Краткий конспект урока

«Рынок. Рыночные структуры»

1. Рынок -

а) в узком смысле это место, где торгуют

б) в широком смысле эта система товарно – денежных отношений, которая сводит продавца и покупателя и соединяет фирмы, отрасли и регионы в единый хозяйственный организм экономическими отношениями

 

2. Функции рынка

а) посредническая

б) регулирующая

в) стимулирующая

г) санирующая

д) информационная и др.

 

3. Классификация рынков

а) по масштабам товарно – денежных отношений

 

Виды рынка

 

мировой          национальный          региональный местный

    (внешний)       (внутренний)

в масштабах       в масштабах             в масштабах    в масштабах     

экономики всего    экономики отдельного экономики крупного города, района,

мира               государства            региона                 села

 

б) по сферам рынка

 

Виды рынка

 

 

потреби-      рынок    рынок    финан-  валют-   рынок  инфор-

тельский      жилья        средств  совый              ный      труда мацион-

              и недви-   произ-                                                     ный

        жимости водства

 

 

в) по степени развития конкуренции

 

Виды рынка

 

рынок              рынок              олигопольный  монопольный

     чистой   монополис-         рынок                  рынок

(совершенной)   тической  

конкуренции конкуренции            

Совершенная конкуренция – это ситуация, при которой множество продавцов, однородная продукция, равный доступ к информации, открытый доступ на рынок, цены контролирует рынок.

Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию. Она включает в себя несколько моделей:

- Монополистическая конкуренция (парфюмерная, фармацевтическая отрасли). Это ситуация, при которой фирм много, но каждая из них обладает некоторой монопольной властью;

- Олигополия (автомобильная отрасль, алюминиевая, сталелитейная). При этом виде конкуренции в отрасли существует ограниченное число крупных фирм, взаимно зависимых в принятии решений о ценах на свою продукцию;

- Чистая монополия (господствует один продавец)

 

4. Конкуренция

 

Конкуренция – борьба, соперничество между всеми участниками рынка за лучшие условия производства и сбыта товара.

 

Причины конкуренции

а) экономическая обособленность, самостоятельность всех участников рынка (и продавцов и покупателей).

б) зависимость продавцов от покупательского спроса.

 

Участники конкуренции

а) продавцы с продавцами:

 

внутриотраслевая конкуренция: борются за покупательский спрос, т.к. торгуют однородным товаром   межотраслевая конкуренция: борются за перераспределение прибыли, которое происходит путем перевода капиталов из отраслей с низкой выгодностью бизнеса в отрасли с высокой выгодностью бизнеса

 

б) покупатели с покупателями

в) продавцы с покупателями

 

5.                                       Формы конкуренции

 


ценовая конкуренция (инструментом борьбы является изменение цены) неценовая конкуренция (соперничество осуществляется неценовыми инструментами)

 

 


снижение цены                                      улучшение качества товара

 

демпинг                                                  реклама

 

улучшение качества товара                    дизайн

при неизменной цене

                                                             сервис

 

6. Последствия конкуренции

а) снижение цены

б) улучшение качества товара

в) увеличение ассортимента товара

г) банкротство не выдержавших конкуренцию фирм

 

 

7. Монополия - это такая ситуация на рынке, при которой одна фирма осуществляет 100% продаж данного товара (т.е. является единственным поставщиком данного товара)

 

Такую фирму называют монополистом

 

8. Последствия монополии

а) установление завышенных цен на монопольную продукцию

б) снижение качества товара

в) уменьшение ассортимента товаров

г) возможность аккумулировать огромные средства и осуществлять грандиозные проекты и др.

 

9. Антимонопольное законодательство –

это свод законов, которые принимают развитые государства с целью регулирования деятельности монополистов и стимулирования конкуренции.

 

В России по этому законодательству

закрытые и естественные монополисты могут повышать цены только тогда, когда докажут государству, что их издержки на производство товаров и услуг увеличились и без повышения цены бизнес становится невыгодным.

 

9. Рациональным потребителем экономисты считают такого покупателя,

- структура и очерёдность покупок которого отражают структуру и важность его личных потребностей,

- приобретённый им набор товаров и услуг способен обеспечить максимальное удовлетворение потребностей при ограниченном размере денежного дохода



Защита прав потребителя.

Потребитель имеет право на приобретение безопасного товара, на достоверную информацию о его качестве и свойствах. На упаковке товара должны быть указаны состав, производитель и его координаты. Если товар продаётся без упаковки, то необходимую информацию должен представить продавец.

В случае приобретения некачественного товара можно выбрать следующие варианты решения проблемы:

А) потребовать устранения недостатков товара;

Б) договориться с продавцом о снижении цены товара;

В) заменить некачественный товар аналогичным качественным;

Г) заменить некачественный товар товаром другого вида с компенсацией разницы цены.

Если товар не подошёл потребителю, то в течение 14 дней он может вернуть его продавцу при условии, что внешний вид товара не испорчен и на него имеется чек.

Это не все варианты решения проблем покупателя. Подробнее о них можно прочитать в Законе о защите прав потребителя.

 




double arrow
Сейчас читают про: