Заметки о художественных колониях в Сербии

Милутин Дедич

 историк искусств, художник,

автор путевых заметок, журналист (г.Белград, Сербия)

 

Очаги художественной жизни

Заметки о художественных колониях в Сербии

Потребность художника творить в одиночестве, выражать свои чувства, идеи, догадки, да и свои страхи, можно сравнить только с молитвой. Поэтому, фигурально говоря, художественное творчество и есть своеобразная молитва. Тем не менее художники не чураются взаимного общения. Об этом свидетельствуют разные формы объединений и ассоциаций, цели которых нельзя свести исключительно к эстетическим. В этом смысле так называемые художественные колонии представляют собой особую и нередко весьма значимую форму культурной и, шире, общественной деятельности. Термин "так называемые" я употребил потому, что существуют разные названия такой формы деятельности: съезды художников, встречи художников, слеты художников, художественные мастерские и т.п. Суть их более-менее одинакова. В этих заметках я буду употреблять выражение "художественные колонии", поскольку на практике оно употребляется чаще всего.

Из сказанного уже можно догадаться, что речь идет о весьма непостоянном явлении в творческой жизни определенного сообщества. Его судьба извилиста и напоминает меандр. То оно проявит себя с особенной силой, то через некоторое время угаснет. Иногда может продлиться дольше, приспосабливаясь к обстоятельствам и условиям общества. Художественные колонии не охвачены культурной политикой, (за небольшим исключением), отсюда и эта схожесть с меандром. А может быть, это и хорошо, поскольку к ним не предъявляют норм и условий, которые бы их стесняли. В качестве убедительного доказательства можно указать на разнообразие организаторов этих мероприятий. Среди них могут быть местные муниципалитеты, художественные объединения и общества, хозяйственные предприятия, туристические организации, учреждения культуры, военные ведомства и физические лица. Исходя из их мотивов и интересов, художественные колонии можно было бы классифицировать по группам, однако сейчас я не стану этим заниматься, так как гораздо важнее суммировать то, что делает их значимыми, разумеется, не все без разбора.

Сербский опыт художественных колоний очень ценен. К сожалению, он не изучен и не оценён полностью. Правда, существуют качественные монографии об отдельных мероприятиях, однако их комплексного исследования еще нет. И все-таки, доступные сведения и личный опыт позволяют хотя бы до некоторой степени прояснить это явление, которое можно было бы назвать неиссякаемым источником духовности и красоты.

Первое организованное собрание художников на просторах Балкан состоялось именно в Сербии. Это произошло в начале 20 века. Сербия была тогда свободной страной, насквозь проникнутой духом свободы, что привлекало многих интеллектуалов и творческих людей из тех стран, которые находились под пятой чужеземцев. Помимо прочего, их объединяла и идея о воссоединении южных славян. Именно эта идея и подтолкнула сербскую художницу Надежду Петрович вместе с ее друзьями из Словении, Хорватии и Болгарии, с которыми она изучала в Мюнхене изобразительное искусство, основать Югославскую художественную колонию. Это был 1905 год. Она выбрала заброшенное село Сичево, расположенное над каньоном реки Нишавы к востоку от Ниша. На ее призыв откликнулись словенские художники Рихард Якопич, Матей Яма, Федор Весел и Иван Грохар, хорваты Иван Мештрович и Эмануэл Видович и болгарин Никола Михаилов. Работы, написанные в первой Югославской художественной колонии, были выставлены в 1907 году в Народном музее в Белграде при участии художника Пашко Вучетича из Сплита, который принял сербское гражданство. К ним присоединились художники из Хорватии Мирко Рачки, Томислав Кризман и Антон Катунарич. Хотя первая Югославская художественная колония просуществовала всего два года, она оставила глубокий след в сознании истинных художников, а цели ее и сейчас актуальны. Это стремление к сближению художников, обмену мнениями и опытом, а особенно к изучению народной жизни. К сожалению, после этого начинания прошло без малого пятьдесят лет до восстановления практики художественных колоний.

Акт возрождения художественных колоний показывает, что художники не равнодушны к событиям в обществе и помимо участия в развитии изобразительного искусства хотят участвовать и в решении общественных проблем. И как в 1905 году художников связывала идея об объединении южнославянских народов, так в начале пятидесятых годов 20 века они вместе участвовали в противодействии догмам социалистического реализма. В этот период основываются художественные колонии, которые становятся центрами более свободного творческого выражения: Сента 1952, Бачка Паланка 1953, Бечей 1954, Эчка 1955 и т.д. Художественные колонии стали отражением актуальной ситуации в художественной жизни общества, но одновременно и сами влияли на нее.

Сегодня никто в точности не знает, сколько художественных колоний в год организуется в Сербии. Точно не менее двух сотен. Не известно и сколько художников принимает в них участие. Может быть, несколько тысяч. Но определенно известно то, что они развивают культурную жизнь в среде, которая без них была бы гораздо беднее. Многие художественные колонии организуются в отдаленных районах, где достигают значительных результатов в деле сохранения традиций, архитектурного наследия, возрождения забытых и вытесненных ценностей, одним словом, народной жизни в целом, именно как это 110 лет назад задумывалось Надеждой Петрович. Прекрасными примерами тому служат художественные колонии в Дони Душнике, в горном крае Заплање за горой Сува планина, в Трнаве на Златиборе, Горни Прибое в горном пределе Маевица в Республике Сербской, в Камена Горе недалеко от Приеполя, на Власинском озере, в Райце возле Неготина, в Белановице у подножья горы Рудник...

Особого внимания заслуживают художественные колонии, поставившие своей целью сохранить среду обитания человека и показать красоту таких уголков природы, о существовании которых многие даже не догадываются. Среди таких колоний три, основанные на реке Дрине, несколько выделяются, это колонии в Вишеграде и в местечках под названием Алановича навоз и Бастаси, где реки Тара и Пива соединяют свои чудесные прозрачные воды, переливаясь такими цветами, что можно увидеть только здесь, и образуя вместе новую реку, имя которой Дрина. К этой группе, конечно же, относятся и другие художественные колонии - у истока реки Млава возле Жагубицы, Сокоград в Соко-Бане, на климатическом курорте Вручица у Теслича и др.

В любом обзоре, посвященном работе художественных колоний в Сербии, нельзя не упомянуть и те, которые на первый план выдвигают гуманитарные цели. Средства от продажи на аукционах картин, написанных в этих колониях, направляют в фонд помощи сиротам, ассоциациям инвалидов и людей с ограниченными возможностями, на закупку лекарств, стипендии талантливым детям, не имеющим материальных возможностей для дальнейшего развития дарования, а также в качестве спонсорства более широких общественных акций, направленных на развитие какой-либо деятельности. Такого рода мероприятия часто имеют мемориальных характер, поскольку организуются в память трагически погибшего кого-либо из близких организатора мероприятия. Стоит только упомянуть колонии в Жабале возле города Нови-Сад и Пеуо в Республике Сербской.

Художники не забывают также и великих творцов и с удовольствием участвуют в посвященных им художественных мероприятиях. Например, колония в городе Пожаревац посвящена Милене Павлович Бариле, в селе Мокрин - Саве Шумановичу, а в местечке Дероне основана колония в честь трагически погибшего иконописца Рафаила Момчиловича и т.д. Значительный вклад в богатство художественной жизни принадлежит и тем колониям, которые развивают отдельные жанры изобразительного искусства. Например, художественная колония в городе Зренянин, посвященная рисунку, или акварели в городском поселении Нови Бечей и др.

Многие художественные колонии заслужили такой авторитет, что стали привлекать иностранных художников и тем самым приобрели престижный статус международных. Их польза возросла многократно, однако их потенциал еще не используется в полной мере и далеко не изучен. Может быть, колония Балкане мой ("Балканы мои!") в городе Пожаревац могла бы послужить образцом организации международных художественных колоний.

Особенно успеху и признанию художественных колоний способствуют отдельные энтузиасты. Пока они действуют, колонии развиваются. Когда, по каким-либо причинам, их деятельность прекращается, в жизни колонии настает кризис и часто она угасает совсем. Причиной кризиса могут также стать те одиночки, которые хотят быстрым, легким и недорогим способом заполучить художественные произведения. Они обрушивают на художников поток красивых слов и заманчивых обещаний, обеспечивают им кое-какие условия, но, когда достигают своей цели, художественная колония просто перестает существовать. Не так часто, но свой вклад в отрицательную практику вносит и некорректное отношение к художникам. Если, например, не важно по какому поводу, художественную колонию посетит какой-нибудь политик или известная личность, ему будет принадлежать все внимание при полном игнорировании самих художников, будто их вообще там не существует!

Если посмотреть в целом, художественные колонии существенно способствуют укреплению сотрудничества между художниками, влияют на качество культурной жизни развивают чувство прекрасного и прививают истинные ценности молодежи, особенно детям, спасают от забвения многие достижения прошлого. Вклад художественных колоний в дело сохранения национального самосознания является несомненным. Им вполне достаточно просто и дальше работать при оказании гораздо большей поддержки в будущем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: