НАИМЕНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
УТВЕРЖДАЮ
Наименование должности лица, утвердившего учебную программу
_______________ И. О. Фамилия
«ХХ»_____________20ХХ
НАЗВАНИЕ УЧЕБНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
возраст обучающихся ХХ – ХХ лет
срок реализации – Х лет (года)
Автор(ы)-составитель(и):
Фамилия И. О.,
Должность
Населенный пункт 20ХХ
Содержание
(номера страниц проставляются после написания всего документа)
I. Пояснительная записка | 2 |
1. Введение | |
1.1. Направленность учебной программы | |
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность | |
1.3. Цель и задачи дополнительной учебной программы | |
1.4. Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной учебной программы | |
1.5.Сроки реализации дополнительной учебной программы | |
1.6.Формы и режим занятий | |
1.7. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности | |
II. Учебно-тематический план | |
III. Содержание программы | |
IV. Методическое обеспечение программы |
|
|
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
Пример к образовательной программе «Текстильный дизайн».
Свою историю слово «дизайн» берёт от итальянского «disegno», которое в эпоху Ренессанса обозначало проект, рисунок, идею. Позднее, в XVI веке, в Англии появляется понятие «design», которое дошло до наших дней и переводится на русский язык как замысел, чертёж, узор, а также «проектировать, конструировать». В более узком понимании дизайн означает проектно-художественную деятельность по организации комфортной для человека предметной среды.
У. Моррис, английский теоретик современного дизайна, предложил программу создания нового стиля жизни, представив картину возможного соединения высокоразвитой техники с ручным ремесленным трудом как особым проявлением народного творчества. При этом он определяет художественные ремёсла как первооснову, из которой вышли и развились все остальные виды пластических искусств. Деятельность студии по лоскутному шитью, которое получило во всём мире официальный статус искусства дизайна, глубоко созвучна этой идее. На практике это выражается в стремлении высоко держать престиж старинных ремёсел, показать, что в наши дома должны вернуться «тёплые», уютные, потрясающей красоты вещи, сделанные не только руками, но и «сердцами» мастеров.
Если нам, живущим на Российской земле, не чтить и не любить то, что веками создавали предки, мы не получим и духовной подпитки, необходимой для передачи самобытной культуры России будущим поколениям.
1.1. Направленность учебной программы
|
|
Пример
По направленности программа дополнительного образования «Текстильный дизайн» может быть отнесена к программам художественно-эстетической направленности. Ее цели и задачи направлены на формирование художественного вкуса, воспитание терпения и аккуратности при создании изделий из текстиля, обогащение их внутренней жизни ребенка, опыта самостоятельной художественной деятельности.
1.2.Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Пример
Новизна программы базируется на основе современных педагогических подходов:
– л ичностно ориентированный подход. Программа построена с учётом интересов воспитанника, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создаёт условия для формирования готовности личности к саморазвитию, потребности в самообразовании.
– региональный подход. Учитываются художественные традиции и историко-культурные связи родного села с другими деревнями, что создаёт возможности развития самосознания обучающегося.
– интегрированный подход. В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая технологии работы текстиля с красителями и другими материалами, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, географии, физики, химии и технологии. При работе над композицией применяются знания из областей рисования, черчения, математики и т.д.
Приобщение детей и подростков к декоративно-прикладному искусству, народным промыслам и ремеслам, обучение их технике создания изделий, становится актуальной задачей современного художественного образования. На сегодняшний день все эксклюзивное и сделанное своими руками, создает художественную ценность и актуальность. Незаслуженно забытые изделия ручного труда вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Подобная работа – штучная, неповторимая, оригинальная – высоко ценилась во все времена.
Педагогическая целесообразность программы предполагает создание комфортной среды педагогического общения, развития творческих способностей и творческого потенциала детей, социализация посредством полученных знаний, художественных и жизненно необходимых навыков, целостное восприятие русской культуры, а так же духовное, творческое и эстетическое развитие и самоопределение личности. Базовый уровень освоения программы позволяет подготовить обучающихся к дальнейшему, более специализированному обучению.
1.3. Цель и задачи дополнительной учебной программы
Пример 1.
Целью данной программы является создание условий для духовного и нравственного развития личности каждого ребенка на основе постижения им нравственных основ народной культуры и раскрытия его творческого потенциала посредством освоения техники традиционного ткачества, батика и войлочного валяния, как искусства.
Задачи:
Воспитательные:
-воспитывать волевые качества (настойчивость, упорст
во в достижении цели)
трудолюбие, усидчивость, аккуратность в работе;
-поощрять интерес детей к творческой работе;
-создавать условия для самореализации детей через участие в выставках;
-ориентировать детей на дальнейшее обучение и приобретение специально
сти, связанной с пошивом одежды.
Образовательные:
-приобретение определённых знаний, умений, навыков, компетенций;
-формировать знания об основных приемах моделирования и пошива одежды и предметов быта;
-формировать практические трудовые навыки;
-формировать способность моделировать одежду;
-изучать технологию швейного дела.
Развивающие:
-развивать художественно
|
|
-эстетический вкус, чувство меры, внимание, память, воображение;
-развивать способность самостоятельно создавать различные цветов
ые композиции;
-развивать подход к моделированию и шитью одежды, как к творческому процессу;
-способствовать развитию коммуникативных способностей детей через участие в творческом, производительном, коллективном труде и массовых воспитательных мероприятиях; раскрывать индивидуальные способности каждого ребенка.
Пример 2.
Цель программы: развитие творческого потенциала ребенка посредством обучения основам текстильного дизайна.
Задачи первого года обучения:
– познакомить детей с историей и современными направлениями развития текстильного дизайна;
– научить детей работать с различными тканями, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
– способствовать развитию эстетического вкуса, фантазии;
– способствовать развитию внимания, памяти, глазомера, мелкой моторики рук;
– воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, целеустремленность.
Задачи второго года обучения:
– продолжить знакомство обучающихся с современными направлениями текстильного дизайна;
– сформировать необходимые знания, умения и навыки работы со швейной машиной, инструментами и приспособлениями;
– обучить приемам лоскутного шитья и аппликации;
– обучить технологии пошива несложных изделий;
– способствовать развитию трудолюбия, терпения, умению работать в коллективе;
– способствовать дальнейшему развитию мелкой моторики рук, глазомера, образного и логического мышления.
Пример 3.
Цель программы: формирование у учащихся эстетического вкуса и креативного мышления на основе традиционных и современных видов работы с текстилем.
Задачи:
– знакомить с историей и традициями народных художественных ремесел;
– обучить основным приемам и техникам работы с текстилем;
– формировать гармоничное отношение к окружающему миру;
– воспитывать аккуратность, бережливость, усидчивость.
1.4.Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной учебной программы
|
|
Пример
Программа адресована подросткам 14—17 лет. Воспитанники, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По его результатам воспитанники первого года обучения могут быть зачислены в группу общекультурного, углубленного или профессионально-ориентированного уровня освоения программы.
Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет: первый год обучения — 15 человек; второй год обучения — 12 человек; третий год обучения — 10 человек. Уменьшение числа учащихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.
1.5.Сроки реализации дополнительной учебной программы
1.6. Формы и режим занятий
Пример
В процессе обучения используются разные формы занятий:
– теоретические занятия;
– практические занятия;
– экскурсии, посещение музеев и выставок;
– мастер-классы для детей.
Занятия в учебных группах проходят: первый год обучения — два раза в неделю по два учебных часа; второй год обучения — два раза в неделю по три учебных часа; третий год обучения — два раза в неделю по три учебных часа.
1.7.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
1. Выпускники студии «Флора» в результате изучения основ художественного изображения и фитодизайна
будут знать:
— правила техники безопасности, требования к организации рабочего места;
— свойства и особенности различных природных и художественных материалов, техники работы с ними;
— смысловую связь элементов;
будут уметь:
— пользоваться инструментами, материалами, приспособлениями;
— умело сочетать различные материалы для реализации творческого замысла;
— использовать цвет, как средство передачи настроения, состояния, выделения главного;
— использовать различные по характеру линии для передачи наибольшей выразительности образа;
— применять цветовой и тоновый контраст, контраст величин, контраст динамики и спокойствия;
будут владеть:
— владеть средствами выразительности;
— передавать пространственное положение объектов;
— составлять композиции на заданную тему из природных и художественных материалов.
В течение обучения для осуществления результативности обучения и воспитания педагогом применяются следующие виды контроля:
Этапы процесса обучения и воспитания | Цель контроля | Формы контроля | |
Входной контроль | |||
В начале учебного года | Определение уровня развития детей, их творческих способностей | Беседа, опрос, тестирование, анкетирование | |
Текущий контроль | |||
В течение всего учебного года | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения | Педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа | |
Итоговый контроль | |||
| Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения | Выставка, конкурс, фестиваль, праздник, концерт, соревнование, творческая работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей, опрос, контрольное занятие, открытое занятие, переводные и итоговые занятия, эссе, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, тестирование, анкетирование и др. |
II. Учебно-тематический план
Вариант 1.
№ п/п | Темы | Количество часов | Всего | |
Теория | Практика | |||
1. | Лепка домашних птиц конструктивным способом. Роспись готового изделия | 2 | 4 | 6 |
2. | Лепка изделий из элементов цилиндрической формы. Роспись готового изделия | 2 | 4 | 6 |
3. | Лепка мужской фигуры. Роспись готового изделия | 2 | 4 | 6 |
4. | Лепка женской фигуры. Роспись готового изделия | 2 | 4 | 6 |
5. | Посещение тематических выставок, экскурсии | 2 | 4 | 6 |
6. | Изготовление сувениров и подарков к праздникам | 2 | 4 | 6 |
Итого | 36 |