Дикция – это степень отчётливости произношения звуков, слогов и слов

Вступление

Справочник по технике речи название, которое характеризует сборник тренировочных материалов. Материалы, собранные в справочнике, будут полезны тем, кому в скором времени предстоит публичное выступление, для тех, кто ведет социальные сети и регулярно общается со своей аудиторией, да и вообще для тех людей, кто хочет говорить правильно, красиво и четко.

Поделен справочник на три главы, чтобы было удобно сразу найти нужную информацию. Названия глав отражают их содержание.

Чтобы тебе была более понятна техника выполнения упражнений, я подготовила для тебя видео-уроки. Воспользуйся QR-кодом, который переместит тебя в группу в социальной сети «Вконтакте», где и размещаются видео-уроки. Всего видео будет четыре, так как одно видео посвящено зарядке для тела.


Лично для меня данный справочник удобный и компактный. Его можно всегда носить с собой и в случае необходимости лишний раз позаботиться о своем речевом аппарате. Я понимаю, что это будет нелегкая работа, которая потребует времени, но она того стоит. Ты увидишь результат, если будешь стараться. Таким образом, справочник будет тебе помощником на протяжении всей работы, а полученную информацию сможешь применять на практике. Главное – ты будешь уверен(а) за свою речь.


Важно!


Если у тебя присутствуют дефекты речи, то тебе необходимо обратиться к логопеду. При наличии неправильного прикуса, челюстных травм и других повреждений речевого аппарата выполнять любые упражнения без рекомендации и контроля врача не следует.



Глава 1. Дыхание.

Самое главное – дышать животом! Если ты дышишь грудью, воздух заполняет сначала среднюю, затем верхнюю часть лёгких, а нижняя остаётся нетронутой. Так ты не используешь объем лёгких в полном объеме.

При дыхании животом диафрагма напрягается и растягивает нижнюю часть лёгких, в неё поступает воздух. Именно такая техника дыхания правильная, потому что так лёгкие полностью заполняются воздухом.

Все упражнения делаются либо стоя прямо, либо, если нет такой возможности, сидя.

Перед тем, как мы приступим к выполнению упражнений, сделаем небольшую зарядку для тела, чтобы не только и речевая, но и физическая составляющая организма была разогрета.

Зарядка для тела.

1 упражнение. Тянем голову сначала вперед, потом назад, вправо и влево. Делаем три раза, неспеша и аккуратно.

2 упражнение. Быстро трем ладошки друг об друга двадцать секунд. Растираем мочки ушей и растягивающими, растирающими движениями разминаем шею. Потом плавно переходим к предплечью, рукам.

3 упражнение. Опять трем ладошки друг об друга. После несильными, безболезненными шлепками прикасаемся к рукам, к верхней, нижней частей грудной клетки, переходим на ноги, сначала внешняя сторона икр, потом внутренняя, и поднимаемся снизу вверх, не переставая хлопать по телу.


 

Теперь, когда мы разогреты, смело можно переходить к выполнению упражнений.

1 упражнение «Правильное дыхание». Выдохни воздух до предела. Если ты выдохнул(а) правильно, твой живот сейчас втянут в себя (если нет – в нижней части лёгких ещё остался воздух, выдыхай!). Теперь начинай медленно вдыхать носом. Следи, чтобы расширялся живот, а не грудь.

Очень важно, чтобы мышцы грудной клетки не работали вообще. Для лучшего контроля движения диафрагмы можно положить руку на живот. Вдыхая воздух через нос ты почувствуешь, как руки сами начинают расширятся. Это значит, что диафрагма работает, и в нижнюю часть легких поступает воздух.

Сделай несколько вдохов только животом, а несколько только грудью. Почувствуй разницу.

2 упражнение «Выдыхание воздуха». Кладем руку на живот. После этого делаем следующий цикл: 1. вдыхаем воздух через нос, так, чтобы наш живот надулся (следи, чтобы не поднимались плечи и воздух поступал исключительно в диафрагму); 2. выдыхаем воздух через рот, чтобы воздух в диафрагме закончился; 3. надуваем живот, вдыхая воздух через рот; 4. выдыхаем воздух через рот, чтобы его в диафрагме не осталось. И так по кругу. Постепенно можно ускорять темп.

Повторяем это упражнение пять раз.

Выполняя упражнение, может закружиться голова. Все потому, что резко включаются мышцы тела, которые длительное время не использовались, и у организма происходит перенасыщение кислорода. Пугаться и переживать не стоит, просто на некоторое время нужно остановиться и подождать, пока головокружение пройдет.

3 упражнение «Воздушный шар». Представляем себя в роли воздушного шара, который начинает сдуваться. Наполняем диафрагму воздухом (для удобства, можно первое время класть руку на живот; главное, чтобы ты почувствовал(а) разницу между дыханием грудью и дыханием диафрагмой) и со звуком «С» начинаем сдуваться. «Сдуваемся» до того момента, пока не закончится воздух. Потом опять набираем воздух в диафрагму и начинаем сначала.

Повторяем упражнение пять раз.

Упражнение «Кс-Кс-Кс». Если ты замечаешь, что твой голос начинает посвистывать, то выполни упражнение «Кс-Кс-Кс» как будто зовешь кошку. Упражнение направлено на устранение неприятного звука «С» на чистый звук.

4 упражнение «Складка». Принимаем исходное положение, ноги на ширине плеч, в расслабленном состоянии. Набираем воздух в диафрагму, фиксируем его и держим, чтобы живот не сдулся и воздух не вышел. И после этого со звуком «С» мы верхней частью корпуса «складываемся», уходим в положение складки.

Чтобы прийти в это положение, нужно расслабить верхнюю часть тела. Сначала расслабляется голова, потом шея, плечи, спина. В последствии, нас держат наши ноги и таз, вся верхняя часть находится в расслабленном состоянии. Почувствуй, как вверх твоего организма расслабляется и запомни это положение. Можно немного покачаться из стороны в сторону.

После этого, внизу, набираем в диафрагму воздуха, фиксируем диафрагму. И со звуком «С» приходим в исходное положение.

Повторяем три раза.

5 упражнение «Выталкивание звука». Кладем руку на живот. Вдыхаем воздух через нос и после выталкиваем его со звуком «ОЙ».

Делаем упражнение десять раз.

6 упражнение «Выдохи звуков под счет». Мы будем считать вслух. Сначала набираем воздух носом. То есть, например, берем промежуток от шестьсот шестидесяти пяти дошестьсот семидесяти. Дальше этот промежуток мы будем увеличивать и начинать с шестьсот шестидесяти четырех, трех, двух, шестьсот шестидесяти одного и шестьсот шестидесяти.

Если тебе пока что сложно, делай столько, сколько возможно, постепенно так же увеличивая промежутки. Ну а если легко, то попробуй добавить тысячу перед шестьсот шестьюдесятью пятью, и уже считай: одна тысяча шестьсот шестьдесят пять и так далее.

7 Упражнение «33 корабля лавировали». Берем скороговорку «33 корабля лавировали». Наша цель произнести глагол «лавировали» на одном дыхании десять раз. Начиная с «33 корабля лавировали, лавировали и еще восемь раз» мы заканчиваем скороговорку словами «да никак не вылавировали», делая паузу перед не.

Кроме дыхания очень важен хороший резонанс. Резонанс – это результат вибрации воздуха в голосовых полостях: носоглотке, гортани и грудной клетке. Он даёт голосу силу и уверенность.

Упражнения на резонанс голоса:

8 Упражнение «Мычание». Положи одну руку на грудную клетку, другую можешь положить на живот. Так будет легче отслеживать, дышишь ли ты через диафрагму. Закрой рот, но зубы внутри него разомкни. Теперь мы будем мычать. Звук «М» - сонорный, то есть звук, который состоит из голоса, и в его образовании почти не участвует шум, должен свободно, без препятствий проходить через грудную клетку. Ртом мы делаем так называемый купол, где и будет «собираться» весь наш звук.

Если ты сделаешь все верно, то в руке, что лежит на грудной клетке, почувствуешь вибрации.

Повторяем упражнение три раза, но чем больше раз ты его сделаешь, тем лучше.

9 Упражнение «Резонирование звукоряда». Положим руку на грудную клетку, чтобы почувствовать вибрацию. Сейчас мы будем произносить звукоряд, состоящий из звуков «И», «Э», «А», «О», «У», «Ы». Но для начала найди вибрацию на звуке «М». Звук «М» далее будет вспомогательным, переходя в сочетании на другие гласные звукоряда. Внутри челюсти мы собираем звук «М» и резонируем им, как делали в предыдущем упражнении. Выходя, звук «М» переходит в звук «И» и на выходе получается «МИ».

Дальше мы проделываем все тоже самое, идя дальше по звукоряду.

10 упражнение «Выстрел звуком». Представим, что в твоей руке сейчас находится мячик и тебе его нужно докинуть до какой-то цели (расстояние до цели ты выбираешь самостоятельно). Бери в расчет то, что чем дальше ты кинешь воображаемый мяч, тем на большее расстояние тебя будет слышно. Будем кидать гласные звуки «И», «Э», «А», «О», «У», «Ы», чередуя их. Точно определи себе цель, и, с мощностью звука, кидай в цель воображаемый мяч. Можешь делать движение броска, это будет помогать.

Набираем воздух носом и стараемся докинуть звук до цели. Звук должен быть открытым, для этого не зажимай гортань и не сиди на связках.

Повторяем три раза.

Скороговорки, помогающие развитию резонатора голоса:

1. Маланья-болтунья молоко болтала-болтала, выбалтывала-выбалтывала, да никак не выболтала;

2. Милый мой, вы лениво ловили налима,

Милый мой, вы лениво ловили линя!

О любви вы, мой милый, меня не молили,

На налима, мой милый, меняя линя!

3. На мели мы лениво налима ловили и меняли налима мы вам на линя.

О любви не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня


 Глава 2. Артикуляция.

Артикуляция – это процесс образования звуков с помощью речевого аппарата. Хорошая артикуляция возникает, когда каждая гласная и согласная произнесена правильно. Для этого нужна хорошая двигательная активность мышц речевого аппарата. Тогда наша речь будет чёткой и красивой, потому что артикуляция и дикция неразрывно связаны между собой и работают в тандеме.

Лучший способ прокачать артикуляцию – артикуляционная гимнастика. Это своеобразная разминка для каждой части речевого аппарата. Тут принцип как в спорте – хорошей тренировке (а уж тем более выступлению) предшествует хорошая разминка.

Во время артикуляционной гимнастики нужно устранить вялость, разогреть и подготовить органы, участвующие в произношении звуков. Эти органы делятся на активные (язык и губы) и пассивные (зубы, дёсны, мягкое и твёрдое нёбо).

Помни, что все упражнения нужно выполнять осторожно, без чрезмерных усилий и ни в коем случае не допуская болевых ощущений.

После завершения каждого упражнения мы будем делать сброс. Как его делать показано в видео.

1 упражнение «Бабушка». Название идет от того, что при выполнении этого упражнения мы немного становимся похожи на бабушек. Сначала вытягиваем наши губы в трубочку, затем верхнюю губу как бы натягиваем на верхний ряд зубов и после приходим в улыбку.

В улыбке должно быть легкое напряжение от растяжки, нас как будто заставляют улыбаться. Но совсем легкое, болевых ощущений быть не должно. Выполняем медленно, не торопясь. Делаем это упражнение пять раз.

После того, как упражнение закончено, делаем сброс.

2 упражнение «Уточка». Мы вытягиваем губы в трубочку со звуком «У», а потом приходим в улыбку со звуком «ТИ».

Улыбка должна вызывать небольшое напряжение, но без болевых ощущений. Сначала это упражнение делается медленно, но потом, когда начнет получаться, можно ускоряться.

Упражнение повторяется десять раз.

После завершения упражнения делаем сброс.

Упражнение «Расставление ударения». Можно потренироваться с расставлением ударения на разные звуки. То есть сначала мы ставим ударение на звук «У» и повторяем У ти, У ти, У ти, и так пять раз. После делаем сброс. Дальше наоборот, выделяем звук «ТИ» и это будет выглядеть так: у ТИ, у ТИ, у ТИ и выполняем тоже пять раз. Количество повторений потом можно будет корректировать. Чем чаще повторения, тем будет лучше для тебя и твоей речи.

После того, как упражнение закончено, делаем сброс.

3 упражнение «Полоскание водой». Выполняется по принципу того, как мы поласкаем рот водой. Мы надуваем рот воздухом, представляем, что там вода и начинаем полоскать. Сначала правую сторону, потом левую.

Делаем это упражнение пятнадцать секунд. Выполняем неспеша, без болевых ощущений. Небольшой дискомфорт будет, но это нормально, так как речевой аппарат разминается.

Потом «поласкаем» верхнюю и нижнюю губу. Происходит все то же самое, просто воздух направляем в верхнюю губу, потом в нижнюю.

Выполняем пятнадцать секунд.

После того, как упражнение закончено, делаем сброс.

4 упражнение «Конфета». Закрываем рот и начинаем кончиком языка водить по часовой стрелке по части между верхним рядом зубов и верхними губами, потом в левую щеку, потом в промежуток между нижним рядом зубов и нижней губой и в правую щеку.

Упражнение выполняем сначала по часовой стрелке пятнадцать секунд. Потом делаем против часовой тоже пятнадцать секунд.

Упражнение можно делать дольше, все зависит от твоего уровня.

После того, как упражнение закончено, делаем сброс.

5 упражнение «Иголочка - Лопаточка». Для этого упражнения нужно высунуть язык и направить его вверх, как будто мы пытаемся достать кончиком языка до носа, потом собираем его обратно в рот, а затем высунув, опускаем вниз, чтобы достать подбородка. Когда мы опускаем язык вниз, представляем, что он становится тяжелым и принимает форму лопаты. Стараемся как можно лучше растянуть его, пытаясь опустить ниже.

Повторяем пять раз.

Выполняя упражнение, не запрокидываем голову и наоборот, не опускаем ее. Она должна располагаться ровно по центру. В языке должно чувствоваться напряжение, но не стоит переживать, просто твой речевой аппарат не привык к нагрузкам и из-а этого начинает побаливать. Если почувствуешь боль, то остановись и передохни немного, а потом дальше продолжай упражнение. Перегружать себя точно не стоит.

После того, как упражнение закончено, делаем сброс.

6 упражнение «Покусывание языка». Достаем язык изо рта максимально далеко, насколько это возможно, и начинает аккуратно покусывать его от корня к кончику и обратно.

Повторяем три раза.

После того, как упражнение закончено, делаем сброс.

7 упражнение «Цокание». Цокаем поочередно по пять раз со звуками «А» и «О». При выполнении на каждом звуке немного задерживаемся и чуть больше растягиваем челюсть.

После того, как упражнение закончено, делаем сброс.

8 упражнение «Выталкивание языка». Сейчас цепляемся кончиком языка за нижние зубы, а затем толкаем язык вперед и назад.

Повторяем десять раз.

После того, как упражнение закончено, делаем сброс.

9 упражнение «Кулак». Сейчас нам нужен будет кулак. Мы берем кулак и подставляем под нашу челюсть, и когда будем пытаться ее открыть, кулак не даст этого сделать.

В челюсти должно чувствоваться напряжение, которое будет пытаться преодолеть сопротивление кулака, но упражнение не должно вызывать болевых ощущений.

Делаем пять раз.

После того, как упражнение закончено, делаем сброс.

10 упражнение «Зевки». Широко открываем рот и представляем, что зеваем, и после мягко закрываем рот.

Повторяем пять раз.

После того, как упражнение закончено, делаем сброс.

Глава 3. Дикция.

Дикция – это степень отчётливости произношения звуков, слогов и слов.

Для развития дикции используются упражнения с разными сочетаниями гласных и согласных звуков, а также скороговорки. Теперь ты видишь, что скороговорки – самая верхушка пирамиды.

На самом деле, чтобы научиться красиво говорить, в первую очередь говорить нужно много. Не обязательно с людьми. Лучшее упражнение – чтение вслух. Не важно, что читать – стихи, прозу, газеты, посты из интернета, все что угодно. Читать за тебя или вместе с тобой я, как ты понимаешь, не могу. Это твоя самостоятельная часть работы.

Для начала я рекомендую запомнить звукоряд. Звукоряд – это классический ряд гласных звуков, который используется при тренировке дикции). Состоит он из шести гласных звуков. Звукоряд используется в тренировках резонанса, в сочетании гласных и согласных звуков. Натренируй произношение звукоряда до автоматизма.

И Э А О У Ы

1 упражнение. Возьмем сочетание звуков «ПТК» и проговорим его пять раз. После этого «пронесем» его по звукоряду: ПТК И, ПТК Э, ПТК А, ПТК О, ПТК У, ПТК Ы. Сначала произносим медленно, проговаривая каждое сочетание. Потом проговариваем в среднем темпе, потом в быстром. После завершения, делаем сброс.

Потом произведем замену звукоряда, составленного из глухих согласных звуков, на составленный из звонких согласных, то есть П на Б, Т на Д, К на Г и получится: БДГ. Проговорим сочетание пять раз. «Пронесем» его по звукоряду: БДГ И, БДГ Э, БДГ А, БДГ О, БДГ У, БДГ Ы. Проговариваем его в трех темпах.

После того, как упражнение закончено, делаем сброс.

2 упражнение. Возьмем сочетание звуков «ШСТР» и произнесем его пять раз. Дальше «пронесем» его по звукоряду, как мы делали это в прошлом упражнении: ШСТР И, ШСТР Э, ШСТР А, ШСТР О, ШСТР У, ШСТР Ы. Проговариваем в медленном, среднем и быстром темпе и после завершения, делаем сброс.

Потом произведем замену глухих согласных, на звонкие: ЖЗДР. Произнесем сочетание пять раз. И так же «пронесем» его по звукоряду: ЖЗДР И, ЖЗДР Э, ЖЗДР А, ЖЗДР О, ЖЗДР У, ЖЗДР Ы. Повторяем упражнение в трех темпах: медленном, среднем и быстром.

После того, как упражнение закончено, делаем сброс.

3 упражнение. Берем скороговорку «Четыре черненьких чумазеньких чертенка» и проговариваем ее в трех темпах: сначала в медленном, артикулируя все звуки, потом переходим в средний темп и заканчиваем более быстрым.

 В четверг четвертого числа

Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.

После того, как упражнение закончено, делаем сброс.

4 упражнение. Возьмем сочетание звуков «ПР» и произнесем его пять раз. Дальше начинаем проносить его по звукоряду: ПР И, ПР Э, ПР А, ПР О, ПР У, ПР Ы. Произносим в трех темпах: сначала в медленном, потом в среднем и быстром, и когда закончим, делаем сброс.

После этого выбери один из звуков и произнеси, делая на нем акцент. Будто рассказываешь интересную историю и делаешь на ключевом моменте паузу, показывая ее значимость. В конце проговариваем «ПР» еще раз по звукоряду, чтобы расслабить речевой аппарат и, таким образом, закончить упражнение.  

В видео я показываю, как это должно выглядеть и произношу все варианты. То есть визуально это выглядит так:

ПРИ, прэ, пра, про, пру, пры;

• при, ПРЭ, пра, про, пру, пры;

• при, прэ, ПРА, про, пру, пры;

• при, прэ, пра, ПРО, пру, пры;

• при, прэ, пра, про, ПРУ, пры;

• при, прэ, про, про, пру, ПРЫ.

При произношении можно помогать себе руками.

После того, как упражнение закончено, делаем сброс.

5 упражнение. Берем скороговорку «Из кузова в кузов» и проговариваем ее в трех темпах: сначала в медленном, артикулируя все звуки, потом переходим в средний темп и заканчиваем более быстрым.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

После того, как упражнение закончено, делаем сброс.

6 упражнение. Возьмем сочетание звуков «ФСП» и произнесем его пять раз. Дальше подключаем звукоряд: ФСП И, ФСП Э, ФСП А, ФСП О, ФСП У, ФСП Ы. Произносим в трех темпах: сначала в медленном, потом в среднем и быстром, и когда закончим, делаем сброс.  

Потом так же произведем замену глухих согласных, на звонкие: ВЗБ. Произносим пять раз. Дальше подключаем звукоряд:ВЗБ И, ВЗБ Э, ВЗБ А, ВЗБ О, ВЗБ У, ВЗБ Ы. Повторяем упражнение в трех темпах: медленном, среднем и быстром.

После того, как упражнение закончено, делаем сброс.

7 упражнение. Возьмем сочетание звуков «КПТ». Произносим его пять раз. Дальше подключаем звукоряд: КПТ И, КПТ Э, КПТ А, КПТ О, КПТ У, КПТ Ы. Произносим в трех темпах: сначала в медленном, потом в среднем и быстром, и когда закончим, делаем сброс.  

Потом так же произведем замену глухих согласных, на звонкие: ГБД. Проговариваем пять раз. После подключаем звукоряд: ГБД И, ГБД Э, ГБД А, ГБД О, ГБД У, ГБД Ы. Повторяем упражнение в трех темпах.

После того, как упражнение закончено, делаем сброс.

8 упражнение. Берем скороговорку «Блюдо с бобами» и проговариваем ее в трех темпах: сначала в медленном, артикулируя все звуки, потом переходим в средний темп и заканчиваем более быстрым.

Блюдо бы с бобами бабе подали бы?

Подали бы бабе блюдо бы с бобами?

Подали бы бабе?

После того, как упражнение закончено, делаем сброс.

9 упражнение. Возьмем сочетание звуков «ВРЖ» и произнесем его пять раз. Дальше начинаем проносить его по звукоряду: ВРЖ И, ВРЖ Э, ВРЖ А, ВРЖ О, ВРЖ У, ВРЖ Ы. Произносим в трех темпах: сначала в медленном, потом в среднем и быстром, и потом делаем спрос.

После этого выберите один из звуков и произнесите, делая на нем акцент. В конце проговариваем «ВРЖ» еще раз по звукоряду, чтобы расслабить речевой аппарат и, таким образом, закончить упражнение.

В видео я показываю, как это должно выглядеть и произношу все варианты. Визуально это выглядит так:

ВРЖИ, вржэ, вржа, вржо, вржу, вржы;

• вржи, ВРЖЭ, вржа, вржо, вржу, вржы;

• вржи, вржэ, ВРЖА, вржо, вржу, вржы;

• вржи, вржэ, вржа, ВРЖО, вржу, вржы;

• вржи, вржэ, вржа, вржо, ВРЖУ, вржы;

• вржи, вржэ, вржа, вржо, вржу, ВРЖЫ.

При произношении можно помогать себе руками.

После того, как упражнение закончено, делаем сброс.

10 упражнение. Берем стихотворение «На Шишсушмаше…» и проговариваем в трех темпах: медленном, среднем и быстром, как мы это делали в предыдущих упражнениях.

На Шишсушмаше шишкосушильщик Саша не высушил ни шиша.

После того, как упражнение закончено, делаем сброс.

 


 

Еще есть одна вещь, которая поможет в улучшении артикуляционного аппарата –винная пробка. Это одно из эффективных упражнений для дикции.

Винную пробку нужно зажать между передними зубами, рот должен быть приоткрыт, зубы обнажены. В таком положении громко говорить и читать, по 5 – 10 минут несколько раз в день. Упражнение развивает артикуляционный аппарат и голосовые связки (на них ложится часть нагрузки, когда артикуляционный аппарат не справляется, им приходится компенсировать то, что «губы не могут»).

Если её нет, можешь взять помаду или фломастер.

Еще нам понадобиться диктофон или камера на твоем телефоне. Это нужно для того, чтобы слышать и видеть, в каких местах есть проблемы. Когда есть возможность посмотреть на себя со стороны, смотри. Даже если тебе пока что не нравится воспроизводимая картинка. Зато ты будешь знать, на что стоит обратить внимание, и спустя некоторое время усилий, ты точно увидишь результат. Главное – не останавливаться на достигнутом.

Лучше выполнять все упражнения стоя, с ровной спиной. Если такой возможности нет, лучше сделать сидя, чем не сделать вообще. Старайся держать тело расслабленным, без зажимов.




В заключении.

Я попыталась собрать в справочнике только ту информацию, которая действительно приведет к результату. Надеюсь, что ты не остановишься на достигнутом, будешь уделять внимание своей речи, и конечно, будешь продолжать заниматься. Удачи!

 


 


Литература

1. Васильев Ю. Избранные скороговорки для тренинга. Рабочая тетрадь – СПб, 2018.

2. Герасименко А. Спикерклуб – VIP. Как улучшить дикцию и поставить голос: техника ораторского мастерства – М.: https://speakerclub.ru, 2010.

3. Карнеги Д. Общайся так, чтобы тебя слышали, слушали и слушались! – М.: АСТ, 2019.

4. Хижняк К. Говори чётко. – К.: https://serenity.com.ua, 2019.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: