Методологическая часть

Амирян Арине, Фадеева Яна. ЭиУП(о)-12

Программа социологического исследования

«Характер и интенсивность патриотизма студентов СГЭУ»

Методологическая часть

Проблемная ситуация: В современных российских реалиях понятие гражданского патриотизма утрачивает свое значение. С одной стороны сложные социально-экономические процессы, связанные с реформированием российского общества повлияли так, что значительной части молодёжи не присущи такие традиционные для нашего общества нравственно-психологические черты как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей. С другой стороны существует множество различных передач на телевидении, статей, лекций, посвященных патриотизму, которые транслируются СМИ, мероприятия, которые организуются государством/малой Родиной с целью сплочения и поднятия духа нации. Несмотря на это существует масса примеров, демонстрирующих то, что люди ставят личные интересы выше интересов нации.

Актуальность: современное  поколение достаточно редко интересуется с историей, культурой и традициями родного края, а ведь это во многом определяет их патриотизм. Как будет формироваться любовь к Родине, если не будут известны подобные вещи? Это и повлияет на отношение гражданина с государством, обществом. Именно по этой причине особо возрастает необходимость уделять особое внимание к патриотическому воспитанию граждан по отношению как к стране целом, так к и родному городу.  

Проблема: на сегодняшний день тема патриотизма является достаточно спорной для молодежи. Основополагающая проблема – утрата патриотизма у современных студентов. Они всё больше недовольны существующим законодательством, властью и постоянно ставят в сравнение ко многим политическим и социальным явлениям европейские страны и США, утверждая, что у них все реализовано намного лучше. Они утрачивают чувство любви и веры в большую Родину, тем самым подвергая опасности страну и позволяя развиваться тенденции нации к нарушению своей культурно-исторической целостности.

Объектом исследования выступают студенты Самарского государственного экономического университета.

Предметом исследования является патриотизм как характеристика мировоззрения студентов.

Предварительный системный анализ объекта:

Факторы, влияющие на развитие патриотических качеств у студента:

· Общие факторы:

1. Патриотическое воспитание во время обучения в школах и университетах;

2. Организация тематических творческих конкурсов

3. Преемственность поколений

· Объективные факторы:

1. Социально-демографическое положение студентов;

2. Экономическое положение студентов;

3. Социальное окружение.

· Субъективные факторы:

1. Общественно-политическая активность;

2. Вовлеченность в различные социально-политические практики;

3. Участие в волонтерских движениях.

Цель исследования: описать характер и интенсивность патриотизма студентов СГЭУ.

Задачи исследования:

1. Определить, считают ли студенты СГЭУ себя патриотами своей страны/малой Родины;

2. Определить, что понимают студенты СГЭУ под понятием локальный/национальный патриотизм;

3. Определить, уровень осведомленности студентов СГЭУ об истории и культуре страны/города;

4. Выявить уровень вовлеченности студентов СГЭУ в различные политических мероприятия своего города/страны;

5. Выяснить, принимают ли участие студенты СГЭУ в общественно-полезных мероприятиях своего города/страны;

6. Узнать, поддерживают ли студенты СГЭУ решения, которые принимаются государственными/городскими органами власти;

7. Выяснить, что готовы сделать студенты СГЭУ для благополучия и поддержания своего города/страны;

8. Узнать, какие факторы, по мнению студентов СГЭУ, влияют на формирование патриотизма.

Теоретическая интерпретация основных понятий:

1) Студенческая молодежь – это социальная возрастная группа молодых людей (примерно от 16 до 28 лет), получающая среднее или высшее профессиональное образование.

2) Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.

3) Патриот – патриотичный человек, тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.

4) Национальный патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие.

5) Локальный патриотизм — это любовь к своей малой Родине, к месту, в котором ты родился, вырос и с которым тебя очень многое связывает; описывается с чувственной, психологической стороны, проявляется как внутреннее индивидуальное состояние человека, более индивидуален, основан на внутренних чувствах, является описательным.

6) Страна – это территория, имеющая политические, физико-географические, культурные или исторические границы, которые могут быть как чётко определёнными и зафиксированными, так и размытыми.

7) Гражданин – это человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделённый совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

8) Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

9) Политическое участие – действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют, или пытаются влиять на результаты ее деятельности.

Эмпирическая интерпретация понятий:

· Характер патриотизма и интенсивность патриотизма студентов СГЭУ выражается в:

1) Осознании респондентами понятий «патриотизм», «локальный патриотизм»;

2) Осведомленности и информированности студентов СГЭУ об истории города, местной культуре и достопримечательностях, проблемах города;

3) Участие в социально-политических действиях стран;

4) Степени готовности пожертвовать своими интересами ради интересов родного города.

· Патриотизм в целом предполагает:

1) Веру в настоящие и будущие возможности страны;

2) Любовь к стране;

3) Преданность и приверженность отечеству.

· Любовь к стране заключается в:

1) Уровне самоотверженности по отношению к стране;

2) Отношении к действиям страны по отношению к населению;

3) Степени гордости за свою страну.

· Локальный патриотизм студентов выражается в:

1) Любви к культуре и природе малой Родины;

2) Знании истории и культурных особенностей родного края;

3) Чувстве гордости за свой родной край;

4) Готовность к защите своей малой Родины.

Операционализация:

Отношение студентов к патриотизму – признак, который измеряется по следующей шкале:

1. Серьезное отношение студентов к патриотизму;

2. Относительно серьёзное отношение студентов к патриотизму;

3. Несерьезное отношение студентов к патриотизму.

Факторы, влияющие на степень патриотизма и отношение к стране/родному краю:

1) Жизненные интересы;

2) Система ценностей;

3) Мнения близких людей.

Процедурная часть.

Тип выборки исследования: целенаправленная целевая – будут опрошены студенты СГЭУ. Метод отбора определен, исходя из целей, задач социологического исследования, которые направлены на определение  мнение людей, относящихся  к социальной группе-студенты СГЭУ.

Стратегия исследования: аналитическая

Методология исследования: количественная

Метод сбора информации: анкетный опрос

Анкета, включающая в себя 20 вопросов

Гипотезы исследования:

1. Студенты имеют осознанное представление о понятиях локальный и национальный патриотизм и умеют различать их.

2. Большинство студентов знают историю и культуру своей страны/города на общем, поверхностном уровне и в принципе мало интересуются ей.

3. Многие студенты не считают, что они являются патриотами своей страны/города.

4. Большинство студентов редко или вообще не участвуют в политических мероприятиях своего города/страны, так как не верят в существующее законодательство и не поддерживают решение местных/государственных властей.

5. Многие из опрошенных студентов принимают участие в социально-полезных мероприятиях всего города/страны.

6. Большинство студентов не готовы пойти на всё, пожертвовать своими интересами ради благополучия своей страны/ малой Родины.

7. Тема патриотизма кажется для студентов не очень актуальной в данное время, из-за чего новое поколение утрачивает связь со своей малой Родиной/страной.

8. Многие студенты в ранние годы не получали должного патриотического воспитания, из-за чего теперь они не имеют качества настоящего истинного патриота своей страны/малой Родины.

 

АНКЕТА

Уважаемые студенты! Просим Вас принять участие в анонимном опросе на тему: «Характер и интенсивность патриотизма студентов СГЭУ к своей стране». Ваши ответы помогут нам выявить уровень понимания студентами СГЭУ понятия «патриотизм», а также отношение молодых людей к патриотизму в целом.

1.Укажите, пожалуйста, свой пол:

1) мужской
2) женский

2.Пожалуйста, укажите Ваш возраст:

1) младше 18 лет
2) 18–21
3) 22 и старше





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: