Амирян Арине, Фадеева Яна. ЭиУП(о)-12
Программа социологического исследования
«Характер и интенсивность патриотизма студентов СГЭУ»
Методологическая часть
Проблемная ситуация: В современных российских реалиях понятие гражданского патриотизма утрачивает свое значение. С одной стороны сложные социально-экономические процессы, связанные с реформированием российского общества повлияли так, что значительной части молодёжи не присущи такие традиционные для нашего общества нравственно-психологические черты как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей. С другой стороны существует множество различных передач на телевидении, статей, лекций, посвященных патриотизму, которые транслируются СМИ, мероприятия, которые организуются государством/малой Родиной с целью сплочения и поднятия духа нации. Несмотря на это существует масса примеров, демонстрирующих то, что люди ставят личные интересы выше интересов нации.
|
|
Актуальность: современное поколение достаточно редко интересуется с историей, культурой и традициями родного края, а ведь это во многом определяет их патриотизм. Как будет формироваться любовь к Родине, если не будут известны подобные вещи? Это и повлияет на отношение гражданина с государством, обществом. Именно по этой причине особо возрастает необходимость уделять особое внимание к патриотическому воспитанию граждан по отношению как к стране целом, так к и родному городу.
Проблема: на сегодняшний день тема патриотизма является достаточно спорной для молодежи. Основополагающая проблема – утрата патриотизма у современных студентов. Они всё больше недовольны существующим законодательством, властью и постоянно ставят в сравнение ко многим политическим и социальным явлениям европейские страны и США, утверждая, что у них все реализовано намного лучше. Они утрачивают чувство любви и веры в большую Родину, тем самым подвергая опасности страну и позволяя развиваться тенденции нации к нарушению своей культурно-исторической целостности.
Объектом исследования выступают студенты Самарского государственного экономического университета.
Предметом исследования является патриотизм как характеристика мировоззрения студентов.
Предварительный системный анализ объекта:
Факторы, влияющие на развитие патриотических качеств у студента:
· Общие факторы:
1. Патриотическое воспитание во время обучения в школах и университетах;
|
|
2. Организация тематических творческих конкурсов
3. Преемственность поколений
· Объективные факторы:
1. Социально-демографическое положение студентов;
2. Экономическое положение студентов;
3. Социальное окружение.
· Субъективные факторы:
1. Общественно-политическая активность;
2. Вовлеченность в различные социально-политические практики;
3. Участие в волонтерских движениях.
Цель исследования: описать характер и интенсивность патриотизма студентов СГЭУ.
Задачи исследования:
1. Определить, считают ли студенты СГЭУ себя патриотами своей страны/малой Родины;
2. Определить, что понимают студенты СГЭУ под понятием локальный/национальный патриотизм;
3. Определить, уровень осведомленности студентов СГЭУ об истории и культуре страны/города;
4. Выявить уровень вовлеченности студентов СГЭУ в различные политических мероприятия своего города/страны;
5. Выяснить, принимают ли участие студенты СГЭУ в общественно-полезных мероприятиях своего города/страны;
6. Узнать, поддерживают ли студенты СГЭУ решения, которые принимаются государственными/городскими органами власти;
7. Выяснить, что готовы сделать студенты СГЭУ для благополучия и поддержания своего города/страны;
8. Узнать, какие факторы, по мнению студентов СГЭУ, влияют на формирование патриотизма.
Теоретическая интерпретация основных понятий:
1) Студенческая молодежь – это социальная возрастная группа молодых людей (примерно от 16 до 28 лет), получающая среднее или высшее профессиональное образование.
2) Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.
3) Патриот – патриотичный человек, тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.
4) Национальный патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие.
5) Локальный патриотизм — это любовь к своей малой Родине, к месту, в котором ты родился, вырос и с которым тебя очень многое связывает; описывается с чувственной, психологической стороны, проявляется как внутреннее индивидуальное состояние человека, более индивидуален, основан на внутренних чувствах, является описательным.
6) Страна – это территория, имеющая политические, физико-географические, культурные или исторические границы, которые могут быть как чётко определёнными и зафиксированными, так и размытыми.
7) Гражданин – это человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделённый совокупностью политических и иных прав и обязанностей.
8) Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
9) Политическое участие – действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют, или пытаются влиять на результаты ее деятельности.
Эмпирическая интерпретация понятий:
· Характер патриотизма и интенсивность патриотизма студентов СГЭУ выражается в:
1) Осознании респондентами понятий «патриотизм», «локальный патриотизм»;
2) Осведомленности и информированности студентов СГЭУ об истории города, местной культуре и достопримечательностях, проблемах города;
3) Участие в социально-политических действиях стран;
4) Степени готовности пожертвовать своими интересами ради интересов родного города.
|
|
· Патриотизм в целом предполагает:
1) Веру в настоящие и будущие возможности страны;
2) Любовь к стране;
3) Преданность и приверженность отечеству.
· Любовь к стране заключается в:
1) Уровне самоотверженности по отношению к стране;
2) Отношении к действиям страны по отношению к населению;
3) Степени гордости за свою страну.
· Локальный патриотизм студентов выражается в:
1) Любви к культуре и природе малой Родины;
2) Знании истории и культурных особенностей родного края;
3) Чувстве гордости за свой родной край;
4) Готовность к защите своей малой Родины.
Операционализация:
Отношение студентов к патриотизму – признак, который измеряется по следующей шкале:
1. Серьезное отношение студентов к патриотизму;
2. Относительно серьёзное отношение студентов к патриотизму;
3. Несерьезное отношение студентов к патриотизму.
Факторы, влияющие на степень патриотизма и отношение к стране/родному краю:
1) Жизненные интересы;
2) Система ценностей;
3) Мнения близких людей.
Процедурная часть.
Тип выборки исследования: целенаправленная целевая – будут опрошены студенты СГЭУ. Метод отбора определен, исходя из целей, задач социологического исследования, которые направлены на определение мнение людей, относящихся к социальной группе-студенты СГЭУ.
Стратегия исследования: аналитическая
Методология исследования: количественная
Метод сбора информации: анкетный опрос
Анкета, включающая в себя 20 вопросов
Гипотезы исследования:
1. Студенты имеют осознанное представление о понятиях локальный и национальный патриотизм и умеют различать их.
2. Большинство студентов знают историю и культуру своей страны/города на общем, поверхностном уровне и в принципе мало интересуются ей.
3. Многие студенты не считают, что они являются патриотами своей страны/города.
4. Большинство студентов редко или вообще не участвуют в политических мероприятиях своего города/страны, так как не верят в существующее законодательство и не поддерживают решение местных/государственных властей.
5. Многие из опрошенных студентов принимают участие в социально-полезных мероприятиях всего города/страны.
|
|
6. Большинство студентов не готовы пойти на всё, пожертвовать своими интересами ради благополучия своей страны/ малой Родины.
7. Тема патриотизма кажется для студентов не очень актуальной в данное время, из-за чего новое поколение утрачивает связь со своей малой Родиной/страной.
8. Многие студенты в ранние годы не получали должного патриотического воспитания, из-за чего теперь они не имеют качества настоящего истинного патриота своей страны/малой Родины.
АНКЕТА
Уважаемые студенты! Просим Вас принять участие в анонимном опросе на тему: «Характер и интенсивность патриотизма студентов СГЭУ к своей стране». Ваши ответы помогут нам выявить уровень понимания студентами СГЭУ понятия «патриотизм», а также отношение молодых людей к патриотизму в целом.
1.Укажите, пожалуйста, свой пол:
1) мужской
2) женский
2.Пожалуйста, укажите Ваш возраст:
1) младше 18 лет
2) 18–21
3) 22 и старше