Методическое пособие по теме

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

ВОРОНЕЖСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ)

 

 

Методическое пособие по теме

«Декоративный натюрморт»

Декоративная композиция

 

 

3 класс ДХШ,

количество часов 2

предмет «ДПИ»

 

 

Выполнила

Студентка 4

курса

Группы Д

Пупкова

Юлия

Эдуардовна

 

ВОРОНЕЖ 2020

­­
Тема методического пособия: "Декоративный натюрморт".
Класс: 3
Количество часов по учебному плану: 2 часа.
Цели методического пособия: Познакомить учащихся с декоративной живописью и выполнить натюрморт в этой технике.

Задачи урока:
1. Обучающая:

Научить основным принципам работы с декоративным натюрмортом, а так же изучить их законы и приемы.
2. Развивающая:
Развитие творческих способностей, художественного вкуса, чувства гармонии цвета, воображения и фантазии.
Научиться стилизовать предметы.
3. Воспитательные:
Воспитать уверенность, инициативность в освоении новых техник, воспитание аккуратности в работе, а так же воспитание эстетического вкуса.
Оборудование:
Для преподавателя:
методическое пособие, наглядное пособие.
Для учащихся:
лист бумаги для черчения формата А2; карандаш; ластик; гуашевые краски (стандартный набор); кисточки (синтетика, щетина) № 2, 4, 6; емкость для воды,; вода; палитра.

 

 

Литература:

1. Сластенин В. А. Педагогика: учебник для учреждений среднего профессионального образования В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2013 – 496 с.

2. О. Л. Голубева «Основы композиции». Москва 2001г «Изобразительное искусство» 120 с.

3. Г.М. Логвиненко «Декоративная композиция». «Владос» 2017г. 144с.

 

 

1. Аналоги


    

 

   

 

   

 

 


- На данном пособие изображены примеры декоративного натюрморта.
Все они имеют стилизованные (декоративные) формы, яркие насыщенные оттенки и контур.

Разнообразие декоративного натюрморта очень большое. Он может выполнятся в различных техниках, например в акварельной, или гуашью, так же масляными красками, акриловыми, пастелью, тушью, карандашами, фломастерами, в общем чем угодно. Натюрморт может быть ярким и красочным, может быть тусклым или вообще черно-белым, предметы могут быть искажены до неузнаваемости с едва просматривающимися характерными признаками, а могут четко и ясно передавать свою форму и даже текстуру. Все зависит от вашей фантазии и возможностей. Нужно не забывать и о элементарных законах композиции о которых рассказано далее.

Так же следует выделить некоторых художников, которые писали в данном направлении.

Винсент ванн Гог

А. Матисс

П. Пикассо

Ж. Брак

Х. Грис

А. Родченко

О. Розанова

К. Малевич

 

 

2. Законы композиции.

      

  открытый натюрморт              закрытый натюрморт

    

         динамика                            статика

      
        ассимметрично                               симметрично

К наиболее распространенным композиционным приемам в живописи принадлежат ритмические построения. В таких работах все элементы произведения подчинены только ритму. В ней нет ни одной детали, которая- бы существовала вне стройной согласованности.

1. Композиция, в переводе, означает составлять, сочинять, поэтому важным ее законом является целостность. Целостность выражается таким образом, что предметы на рисунке воспринимаются, как единое целое, ни одна из частей работы не кажется лишней, где нет хаотичности.

2. Важно определить в рисунке композиционный центр (смысловой центр), так, чтобы он привлекал внимание, выделял те объекты, которые подразумеваются, как главные, основные.

3. так же нужно определить в каком ритме находится ваш натюрморт. Будет ли это состояние покоя, или же он будет вызывать у вас ощущение движения. 

Контраст бывает следующих типов:

- Цветовой контраст (светлый-темный). К примеру, цвета черный-белый, черный-красный, всегда будут контрастными, то есть выразительными, и всегда способны выделять главный замысел в рисунке.

- Контраст величин (маленькое-большое). То есть большое на фоне маленького всегда будет более контрастным, чем, например, все предметы на рисунке, имели бы одинаковый размер.

- Смысловой контраст. Например, когда все предметы относятся к определенному виду. Кухонная утварь, швейные предметы или предметы связанные с музыкой.

4. Статика – это стояние равновесия и покоя. Например, чем ниже к краю листа изображены предметы на рисунке, тем работа статичнее. И, чем симметричнее предметы на работе, тем она так же статична.

5. Динамика – это движение. Чем ассиметричней расположены объекты на рисунке, тем композиция динамичнее.

Для того, чтобы рисунок смотрелся более выразительно, необходимо начать компоновать предметы на листе твердо-мягким карандашом, при этом, опираясь на знания перспективы, пропорций, теории цвета, главное, не перегружать работу.

Открытые и закрытые:

Существует два вида композиционного расположения, это закрытый и открытый.

1. В закрытом виде все предметы направлены к центральной части либо немного смещены к краю, при этом края полотна всегда остаются свободные, таким образом композиция кажется закрытой (изолированной). Такой вид композиции умиротворят, его собранность и лаконичность радует глаз и создает образ движения по кругу.


2. Открытая же форма наоборот создает впечатление постоянного движения, предметы хаотично расположены создавая легкую путаницу и беспорядок, что в свою очередь провоцирует легкое волнение. В отличие от закрытой композиции, открытая не дает такого эффекта завершенности и собранности, она заставляет человека искать центр композиции и его смысл.

3. В любой композиции всегда должен быть центр, его суть и главный предмет вокруг которого завязана вся постановка.
Центр композиции может располагать как в центре так и с краю. На нем всегда делается акцент в виде более контрастного оформления или же высветление.

 

 

3. Средства изображения:

   

        контур                               дробление

     

   деление плоскости                  заполнение текстурой

     

         орнамент                         наложение формы

У каждой картины есть свой стиль, своя техника исполнение. В декоративном натюрморте таких техник великое множество. Оно зависит от характера композиции, от того, что художник хочет передать своим зрителям.

Контур - контурная форма делает натюрморт более "анимационным". Придает ему небольшую резкость и выделяет все предметы своим контрастом.

Дробление на части - смысл декоративного натюрморта это дробление изображения на более простые формы, что бы сохранить характер и основной цвет композиции. Дробление может быть как геометрической формы (как показано на изображении) так и из плавных линий, может делиться на мозаику и множество других форм. Все зависит от фантазии и вашего восприятия.

Наложение плоскости – на данном этапе у нас идет пересечение плоскости и предметов, т.е. все предметы кажутся прозрачными за счет чего, плоскость, на которой находятся предметы, тоже видна. Заполнение пересеченных участков цветом может быть любое, необязательно накладывать цвет который получается за счет смешения, допустим цвета кувшина и драпировки, вы можете выбрать любой цвет, главное чтобы в итоге вся композиция гармонично смотрелась.

Заполнение текстурой – для лучшего восприятия предметов, для того чтобы ощутить зрительно их поверхность, художники применяют заполнение текстурой. На предмет наносится узор, максимально похожий на его поверхность. Такой способ очень похож на заполнение декором, но именно он передает характер предмета, даже если его форма потеряна и смысл теряется.

Заполнение декором - для более ясного восприятия композиции, многие художники используют заполнение декором, он позволяет более углубленно и более ярко прочувствовать натюрморт. Это помогает узнать его характер, определить стиль, выделиться среди других своим контрастом и насыщенностью.

Наложение формы на форму - декоративный натюрморт это настоящее поле для нашей фантазии. Данная техника очень распространена, она придает композиции эффект легкости и прозрачности, а так же радует глаз своим контрастом цветов. Здесь предметы становятся прозрачными и все их "спрятанные углы" видны на фоне другого предмета.

 

 

4. Эскизы:

    

    романтичный                              злой

    

       тусклый                                 яркий

 

        веселый                              грустный

Декоративный натюрморт в отличии от обычного можно исполнить в разных вариациях, т.е.:

 

1. Романтичным. У созидателя должно сложиться впечатление полного умиротворения, но при этом легкого волнения. Линии должны быть плавными и нежными, так же и цветовая гамма должна быть легкой и нежной с использованием пастельных тонов. Так же можно добавить кружевной орнамент, он задаст особую изюминку. Темные оттенки не приветствуются. Располагать композицию рекомендуется ближе к верху, дабы подчеркнуть воздушность и легкость данного настроения.


2. Веселым. Линии в таком натюрморте должны быть более геометричными. Цвета должны быть яркими и насыщенными. Использование затемненных или высветленных оттенков не приветствуется. Распологать композицию рекомендуется ближе к нижнему краю, что бы подчеркнуть его устойчивость. Так же рекомендуется использовать закрытый тип, но можно сделать и в открытом, если композиция не будет выглядеть перегруженной. Данная картина должна вызывать радость у созидателя своими сочными красками и четкими линиями.

 

3. Тусклый. Здесь идет акцент только на цвета. Все они выглядят бледными и немного сероватыми, что дает унылый эфект. Для того что бы добиться таких оттенков достаточно в каждый цвет добавлять немного черного, тогда композиция будет выглядеть мрачно как поздний, осенний вечер. Но важно не переборщить, что бы композиция не стала совсем черной и тусклой, не превратилась в злую или грустную.

 

4. Яркий. Как и само слово, мы понимаем, что цвета должны быть максимально насыщенные. Нужно к минимуму свести применение черных и белых оттенков в смешении красок. Только тогда мы добьемся сочный и яркий цвет, который будет нас радовать и вдохновлять. Самые подходящие предметы для такого натюрморта это фрукты, т.к. они имею очень сочные и яркие оттенки.

 

5. Грустным. В данном виде акцент делается на цветовую гамму, она должна быть холодной и навеивать тоску. Линии подходят как, плавные так и геометрические. Можно выделить контур темными красками, дабы подчеркнуть легкую мрачность. Высветление тонов не приветствуется. Тип (расположение) композиции подходит любой. Так же не стоит забывать о подборе предметов по теме. Данная композиция должна вызывать у созидателя тоску и уныние.

6. Злой. Композиция должна быть очень резкой, как линиях так и по цветовой гамме. Она должна вызывать гнев или злость, а так же другие негативные чувства. Цветовая гамма должна быть темной, но в тоже время контрастной. Линии должны быть резкими (зубчатыми). Приветствуется четкий контур. Расположение приветствуется открытое, что бы подчеркнуть волнение и давление.

Вы должны не забывать, что смешение стилей, или же легкое отклонение от них, всегда приветствуется в искусстве, если оно не вредит целостности восприятия композиции.

 

 

5. Цветовые гармонии:

 

Прежде чем приступать к цвету, нужно определить в какой цветовой гамме будет выполнена композиция. Нужно не забывать, что цветовое соотношение должно быть гармоничным и вызывать определенные чувства у созидателя.

Главными называют цвета: красный, синий, жёлтый и зелёный. Это сравнительно сдержанная цветовая гамма. Например, на нашем цветовом круге это – красный и красно-оранжевый цвета, жёлтый и жёлто-красный, но не красный и жёлтый. То есть родственные цвета – это цвета, взятые из промежутков от данного цвета до следующего главного.

В цветовом круге, а точнее – в системе цветовых кругов, имеются 4 группы родственных цветов: жёлто-красные, сине-красные, жёлто-зелёные, сине-зелёные.

Полярная гармония.

Полярная гармония построена на противопоставлении двух главных цветов, которые могут быть как дополнительными, так и контрастными.

Например, красный и зеленый, синий и желтый, желтый и фиолетовый. В полярной гармонии могут сочетаться не только два цвета, но и больше. Например, розовый, салатовый и темно-зеленый. Главное, что эти цвета являются разновидностями двух главных полярных цветов.

Многие исследователи считают эту гармонию наиболее комфортной для глаз. Особенное сочетание контрастных цветов, так как явление последовательного контраста – закон стремления нашего организма к равновесию и самозащите.

Однотоновая гармония(в цветоведческой литературе её также называют монохромной) строится на сочетании цветов одного цветового тона, при наличии различий по светлоте и насыщенности.

Общий цветовой тон придаёт данной цветовой композиции спокойный, уравновешенный характер. Данный вид гармонии очень широко применяется в живописи, декоративно-прикладном искусстве, дизайне одежды. А вот в интерьере его нежелательно использовать, так как монополия одного цвета в пространстве, да ещё и в больших количествах, вызывает в человеческом организме дискомфорт, вплоть до проявления психофизических расстройств.

 

 Цветовые раскладки:

     

 

Очень важно уметь правильно сочетать цвета. Это очень важный аспект в восприятии любой композиции. Все цвета должны гармонировать. Поэтому необходимо делать цветовую раскладку. Она выделяет основные цвета и мы можем увидеть гармонируют ли они между собой или нет.

 

 

6. Поэтапное пособие:

   

 

   

7. Поэтапное пособие:

  

  

 

   

 
























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: