Принципы методики физического воспитания

Принципы методики физического воспитания делятся на две группы: общепедагогические методы и специфические методы.

 

Общепедагогические (методические принципы) – это исходные положения, отражающие методические закономерности педагогического процесса, обязательные при решении задач физического воспитания. Как следует из рисунка 10, к ним относятся:

а) принцип сознательности и активности;

б) принцип наглядности;

в) принцип доступности и индивидуализации;

г) принцип систематичности.

 

К специфическим принципам физического воспитания относятся:

а) принцип непрерывности;

б) принцип прогрессирования воздействий;

в) принцип цикличности;

г) принцип возрастной адекватности педагогического воздействия.

 

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ

 

Результативность педагогического процесса зависит от того, насколько сознательно и активно занимаются воспитуемые. Таким образом, понимание занимающимися того, что и для чего они выполняют на занятии, повышает заинтересованность в работе и эффективность педагогического процесса, делает возможным творческий подход в использовании средств и методов и педагогом, и занимающимися. Постепенно ученик становится партнером учителя, переставая быть лишь пассивным объектом педагогических воздействий, и превращается в субъект учебно-воспитательного процесса, что является особенно важным при решении сложных задач. Принцип сознательности и активности реализуется в практике при условии выполнения следующих его требований: 1. Формировать у занимающихся осмысленное отношение к цели и конкретным заданиям. Это становится возможным, если на занятии: конкретизируются задачи;a дается характеристика каждому заданию;a формируется интерес к занятию.a 2. Формировать навыки сознательного анализа, самоконтроля и самооценки выполнения заданий. Самоанализ всегда необходим при выполнении технически сложных движений, и он требует сформированной системы биомеханических, анатомических знаний. Самооценка включает анализ функционального состояния при выполнении физических нагрузок (знание физиологических особенностей организма). Самоконтроль подразумевает способность занимающегося самостоятельно оценивать результат всего занятия в целом. 3. Воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к процессу физического совершенствования. Активное участие занимающегося в педагогическом процессе возможно при выполнении предыдущих условий.

 

ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ

 

Физиологическим обоснованием принципа наглядности является учение И. П. Павлова об анализаторах, составляющих первую сигнальную систему отражения внешнего мира, а также учение П. К. Анохина о том, что в основе поведенческих актов лежит образование функциональных систем. Функциональные системы формируются и осуществляются на основе афферентного синтеза, то есть интеграции чувственных раздражений, дающих непрерывную и разностороннюю информацию о всех процессах и явлениях, происходящих внутри и вне организма. 68 В практике физического воспитания существуют примеры, которые объясняют важность участия при выполнении физических упражнений, таких анализаторов, как зрительный, слуховой и двигательный. Например, временное ограничение участия зрения при выполнении ведения мяча в баскетболе обостряло и совершенствовало функции слухового и двигательного анализаторов спортсменов. В дальнейшем, после снятия ограничения, выполнение этого двигательного действия отличалось гораздо большим автоматизмом и совершенностью. Это доказывает, что в процессе физического воспитания должно идти многостороннее развитие органов чувств, необходимых при выполнении физических упражнений, и обеспечивает такое развитие соблюдение принципа наглядности. Первую роль играют такие дистантные анализаторы, как зрительный и слуховой. С их помощью главным образом осуществляется управление движениями в новом незнакомом двигательном акте. Зрительные раздражители помогают уточнять движения в пространстве, а звуковые – во времени. Это происходит до тех пор, пока двигательный анализатор не займет ведущего положения. Только тогда движения станут корректироваться главным образом на основе чувственных сигналов с проприорецепторов мышц, нервных окончаний суставно-связочного аппарата и кожи. Двигательная наглядность формируется быстрее и эффективнее при помощи метода «направленного прочувствования движений» (проводка по движению). Таким образом, принцип наглядности необходим для создания чувственного образа техники, тактического варианта, для восприятия условий выполнения двигательных действий и результатов деятельности. Поставленные задачи можно решить, только воздействуя на большее количество анализаторов.

 

ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ Этот принцип обязывает осуществлять обучение и воспитание в строгом соответствии требований возможностям занимающихся, т.е. с учетом их возраста, пола, уровня подготовленности и индивидуальных различий в физическом развитии. Таким образом, принцип доступности и индивидуализации предусматривает соблюдение посильной меры трудности в обучении и воспитании, что, в свою очередь, всегда будет обеспечивать оздоровительную направленность занятий. Факторы, определяющие доступность: к 1 группе относятся факторы, характеризующие общие особенностиa данной группы занимающихся; ко 2-ой – индивидуальные особенности каждого занимающегося данной группы;a к 3-ей – адаптационные перестройки в организме;a к 4-ой – условия, задачи, средства и методы их решения.a Этот принцип раскрывается через три основных требования: 1) своевременно определять меру доступности (причем задания должны быть доступными, но сложными); 69 2) индивидуализировать общие и частные задачи (общие задачи определяют в целом набор средств и методов обучения и развития на период времени; частные задачи определяют специфичность нагрузки в рамках одного или серии занятий с учетом индивидуальных особенностей адаптации к физическим нагрузкам); 3) учитывать сенситивные периоды в развитии физических качеств.

 

ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ Смысл этого принципа заключается в построении учебно-тренировочного процесса в виде определенного алгоритма. Принцип систематичности требует, чтобы занятия физическими упражнениями не сводились к эпизодическим мероприятиям, а осуществлялись непрерывно и последовательно, т.е. систематически. При реализации принципа систематичности необходимо соблюдение двух основных требований: 1. Повторяемость. Она определяет основу процессов обучения движениям и развития физических качеств, что выражается в многократном повторении движений и заданий. 2. Вариативность. Она определяет основу совершенствования выполнения двигательных действий и долговременной адаптации при развитии физических качеств, т.е. предполагает вариативность условий, нагрузки, методов и форм проведения занятий.

 

ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ Непрерывность процесса основана на оптимальном чередовании нагрузки и отдыха. Физическое воспитание строится как непрерывный процесс, охватывающий все периоды жизни человека, а эта непрерывность обеспечивается связью эффектов предыдущих и последующих занятий. Система оптимального чередования нагрузки и отдыха определяется динамикой адаптационных процессов, протекающих в организме. Для того чтобы адаптация в организме занимающегося протекала оптимально, необходимо при подборе средств и методов учитывать физиологические фазы адаптации к нагрузкам.

 

ПРИНЦИП ПРОГРЕССИРОВАНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЙ

 

Суть данного принципа заключается в том, что нагрузка должна закономерно повышаться в соответствии с физиологическими особенностями адаптации организма к нагрузкам различной величины, так как длительное применение стандартной нагрузки приводит по мере приспособления к ней к снижению тренировочного эффекта. Динамичное повышение нагрузки возможно за счет возрастания компонентов объема и интенсивности, а также путем обновления заданий. Принцип имеет следующие требования: 1) обновление содержания занятия должно проводиться регулярно (обычно, вводятся новые упражнения, требующие мобилизации основных систем организма для их выполнения); 2) увеличение объема и интенсивности нагрузки (при этом необходимо помнить о том, что степень изменений в организме пропорциональна объему и интенсивности выполненной работы: чем больше объем, тем прочнее перестройки в организме, а чем выше интенсивнее работа, тем мощнее процессы восстановления и сверхвосстановления). 3) выполнение условий при усложнении заданий: посильность новых заданий (их соответствие функциональным возможностям);a последовательность (преемственность и взаимосвязь физическихa упражнений); регулярность занятий;a оптимальное чередование нагрузок с отдыхом;a постепенность в повышении нагрузок.a Существуют три основных способа повышения нагрузки: а) прямолинейно-восходящее увеличение нагрузки; б) ступенчатое повышение нагрузки; в) волнообразное повышение нагрузки. Волнообразные колебания нагрузки являются фоном, на который накладывается прямолинейная и ступенчатая форма их динамики. Прямолинейно-восходящий способ увеличения нагрузки используется, когда величина нагрузки невелика и необходимо обеспечить постепенное втягивание в работу. Ступенчатое повышение соответствует задаче резкого стимулирования роста тренированности.

 

ПРИНЦИП ЦИКЛИЧНОСТИ Принцип цикличного построения занятий чаще всего используется в спортивной тренировке. Он определяет структурную упорядоченность учебновоспитательного процесса. Его сущность раскрывается в композиционной повторяемости отдельных занятий и их серий. В практике принято различать микро-, мезо- и макроструктуру воспитательного процесса. Продолжительность микроцикла, как правило, не превышает семидневный режим двигательной активности индивида. Он является основной структурной единицей планирования учебно-воспитательного процесса. Его содержание предусматривает планирование развивающих занятий целевой направленности и отдыха с учетом совокупности факторов, отражающих закономерности адаптации организма к физической нагрузке и обеспечивающих выраженный кумулятивный тренировочный эффект. Кумулятивный тренировочный эффект – это результат соединения ближайших и отставленных эффектов тренировочных занятий, воплощенный в приобретении или улучшении состояния тренированности, которая имеет своей основой более или менее существенные адаптационные перестройки биологических структур и функций организма. Степень и направленность этих перестроек зависят от общего содержания, особенностей построения и длительности этапов и периодов тренировочного процесса. Отсюда кумулятивный эффект тренировки бывает различным: при полноценном содержании и построении тренировки он характеризуется всевозрастающим (с каждым новым этапом) уровнем тренированности; хронические же изъяны в тренировке могут привести к противоположному кумулятивному эффекту – «перетренированности».

 

ПРИНЦИП ВОЗРАСТНОЙ АДЕКВАТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Данный принцип реализуется в процессе целенаправленного регулирования меры воспитательного воздействия на различных этапах онтогенеза. Поскольку возрастная динамика развития физических способностей, совершенствования вегетативных и моторных функций организма во многом определяет содержание учебно-воспитательного процесса, реализация рассматриваемого принципа предусматривает постановку долгосрочных целей, подбор оптимальных средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки в различные возрастные периоды. Следует отметить, что эффективность физического воспитания детей во многом обусловлена правильным подбором физических нагрузок преимущественной направленности в период сенситивного развития организма, что, несомненно, обеспечивает благоприятные предпосылки для эффективного роста их спортивно-технического мастерства. Характер же занятий физическими упражнениями лиц среднего и пожилого возраста приобретает черты физической рекреации оздоровительной направленности. Таким образом, эффективная реализация принципа возрастной адекватности предусматривает решение следующих вопросов: 1) обеспечение постепенного увеличения физических нагрузок в соответствии с индивидуальными возможностями на каждом возрастном этапе;  2) совершенствования вегетативных и моторных функций организма в процессе онтогенеза; 3) обеспечение гармоничного развития физических способностей; 4) определение стратегии и технологии преимущественной направленности подготовки на отдельных этапах многолетних занятий.

 

Вопросы:

1) Кратко охарактеризуйте общепедагогические и специфические принципы физического воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: