Волевые качества личности

Тема: Понятие о воле. Волевые усилия в физкультурно-спортивной деятельности. Пути воспитания воли.

ЗАДАНИЕ: познакомьтесь с материалом темы, законспектируйте определение воли и волевого усилия, перечислите волевые качества и по теме Волевые усилия в физкультурно-спортивной деятельности  ответьте на вопрос «Что необходимо делать тренеру для воспитания волевого усилия тренирующихся?» (перечислите основные моменты)

Понятие о воле.

Общая характеристика воли

С волей мы познакомились в предыдущих разделах учеб­ника, когда узнали, что существенной особенностью всех психических процессов и личности в целом является ак­тивность — непроизвольная и произвольная. Непроизволь­ная активность возникает без предварительного намере­ния человека, она вызывается какими-либо внешними причинами и осуществляется без сознательного усилия.

Произвольная активность возникает по нашему намерению, с заранее поставленной целью.

Непроизвольная и произвольная активность проявля­ются во внимании, а в связи с вниманием и в других по­знавательных процессах. Поэтому различаются непроизволь­ное и произвольное восприятие, непроизвольное и про­извольное запоминание, непроизвольное и произвольное воображение и пр.

Произвольная активность возникает по нашему наме­рению, с заранее поставленной целью, она связана с на­шим «Я» и протекает с сознательным усилием. Произволь­ная активность лежит в основе волевых действий, которые в отличие от непроизвольных всегда совершаются по оп­ределенным мотивам.

В обыденной жизни мы называем волевыми действия, связанные с преодолением встретившихся на жизненном пути трудностей. В научной психологии это явление рас­сматривается как более сложное и неоднозначное.

Волевое действие осуществляется по собственному ре­шению человека, оно является осознанным и намерен­ным. Это собственное решение человек принимает на ос­нове внешней или внутренней необходимости. Всякому волевому поступку предшествует определенная мысль, успех нашего поведения зависит от ясного представления цели и от степени ее желательности для нас. С волей мы имеем дело всегда, когда ставим перед собой цели и при­лагаем усилия для их достижения, преодолевая проблемы и трудности, которые встречаются на этом пути.

Основной функцией воли является регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мо­тивами человека. Поэтому волевая регуляция тесно связана с мотивацией поведения и поступков человека. Произволь­ное поведение, осуществляемое по сильному устойчивому мотиву, не нуждается в волевой регуляции.

Если мотив не очень сильный, то преодоление препят­ствий и трудностей при достижении цели требует так на­зываемого волевого усилия - особого состояния нервно-пси­хического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Волевое усилие осуществляется через дополнительно созданное побуждение к действию или деятельности. Важную роль в появлении, создании новых мотивов играет воображение человека, предвидение тех или иных возможных послед­ствий своей деятельности. Например, 28-летний француз­ский врач Ален Бомбар отправился в одиночку через оке­ан, чтобы изучить приспособляемость организма в не­привычных для человека условиях в целях уменьшения смертельных случаев во время морских катастроф. По его мнению, смерть наступает чаще всего по причинам пси­хологического, а не физиологического порядка: люди уми­рают не от голода или жажды, а от страха. И вот, на пять­десят третий день своего плавания он один, без пищи, в крохотной резиновой надувной лодке, не веря глазам сво­им, увидел корабль. Первым порывом было намерение от­казаться от продолжения эксперимента, тем более что ка­питан корабля предложил забрать его вместе с лодкой. Но приходят мысли: прекращение рейса снизит ценность ре­зультатов. И Бомбар принимает трудное решение плыть дальше.

Однако воля проявляется не только в умении достиг­нуть цели, но и в умении воздержаться от чего-либо. «Боль­шая воля, - писал А.С. Макаренко, - это не только уме­ние чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно».

Л. Пастер писал: «Быть убежденным, что ты обнаружил научный факт, с жаром желать его обнародовать и сдержи­вать себя днями и неделями, иногда целыми годами, воз­ражать самому себе, пытаться опровергнуть свои собствен­ные опыты и сообщить о сделанном открытии лишь после того, когда исчерпаны и откинуты все противоположные гипотезы и допущения, - да, это тяжелое испытание».

Итак, воля это сознательная регуляция поведения и деятельности человека, которая проявляется по отноше­нию к себе и направлена на достижение целей и преодо­ление трудностей.

Ступени волевого действия

Свои потребности человек удовлетворяет с помощью определенной деятельности, которая состоит из разнооб­разных действий. Воля проявляется в действиях и поступках человека. Однако не каждое действие является волевым.

Импульсивное (непроизвольное) действие ведет к удов­летворению непосредственной потребности без сознатель­ной цели и усилия воли, а также без учета возможных по­следствий. Импульсивными являются протягивание руки ребенка к игрушке или удар, нанесенный в порыве гнева.

Привычные действия совершаются также без особого усилия воли, на основании уже усвоенного стереотипа поведения. Привычными действиями являются привет­ствие, умывание по утрам, выполнение обычных производ­ственных заданий и пр.

Волевое действие имеет следующие ступени (или струк­туру).

Первая ступень - постановка цели, т.е. ожидаемый и предполагаемый результат действия. Цели человек ставит для того, чтобы удовлетворять свои потребности. При этом он взвешивает многие мотивы, которые могут соответство­вать или не соответствовать цели. Происходит так называ­емая «борьба» мотивов.

Если мотив и цель совпадают, то требуется ничтожное усилие воли. Для того чтобы в жаркую погоду пойти ку­паться или начать читать давно разыскиваемую книгу, не требуется серьезного усилия воли. Определение цели за­канчивается принятием решения - действовать так, а не иначе и действие реализуется.

Следующей ступенью волевого действия является мыс­ленное планирование - как и с помощью каких средств добиться поставленной цели. При выборе средств также могут иметь место серьезная борьба и конфликт мотивов. Для того чтобы студенту хорошо сдать экзамен, можно либо все хорошо выучить, либо приготовить шпаргалку, либо понадеяться списать у сокурсника. При выборе средств неизбежно приходится считаться с действующими в об­ществе нормами поведения. Недопустимо исходить из прин­ципа «цель оправдывает средства», т.е. для достижения цели все средства хороши.

Последней ступенью в волевом действии является ис­полнение, совершение действия. На этой ступени человек сталкивается не только с внутренними трудностями, как при конфликте мотивов, но и с разнообразными внешни­ми трудностями, которые препятствуют достижению цели. Именно на этой ступени и выявляется сила или слабость воли человека. Хорошие планы недорого стоят, если их не претворять в жизнь.

Мы уже говорили, что иногда достижение цели не пред­ставляет трудности и не требует усилий, но чаще всего это все-таки связано с преодолением трудностей и препятствий.

Трудности и препятствия бывают двух видов - вне­шние и внутренние. Внешние препятствия не зависят от человека, это внешние помехи, противодействия других людей, природные препятствия. Внутренние препятствия зависят от самого человека: это нежелание делать то, что нужно, наличие противоположных побуждений, пассив­ность человека, плохое настроение, привычка действо­вать необдуманно, лень, чувство страха, чувство ложно­го самолюбия и т.д.

Воля человека и выражается в том, насколько он спо­собен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, под­чинять свою деятельность определенным задачам, насколь­ко является хозяином самого себя.

Люди со слабо развитой волей не проявляют настойчи­вости, решительности, не умеют сдерживать себя, подав­лять сиюминутные побуждения во имя более общественно значимых, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности. Они нередко отступают даже перед незна­чительными трудностями и проблемами.

 

Волевые качества личности.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда. Волевые качества – это относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, удостоверяющие достигнутый личностью уровень сознательной саморегуляции поведения, её власти над собой.

К волевым качествам относятся: целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.

1. Целеустремленность — волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовности отдать все силы и способности для ее достижения. Этой перспективной целью обусловлены частные цели как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается. Нужно, однако, помнить, что у некоторых людей целеустремленность принимает индивидуализированное направление. Они тоже ставят ясные цели, однако, содержание их отражает только личные потребности и интересы.

2.  Решительность — волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях выбора, связанных с риском. Противоположность этому качеству - нерешительность - может проявляться в нескончаемой борьбе мотивов, в постоянных пересмотрах принятого уже решения.

3. Смелость — это способность человека преодолевать чувство страха и растерянность. Смелость проявляется не только в действиях в момент опасности для жизни человека; смелый не испугается сложной работы, большой ответственности, не побоится неудачи. Смелость требует разумного, здравого отношения к действительности. Подлинная смелость волевого человека - это преодоление страха и учет грозящих опасностей. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия.

4. Настойчивость — волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия на пути к ней. От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли — упрямство. Упрямец признает лишь собственное мнение, собственные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными.

5. Выдержкой, или самообладанием, называют волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противоположное отрицательное качество — импульсивность, склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков.

6.  Мужество - это сложное качество личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе, в правоте своего дела. Мужество проявляется в способности человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания и лишения.

        7. Инициативность — это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это, отвечающая времени и условиям, активная и смелая гибкость действий и поступков человека.

8.  Самостоятельность — волевое свойство личности, проявляющееся в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Противоположным самостоятельности качеством является внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам, противостоять им, он принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные.

9. Дисциплинированность — это волевое свойство личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять правила трудовой, учебной дисциплины, социалистического общежития и борется за выполнение их другими.

Волевые качества, подобно другим качествам личности, вырабатываются в деятельности. Здесь имеются в виду не искусственные упражнения, а тренировка волевых усилий в процессе выполнения повседневных обязанностей.  

Пути воспитания воли

Воля, как сознательная саморганизация и самовоспитание (саморегуляция) деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей - это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. У разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности. Положительные качества воли, проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности, с лучшей стороны характеризуют личность человека. Перечень подобных волевых качеств очень велик: мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание                 и многие другие.

Приемы самовоспитания волевых качеств могут быть весьма разнообразными, но все они включают  соблюдение следующих условий:

1. Начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет свою волю. Необходимо каждое препятствие рассматривать как "невзятую крепость" и делать все возможное, чтобы преодолеть его, "взять" эту "крепость".

2. Принятое решение должно быть исполнено. Всякий раз, когда решение принимается, но исполнение снова и снова откладывается, воля человека дезорганизуется. Систематическое невыполнение принятых решений размагничивает человеческую волю. Но, принимая решение, необходимо учитывать как его целесообразность, так и выполнимость. Всякое решение, таким образом, надо  всесторонне обдумать, но, решив, выполнять.

3. Преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен преодолеть человек. Важно, чтобы человек среди повседневных дел никогда не утрачивал дальней перспективы, не терял из виду конечных целей деятельности. Поэтому необходимым условием воспитания воли является формирование высших мотивов деятельности — моральных принципов и убеждений. Особо важное значение приобретает в этой связи воспитание общественных потребностей, сознательности и чувства долга.

4. В том случае, если человек поставил дальнюю цель, имеет далекую перспективу, весьма важно видеть этапы достижения этой цели, намечать ближайшие перспективы, разрешать частные задачи, в итоге которых будут созданы условия для достижения конечной цели.

К числу важнейших условий формирования воли человека относится строгое соблюдение режима дня, правильного распорядка всей жизни человека. Наблюдения над слабовольными людьми показывают, что, как правило, они не умеют организовать ни свою работу, ни свой отдых. Хватаясь то за одно, то за другое дело, они ничего не доводят до конца. Волевой человек—хозяин своего времени. Разумно организуя свою деятельность, он не торопясь выполняет намеченное, поведение его характеризуется собранностью и целеустремленностью. Для того чтобы закалить свою волю, необходимо повседневно бороться с разбросанностью, безалаберностью в труде и быту.

           Одним из существенных условий закалки воли человека являются систематические занятия спортом. Преодоление трудностей при занятиях физической культурой является подлинной тренировкой не только мышц человека, но и его воли. Говоря о воспитании воли, не следует забывать, что успешное выполнение деятельности зависит не только от формирования тех или иных волевых качеств, но и от наличия соответствующих навыков как условий реального выполнения намеченного, достижения поставленных целей. Недостаточно только искренне желать чего-то, но нужно уметь это делать.

         Наконец, следует указать, что развитие основных волевых качеств происходит при постоянном общении человека с другими людьми, в совместной работе с ними. Вне общества, вне коллектива воля человека нормально развиваться не может. При формировании волевых качеств личности можно рекомендовать использовать следующие приемы самовоспитания: самоанализ, самоконтроль, самоприказ, самопринуждение, самосознание, саморегуляция

О. Бальзак писал: «… Не существует больших талантов без большой воли, эти две силы – близнецы – необходимы для сооружения громадного здания славы… Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант…» В большей степени именно воля делает человека успешным. Английский писатель С. Смайлс говорил: «Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности: человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли».

Волевая сфера школьника

Воля — это сознательное управление человека своими действи­ями и поступками. Волевую активность характеризуют как пред­намеренную, произвольную. Такая активность человека отличает­ся применением волевых усилий. Под волевым усилием понимают сознательно совершаемое усилие над собой, которое является тол­чком к непосредственному осуществлению какого-либо действия. В наличии волевого усилия человек убеждается тогда, когда необ­ходимо преодолеть значительные трудности.

Волевые усилия характеризуются интенсивностью, длительно­стью и направленностью.

Направленность волевых усилий — это функции активации и торможения. В различных ситуациях человек использует разные по направленности волевые усилия в одном случае требуется прила­гать усилия для того, чтобы сохранять активность в деятельности, в другом - усилия помогают остановить, например, нежелатель­ную деятельность.

Длительность волевых усилий зависит от силы мотива к дей­ствию (если человек очень хочет достичь какой-либо цели, то он будет проявлять более длительные волевые усилия) и от энер­гетики активности (чем больше энергетических ресурсов име­ется у человека, тем длительнее он может сохранять волевые усилия).

Интенсивность волевых усилий определяется силой мотива к действию, энергетикой активности и нравственными качествами личности человека.

Характеристика волевых усилий по длительности и интенсив­ности составляет основу понятия сила воли.

Сила воли - это деятельная сторона разума и морального чув­ства человека. Так как волевое усилие без необходимости не про­является, его санкционирует сознание, а направляет волевую ак­тивность моральное чувство, нравственные убеждения. Важно от­метить, что один и тот же человек в разных ситуациях ведет себя как волевой или безвольный.

Движущей силой в данном случае является не наличие или отсутствие желания достичь цели (сильная или слабая мотива­ция), а отношение человека к той или иной ситуации. Например,

один школьник боится воды, другой нет. У первого при обуче­нии плаванию имеются внутренние трудности (следует преодо­леть страх), у второго - нет.

Итак:

нельзя судить о силе воли школьников на основании только эффективности деятельности (самый быстрый или сильный уче­ник — это еще не самый волевой);

сила воли не может проявляться одинаково во всех ситуациях (одни люди оказываются более волевыми при преодолении одних трудностей, другие — при преодолении других трудностей).

Учитывая специфику проявления воли в различных ситуаци­ях, в психологии выделяют определенные волевые качества. При­менительно к проблемам физического воспитания можно опреде­лить две основные группы волевых качеств: одна характеризует упорство, другая самообладание.

Упорство проявляется через терпеливость (однократное, но длительное использование волевых усилий), настойчивость (стрем­ление достичь цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности).

Волевые качества, относящиеся к группе, характеризующей самообладание человека, определяют как смелость (способность качественно выполнять задание, несмотря на возникающее чув­ство боязни, страха), сдержанность (способность подавлять им­пульсивные, малообдуманные реакции), собранность (способность концентрировать внимание на выполняемом задании, несмотря на помехи).

Проявление воли имеет свои особенности, связанные с возра­стом школьников.

Младший школьный возраст: учащиеся совершают волевые дей­ствия, главным образом, по указанию взрослых. К третьему клас­су они приобретают способность совершать волевые акты в соот­ветствии с собственными мотивами. Младшие школьники могут проявлять настойчивость в учебной деятельности. Со временем у них формируется выдержка, ослабевает импульсивность. Ученики младших классов проявляют волевые качества, в основном, лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других, чтобы заслужить расположение к себе взрослых.

Подростковый возраст: свойственное этому возрасту половое созревание существенно изменяет (увеличивает) подвижность нервных процессов. Это приводит к определенным изменениям в волевой сфере. У подростков возрастает смелость, но снижается выдержка. Настойчивость может проявляться только в интересной для них работе. Снижается дисциплинированность, усиливается упрямство. В волевых усилиях процессы возбуждения преобладают

над торможением. Начинается формирование перехода организа­ции волевой активности от внешней стимуляции к внутренней (самостимуляции).

Старший школьный возраст: определяющим в проявлении во­левых усилий является механизм самостимуляции. Старшеклас­сники могут проявлять достаточно высокую настойчивость в дос­тижении поставленной ими цели.

Они проявляют большую способность к терпению (работа на фоне утомления). У девочек в старших классах резко снижается смелость, что создает трудности в занятиях физическими уп­ражнениями. В старших классах усиленно формируется мораль­ный компонент воли. Часто волевые усилия проявляются под влиянием социально значимой идеи. Волевая активность стар­шеклассника практически всегда имеет характер целеустрем­ленности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: