Глава I. Теоретические основы творческой деятельности

Оценка_________________________

Подпись преподавателя_________/_________/

2020

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

I. Теоретические основы творческой деятельности

1.1 Сущность понятия “творчество”……………………………………………...

1.2 Свободное время и его типы...........................................................................

1.3 Виды деятельности молодежи в свободное время…………………………..

Выводы по первому разделу………………………………………………………..

II. Эмпирическое исследование места и роли творчества в структуре свободного времени студентов МСМТ

2.1 Ход и результаты опроса студентов  группы МСМП 09-19 о месте и роли творчества в структуре свободного времени..............................................………..

2.2Рекомендации по организации творческого досуга студентов.....…………...

Выводы по второму разделу………………………………………………………...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………….

 

ВВЕДЕНИЕ

Творческий уровень деятельности человека - это вершина его самореализации как личности.

Актуальность исследования проблемы места и роли творчества в структуре свободного времени студенческой молодежи подтверждается тем, что большая часть студентов, по нашим наблюдениям, свободное время посвящает развлекательному досугу. Молодёжь, зачастую, является потребителем технологичных продуктов - гаджетов и девайсов, которые, безусловно, облегчают и украшают жизнь, поддерживают здоровье, делают отдых интересней и разнообразней. Однако, человек к 17-18 годам, окончательно уходит от своего истинного предназначения - творчества, а ведь, в раннем детстве своё основное время он занимал творчеством: изобретательством, художественным творчеством и пр.

Таким образом, творчество - слабый фактор развития и самореализации личности современного студента.

Объект исследования: творческая деятельность.

Предмет исследования: место и роль творчества в структуре свободного времени студентов МСМТ.

Цель исследования: определить место и роль творчества в структуре свободного времени студентов МСМТ и разработать рекомендации по организации творческого досуга студенческой молодёжи.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1) уточнить понятие “творчество”;

2) охарактеризовать виды деятельности молодежи в свободное время

3) описать ход и результаты опроса студентов  о месте и роли творчества в структуре свободного времени;

4) Разработать рекомендации по организации творческого досуга студенческой молодежи.

В достижении цели и решении поставленных задач использован комплекс исследовательских методов:

1) теоретические (анализ, синтез, дедукция, индукция, конкретизация, абстрагирование, обобщение);

2) эмпирические (наблюдение, анкетирование);

3) метод статистической обработки материала.

Теоретическая своеобразного значимость исследования. Сформулированы теоретические положения о природе и сущности творчества.

Практическая своеобразного значимость исследования. Составлена анкета для опроса студентов по изучению проблемы места и роли творчества в структуре свободного времени, разработаны рекомендации по организации творческого досуга молодежи.

База исследования: ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум», респонденты: обучающиеся «МСМТ».

 

 

Глава I. Теоретические основы творческой деятельности

1.1 Сущность понятия “творчество”

Творчество — это творение, создание чего-то нового, оригинального, ранее не существовавшего; это необходимое свойство и функция культурно-исторического развития живой и неживой природы, порождающей новые формы и виды.

Способность к творчеству у человека возникла в процессе трудовой деятельности. Из предоставляемого природой материала он должен был создавать новую реальность, удовлетворявшую многообразие его потребностей. По мере познания закономерностей окружающего мира, возможности творчества возрастают. Сегодня выделяют творчество в каждой отрасли производства, науки, искусства и т. д. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности человека (творчество изобретателя, организатора производства, ученого, художника, педагога и т. д.).

Понятие «творчество» обладает широкой объяснительной силой. Оно трактуется и как культурно-историческая функция развития живой и неживой природы, общества; и как основная сфера деятельности научной и художественной элиты (творчество композитора, ученого, скульптора и др.); и как компонент любой человеческой деятельности, требующей принятия решений в ситуации неопределенности, неоднозначности.

Понимание творчества как деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, является общепризнанным. Столь же единодушны исследователи в признании духовно-личностной природы творчества. И. Кант (1724–1804 гг.) — немецкий философ, ученый определял сущность творчества как высшую форму самореализации личности в процессе ее жизнедеятельности.

Творчество осуществляется в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него влияние, обусловленное формами уже

созданной культуры. Субъект творчества всегда включен в «разветвленную сеть» современной ему культуры. Поэтому истоки творческих процессов трактовались по-разному в различные исторические эпохи. Так, древнегреческий философ Платон (428–347 гг. до н. э.) объясняет творчество как «волевой акт богоподобного человека», для которого потребность постижения мира, его преобразования проявляются как «одержимость». Эпоха Возрождения, проникнутая безграничной верой в возможности человека, рассматривает творчество как создание произведений искусства. Будучи разумным и духовным, человек не может не быть творческим. Творческое начало человека проявляется во всех сферах жизнедеятельности.

В психологии проблема творчества исследуется в двух основных направлениях: 1) изучение свойств личности, включенной в процесс творчества, личности творца; 2) психологический процесс создания (творения) нового, оригинального продукта. Природу творчества определяют как проявление личностных качеств человека, выделяют различия между творческими и нетворческими личностями. Для творческой личности свойственна устойчивая направленность на поиск нестандартных, оригинальных решений. Ее отличает высокий уровень творческих способностей, позволяющий достигнуть социально и лично значимых результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Являясь культурно-историческим и духовно-личностным образованием, творчество обусловлено свойственной лишь человеку активностью. Эта чисто творческая активность включает в себя содержательную и энергетическую стороны. Содержательная сторона активности представлена идеалами, целями, мотивами, интересами, ценностями. Энергетическая составляющая проявляется в действиях, поступках, общении, чувствах, воле, вере. Первая из них устремлена в будущее, вторая реализуется в настоящем. Движущей силой творчества является устремленность человека в будущее, которое видится ему более совершенным и интересным. Стремление к совершенствованию, преобразованию окружающей действительности в

соответствии со своим представлением о прекрасном (со своим идеалом), распространяется им и на самого себя, на свое самосовершенствование.

Интеллектуальная природа творчества и творческой личности в психологии исследуется Д. Б. Богоявленской. Она считает, что системообразующим качеством творческой личности является стремление к интеллектуальному успеху. В качестве единицы анализа творческой личности вводится интеллектуальная активность личности (ИАЛ). Интеллектуальная активность включает в себя, во-первых, интеллектуальные способности; во-вторых, неинтеллектуальные, а личностно-мотивационные факторы умственной деятельности. Реальным проявлением интеллектуальной активности является продолжение мыслительной деятельности за пределами требуемого, не обусловленного ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы. История выдающихся деятелей науки, культуры дает тому массу подтверждений.

Творчество предполагает наличие у личности определенных способностей, потребностей, жизненной позиции, установок. Выделяют три вида способностей: 1) общие — при помощи которых обеспечивается относительная легкость и продуктивность работы, требующей интеллектуального напряжения; 2) специальные — имеющие четко выраженную специализированную направленность (к музыке, к спорту, к математике и т. д.); 3) практические — к ним относят конструктивно-технические, организаторские, исполнительские способности, которые обеспечивают успех в привычной деятельности.

Творчество как деятельность включает в себя все ее компоненты: цель, содержание, формы и методы. Творческий подход к деятельности затрагивает все подсистемы личности и сферы ее жизни. Обращение к творчеству соответствует природной и социальной сущности человека, его потребности в познании и преобразовании окружающего мира, в общении и взаимодействии с другими людьми.

Выделяют разные виды творчества:

· производственно-техническое

· изобретательское

· научное

· правовое

· политическое

· социальное

· организаторское

· предпринимательское

· философское

· культурное

· педагогическое · художественное

· мифологическое

· религиозное

· музыкальное

· повседневно-бытовое

· спортивное

· игровое

Ииначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.

С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от

других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: