Анализ конституции Саудовской Аравии

Прежде всего, хотелось отметить, что Саудовская Аравия является страной религиозной правовой семьи, а потому не имеет конституции в ее современном понимании. Роль Конституции Саудовской Аравии de jure выполняют священные книги ислама (Коран и сунна): «конституция — Книга Всевышнего Аллаха и сунна Его Пророка»[1]. Основным законом Саудовской Аравии считается Низам или положение королевства Саудовской Аравии, принятое в 1922 году.  Так, данный правовой акт и является Конституцией de facto.

В данном акте закреплены основы правового статуса личности, о них упоминается в двух главах Низама: Глава третья, которая посвящена в свою очередь семье, как основе общества в Саудовской Аравии, а Глава пятая содержит перечень основных прав и свобод человека. Так же, безусловно, Низам уделяет значительное внимание экономическим и финансовым вопросам жизни государства. В частности, в Главе четвертая изложены основные экономические принципы Саудовской Аравии, в Главе шестой, уделяется внимание безопасности подданных и иностранцев исламского государства. Глава седьмая посвящена регулированию государственной власти, а также финансовых взаимоотношений законами и бюджетным вопросам, а Глава восьмая, в свою очередь, упорядочивает финансы, предусматривает обязательность проведения аудита деятельности ряда органов государственной власти. В Главе десятой описаны общие положения и курс выполнения «основ» Низама, так же упоминается о том, что не допускается приостановление действия статей Низама, однако временное приостановление возможно исключительно при введении военного или чрезвычайного положения[2]. Исходя из перечисленного мной выше содержания основного закона Саудовской Аравии на первый вгляд может показаться, что по своей структуре и содержанию Низам напоминает многие конституции зарубежных стран, но это далеко не так.

Итак, в данной стране, исходя из Низама статьи первой, отдаются приоритеты религиозным нормам. Хотелось бы так же отметить, что Низам Саудовской Аравии не предусматривает какого-либо особого порядка внесения изменений в этот акт[3], изменения же вносятся таким же образом, каким был провозглашен основной закон данного государства.

Думаю, что требуется уделить достаточно большое внимание конституционному статусу личности Саудовской Аравии, оторый определяется из официальной религии данной страны.

Основной низам о власти закрепил государственную религию страны, которой является ислам, а конституцией считается книга Всевышнего Аллаха и Сунна его Пророка. В Низаме указывается, что саудовское общество базируется на исламской вере, подчёркивая ее первостепенность и важность[4]. Так в положениях Низама предусматривают, что основой саудовского общества является семья. Ее члены должны воспитываться на основе исламской веры, предусмотренной ею преданности и покорности Всевышнему Аллаху, Его Пророку и представителям власти, уважать законы и выполнять их, любить и ценить свою Родину и ее славную историю. Саудовское общество основывается на следовании его членами ислама, их благочестивом, бережном и солидарном взаимном отношении без всяких противоречий. Укрепление национального единства является обязанностью каждого. Государство препятствует всем действиям, вносящим раскол, смуту и разобщенность. В Конституции так же содержатся предписания исповедовать ислам и не допускать распространения никакой другой религии. Государство призвано соблюдать предписания ислама и применять в своей деятельности нормы шариата, в частности, защищать исламскую веру и права человека в соответствии с шариатом[5]. Согласно реализуемой концепции единственным законодателем является Аллах, а его воля выражена в Коране и Сунне.

Так же, что достаточно интересно Низам провозглашает Саудовскую Аравию социальным государством, путем достижения формирования государственного бюджета не из налоговых поступлений, а из доходов от продажи нефти, следовательно, социальные и культурные права в государстве реализованы на достаточно высоком уровне. В пример модно привести медицину, которая являясь бесплатной, осуществляется на высшем уровне. Иным примером может служить получение высшего образования за рубежом, данная процедура довольно таки сильно поощряется путем оплаты за счет средств государственного бюджета, так же стоит упомянуть, что пособие по безработице составляет около шестисот долларов. Однако, прежде, чем спешить отправляться в Саудовскую Аравию, стоит помнить, что получения всех мною перечисленных социальных и культурных благ зависит от наличия или отсутствия гражданства. А В Саудовской Аравии, как нам известно существует достаточно строгое законодательство о гражданстве, прежде всего, предусмотрено получение гражданства по рождению, и что немаловажно, приоритетное значение имеет гражданство отца. Так, исходя из Низама подданным (гражданином) Саудовской Аравии признается любое лицо, родившееся в Королевстве Саудовская Аравия или за его пределами, чей отец и мать являются подданными Саудовской Аравии, или чья мать является подданной Саудовской Аравии, а отец неизвестен или является лицом без гражданства. Любое лицо, родившееся в Саудовской Аравии, родители которого являются иностранцами, или мать которого является подданной Саудовской Аравии, а отец – иностранцем, признается иностранцем.

Хочется отметить, что закрепления в Низаме такого факта, «государство должно защищать права человека в соответствии с шариатом», стало по истине первым в Саудовской Аравии формальным признанием на государственном уровне концепции прав человека. Не стоит забывать, что, однако идет речь о арабском государстве, и зачастую в таких нормативно-правовых актах достаточно четко прослеживается преобладающее положение государства над личностью, фактический примат высших органов государственной власти. Низам гарантирует лишь некоторые права и свободы граждан исламского государства. Закреплены личные права и свободы, такие как: неприкосновенность жилых помещений, вход в которые осуществляется с разрешения владельца, обыск жилых помещений производится только в случаях, установленных соответствующим законом; защита почтово-телеграфной переписки, телефонных переговоров и иных видов связи, их просмотр или прослушивание осуществляются исключительно в случаях, определенных законом; экономические права, такие как: свобода частной собственности и ее неприкосновенность гарантированы государством, конфискация частной собственности возможна только по судебному решению; предоставление государством каждому трудоспособному гражданину возможности трудиться в любой сфере деятельности. Можно заметить, что перечень прав и свобод является достаточно узким, ведь даже такие, априори естественные права человека, как право на жизнь, право на уважение чести и достоинства в законе Саудовской Аравии отсутствуют. В обязанности же граждан, которые проживают на территории Королевства Саудовская Аравия, является соблюдение законов государства, уважение к ценностям саудовского общества, его традиций, так же, несомненно, обязанностью каждого является защита исламской веры и Отечества, бережное отношение к государственной собственности.

Также, хочется отметить, что в Низаме существует интересное положение об обязанностях государства, это не те обязанности, которые государство принимает перед своим народом и тем самым предоставляет дополнительные права своим подданным. Это обязанности по укреплению арабской семьи, сохранению исламских семейных ценностей; препятствование любым действиям, которые вносят в общество раскол, смуту, разобщенность; охрана государственной собственности; защита исламской веры; забота о науке, культуре, литературе, поощрение научных исследований; обеспечение общего образования; здравоохранение, защита здоровья каждого подданного, сохранение, защита и улучшение состояния окружающей среды.

Даже с учетом того, что Низам Саудовской Аравии был принят в двадцатом веке, положения о правах человека не нашли в нем достаточного развития. Да, проблемы конституционного статуса личности все еще продолжают решатся на основе традиций и норм шариата, таких как наследование, брачно-семейные отношения, отношения детей и родителей, религиозный статус личности, имущественные отношения и т. д.

Исламская религия всегда будет являться стержнем актов конституционного характера Королевства Саудовская Аравия. Будучи флагом и идеологией объединения начала двадцатого века, таким образом обуславливая легитимность всех последующих преобразований в государстве, являясь основой национального единства, внешней и внутренней политики страны. 

Источник: ОСНОВНОЙ НИЗАМ О ВЛАСТИ КОРОЛЕВСТВА САУДОВСКАЯ АРАВИЯ от 1 марта 1992 года. Электронный ресурс:https://worldconstitutions.ru/?p=86

 


[1] ОСНОВНОЙ НИЗАМ О ВЛАСТИ КОРОЛЕВСТВА САУДОВСКАЯ АРАВИЯ от 1 марта 1992 года. Глава первая. Основные принципы. Статья 1.

[2] ОСНОВНОЙ НИЗАМ О ВЛАСТИ КОРОЛЕВСТВА САУДОВСКАЯ АРАВИЯ от 1 марта 1992 года. Глава десятая. Общие положения. Статья 82.

[3] ОСНОВНОЙ НИЗАМ О ВЛАСТИ КОРОЛЕВСТВА САУДОВСКАЯ АРАВИЯ от 1 марта 1992 года Глава десятая. Общие положения. Статья 83.

[4] ОСНОВНОЙ НИЗАМ О ВЛАСТИ КОРОЛЕВСТВА САУДОВСКАЯ АРАВИЯ от 1 марта 1992 года. Глава третья. Основы саудовского общества. Статья 11.

[5] То же. Глава пятая. Права и обязанности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: