Административно-правовой механизмом охраны окружающей природной среды
Между идеей закона и осуществлением этой идеи существует большая разница - не всегда положения закона, как бы ни был он хорош, реализуются на практике.
1.1. Административно-правововой механизм охраны окружающей природной среды это самостоятельный институт российского экологического права, проявляющийся в системе эколого-правовых норм и экологических правоотношений, направленных на выполнение закрепленного в законе экологического императива.
Экологический императив -приказ, требование по неукоснительному соблюдению правил рационального природопользования и охраны окружающей природной среды, невыполнение которых влечет применение мер ответственности.
Задачи:
- обеспечение законности и справедливости в государственном регулировании рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- обеспечение приоритета охраны окружающей среды перед экономической целесообразностью;
|
|
- обеспечение плановости государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды;
- обеспечение оптимального сочетания государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды с местным самоуправлением.
Формами реализации административно-правового механизма является
Управление в сфере охраны окружающей среды | Экологическое нормирование | экспертиза и оценка воздействия на окр.среду | Экологическое лицензирование | Экологическая сертификация и аудит | Экологический мониторинг | Экологический контроль |
Управление в сфере взаимодействия общества и природы
Виды органов государственного управления:
Функции:
1) учета природных ресурсов и других объектов природы и ведения соответствующих государственных кадастров;
2) планирования мероприятий по использованию и охране природных объектов;
3) распределения и перераспределения природных объектов;
4) воспроизводства природных объектов;
5) пространственно-территориального устройства природных объектов;
6) контроля за использованием и охраной природных объектов;
7) разрешения споров о праве экологопользования.
Органы общей компетенции осуществляют управление использованием и охраной природных ресурсов наряду с решением других задач: развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.
К органам общей компетенции относятся:
1. Федеральное Собрание РФ,
2. Президент РФ,
3. Правительство РФ и администрации субъектов РФ,
|
|
4. органы местной администрации.
1. Роль Федерального Собрания РФ минимальна: 1. принятию решения об объявлении зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия; 2. ряд контрольных полномочий.
2. Природоохранительная деятельность Президента:
- определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики;
- нормотворчество;
- гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды;
- обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.
3. Компетенция Правительства РФ и правительств субъектов РФ:
- обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии;
- осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;
- проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан.
- организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов;
- координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.
4. Полномочия органов местного самоуправления:
- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
- организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
- организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
- осуществление муниципального лесного контроля и надзора;
Специальные органы
органы, созданные исключительно для решения задач в сфере взаимодействия общества и природы, осуществляющие свои функции на всей территории РФ самостоятельно и через свои территориальные органы.
Госкомэкология (Государственного комитета РФ по охране окружающей среды) России осуществляет:
· государственную политику в сфере охраны окружающей среды,
· обеспечивает экологическую безопасность и сохранность биологического разнообразия,
· осуществляет государственный экологический контроль,
· государственную экологическую экспертизу;
· и управляет государственными природными заповедниками и другими особо охраняемыми территориями, находящимися в его ведении.
Министерство природных ресурсов осуществляет:
· проведение государственной политики в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны,
· осуществление управления государственным фондом недр, а также использованием и охраной водного фонда.
А так же:
Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству:
- осуществление государственной политики в области рационального использования и охраны земель, сохранения и воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды;
- организация и проведение работ, связанных с приватизацией земель;
- осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;
- ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель;
- организация и проведение работ по землеустройству;
- организация выполнения научно-исследовательских работ по проблемам землеустройства;
Федеральная служба лесного хозяйства России.
- разработка основных направлений государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны, защиты лесов и развития лесного хозяйства;
- обеспечение непрерывного и неистощительного лесопользования, сбережения и приумножения лесных богатств, сохранения и усиления защитных, водоохранных, оздоровительных и иных полезных природных функций леса;
- обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения всеми владельцами лесного фонда и лесопользователями установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил государственного учета и отчетности, а также норм и правил, установленных лесным законодательством.
Функциональные органы:
|
|
органы, на которые возложены специальные задачи по государственному управлению природопользованием и охраной окружающей среды наряду с решением иных задач. –
- Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации,
- лицензирование отдельных видов деятельности,,
- государственный учет поверхностных вод и ведение государственного водного кадастра в части поверхностных водных объектов,
- ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении,
- государственный мониторинг атмосферного воздуха.
- Министерство сельского хозяйства РФ;
· выработка государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, устойчивого развития сельских территорий,
· изучение, сохранение, воспроизводство и использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания
- Министерство здравоохранения РФ и социального развития;
- здравоохранение, включая организацию медицинской профилактики и медицинской помощи,
- фармацевтическая деятельность;
- качество, эффективность и безопасность лекарственных средств;
- курортное дело;
- санитарно-эпидемиологическое благополучие;
- уровень жизни и доходов населения;
- Федеральное агентство геодезии и картографии России;
· специальные исполнительные, контрольные, разрешительные и надзорные функции при производстве геодезических, астрономо-геодезических, гравиметрических, топографических, топографо-геодезических и инженерных изысканий,
|
|
· аэрокосмосъёмочные, картографические, картоиздательские и кадастровые работ,
· создание цифровых, электронных карт и геоинформационных систем.
- Министерство внутренних дел РФ;
- Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;
- Министерство строительства РФ;
- Федеральный горный и промышленный надзор России;
- Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности;
- Государственный таможенный комитет РФ;
- Федеральная пограничная служба РФ;
- Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На уровне S РФ – Красноярского края.
Входит в состав Законодательного собрания края:
Комитет по природным ресурсам и экологии:
· участие в разработке и осуществлении государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, использования и воспроизводства минерально-сырьевых, водных, лесных и иных природных ресурсов;
· участие в регулировании отношений, связанных с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающих при пользовании недрами;
· участие в создании условий, обеспечивающих сохранение, воспроизводство и комплексное использование минеральных и лесных ресурсов, контроль за использованием особо охраняемых природных территорий;
· рассмотрение вопросов землепользования и землеустройства;
· участие в формировании и проведении краевой политики в области градостроительной деятельности, в том числе по организации и проведению государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации, результатов инженерных изысканий;
· осуществление полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности;
· участие в создании условий для эффективного развития лесопромышленного комплекса;
· рассмотрение и контроль за исполнением краевых целевых программ, относящихся к компетенции комитета.