной политики в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны,

· осуществление управления государственным фондом недр, а также использованием и охраной водного фонда.

А так же:

Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству:

  • осуществление государственной политики в области рационального использования и охраны земель, сохранения и воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды;
  • организация и проведение работ, связанных с приватизацией земель;
  • осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;
  • ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель;
  • организация и проведение работ по землеустройству;
  • организация выполнения научно-исследовательских работ по проблемам землеустройства;

Федеральная служба лесного хозяйства России.

  • разработка основных направлений государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны, защиты лесов и развития лесного хозяйства;
  • обеспечение непрерывного и неистощительного лесопользования, сбережения и приумножения лесных богатств, сохранения и усиления защитных, водоохранных, оздоровительных и иных полезных природных функций леса;
  • обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения всеми владельцами лесного фонда и лесопользователями установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил государственного учета и отчетности, а также норм и правил, установленных лесным законодательством.

Функциональные органы:

органы, на которые возложены специальные задачи по государственному управлению природопользованием и охраной окружающей среды наряду с решением иных задач. –

- Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

  • государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации,
  • лицензирование отдельных видов деятельности,,
  • государственный учет поверхностных вод и ведение государственного водного кадастра в части поверхностных водных объектов,
  • ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении,
  • государственный мониторинг атмосферного воздуха.

- Министерство сельского хозяйства РФ;

· выработка государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, устойчивого развития сельских территорий,

· изучение, сохранение, воспроизводство и использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания

- Министерство здравоохранения РФ и социального развития;

  • здравоохранение, включая организацию медицинской профилактики и медицинской помощи,
  • фармацевтическая деятельность;
  • качество, эффективность и безопасность лекарственных средств;
  • курортное дело;
  • санитарно-эпидемиологическое благополучие;
  • уровень жизни и доходов населения;

- Федеральное агентство  геодезии и картографии России;

· специальные исполнительные, контрольные, разрешительные и надзорные функции при производстве геодезических, астрономо-геодезических, гравиметрических, топографических, топографо-геодезических и инженерных изысканий,

· аэрокосмосъёмочные, картографические, картоиздательские и кадастровые работ,

· создание цифровых, электронных карт и геоинформационных систем.

- Министерство внутренних дел РФ;

- Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;

- Министерство строительства РФ;

- Федеральный горный и промышленный надзор России;

- Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности;

- Государственный таможенный комитет РФ;

- Федеральная пограничная служба РФ;

- Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

На уровне S РФ – Красноярского края.

Входит в состав Законодательного собрания края:

Комитет по природным ресурсам и экологии:

· участие в разработке и осуществлении государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, использования и воспроизводства минерально-сырьевых, водных, лесных и иных природных ресурсов;

· участие в регулировании отношений, связанных с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающих при пользовании недрами;

·  участие в создании условий, обеспечивающих сохранение, воспроизводство и комплексное использование минеральных и лесных ресурсов, контроль за использованием особо охраняемых природных территорий;

· рассмотрение вопросов землепользования и землеустройства;

· участие в формировании и проведении краевой политики в области градостроительной деятельности, в том числе по организации и проведению государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации, результатов инженерных изысканий;

· осуществление полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности;

· участие в создании условий для эффективного развития лесопромышленного комплекса;

· рассмотрение и контроль за исполнением краевых целевых программ, относящихся к компетенции комитета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: