При всех способах движения на гонах средней длины около 10% пути затрачивается на повороты. На коротких участках эта величина может возрасти до 40%. Рациональный выбор поворота — важный резерв повышения производительности МТА. Так, петлевые повороты длиннее беспетлевых, поэтому их следует применять, когда расстояние между рабочими ходами меньше двух радиусов поворота. Часто при обработке участка рационально применять петлевые и беспетлевые повороты. Длина пути, который проходит агрегат, в значительной мере зависит от формы поворота (табл. 5.2). Для загонов с небольшой поворотной полосой рекомендуются повороты срезанной открытой петлей или боковой петлей. При диагональных способах движения используют угловые повороты (рис. 5.4).
Таблица 5.2. Характеристика поворотов МТА
Рис. 5.4.Схемы поворотов при диагональных способах движения:
а — беспетлевой; б — петлевой; в — с задним ходом
Навесные агрегаты более маневренны, и для их поворотов требуется меньшая ширина поворотной полосы, так как радиус поворота на 10…15% меньше, чем у прицепных машин.
При выборе способа движения руководствуются в первую очередь агротехническими, экологическими требованиями, возможностями уменьшения вспомогательных операций и времени на холостые повороты и передвижения. Если есть возможность применять различные виды движения, выбирают способ с более высоким коэффициентом рабочих ходов (отношение длины рабочих ходов к общей длине). На коротких полях этот коэффициент выше у беспетлевых способов, на длинных — у петлевых способов движения. Вспашку наиболее экономично выполнять комбинированным способом (рис. 5.5).
Рис. 5.5.Схемы способов движения агрегатов:
а — беспетлевые: 1 — перекрытием; 2 — комбинированный; 3 — пропашка; 4 — четырехполосный; б — петлевые: 5 — челночный; 6 — комбинированный с односторонними петлевыми поворотами; 7 — вразвал (всвал, движение в обратную сторону от центра); в — вкруговую: 8 — повороты рабочие; 9 — повороты холостые; 1 0 … 12 — повороты на внутренних поворотных полосах; г — диагональные: 13 — диагонально-челночный; 14 — диагонально-перекрестный
Для повышения производительности при разбивке поля гон располагают по длинной стороне участка. Для получения более ровной поверхности поля рекомендуют предпосевные обработки осуществлять в перпендикулярных направлениях движения. Основное направление движения уборочных машин должно совпадать с направлением движения пахотного агрегата или последней междурядной обработки. Способ движения зерноуборочных машин зависит также от направления полеглости культуры.
В районах, подверженных водной эрозии, при обработке склонов двигаются так, чтобы задержать дождевую и талую воду и предотвратить их размывание. В районах ветровой эрозии обработку проводят перпендикулярно направлению преобладающих ветров.